Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;

- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;

- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный звук в словах и слогах;

- закрепить понятие «слово»;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать дыхание и голос;

- развивать фонематическое восприятие и слух;

- воспитывать умение детей внимательно слушать педагога.

           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon starshaya_gruppa._zvuk_u.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте  в старшей  логопедической группе

по теме: «Звук У». Занятие № 1

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;

- научить детей правильной артикуляции и характеристике звукаУ;

- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный звук в словах и слогах;

- закрепить понятие «слово»;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать дыхание и голос;

- развивать фонематическое восприятие и слух;

- воспитывать умение детей внимательно слушать педагога.

        

ОБОРУДОВАНИЕ: 

 - дудочки для каждого ребенка;

- предметные картинки на звук У в начале слова под ударением;

- схемы для характеристики звука У;

- сюжетные картинки для составления предложений;

- фишки для звукового анализа

Ход образовательной деятельности.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Социально-коммуникатив-ное развитие

Игровая деятельность

1.  Организационный момент.

ИГРА «Узнай по голосу».

Дети заходят в группу, становятся в круг. Один из них выходит в круг, закрывает глаза и по голосу угадывает, кто его позвал.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

2. Пальчиковая гимнастика.

«ДОЖДЬ»

Кто там топает по крыше?

Топ-топ-топ.

Чьи шаги всю ночь я слышу?
Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли.

Топ-топ-топ.

Может, кошек подковали?

Топ-топ-топ.

(На воспрос – беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук;

На «топ-топ-топ» - попеременные удары по столу ладонями рук).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

3. Массаж лица.

(Знакомство с массажем,  работа  с зеркалами. Сначала проводится поглаживание, а затем логопед знакомит детей с постукивающими движениями).

Дождик, дождик, веселей! (От середины лба к вискам).

Капай, капай, не жалей! ( вокруг круговых  мышц глаз от переносицы к вискам).

Только нас не замочи! (По мышцам щек от крыльев носа к вискам).

Зря в окошко не стучи! (от середины подбородка к ушам).

Т.Куликовская.

Заканчиваем массаж поглаживаниями.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

4. Развитие мимики.

ИГРА «ОСЕНЬ».

Осень наступила. Высохли цветы (грусть)

И глядят уныло серые кусты (поникший взгляд)

Вянет и желтеет травка на лугах (печаль)

Только зеленеет озимь на полях (радость)

А. Плещеев.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

6. Артикуляционная гимнастика.

- ОКОШКО

- УЛЫБКА

- ТРУБОЧКА

-ЛОПАТОЧКА

-ИГОЛОЧКА

-НАКАЖЕМ ЯЗЫЧОК

Социально-коммуникатив-ное развитие, физическое развитие

Игровая деятельность, двигательная деятельность

7. Дыхательная гимнастика.

ИГРА «Дудочка». Дети поочередно дуют каждый в свою дудочку.

ИГРА «Погрели ладошки». Выдох на ладошки с произнесением звука У.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

8. Тема занятия.

- Сегодня мы с вами познакомимся со звуком У и паровозиком, который любил этот звук произносить.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

9. Акустико-артикуляционный образ звука.

- Ребята, посмотрите на картинку и произнесите любимый звук паровозика (- УУУУ)

- Посмотрите в зеркале, в каком положении у нас находятся губы (ВЫТЯНУТЫ ТРУБОЧКОЙ),
язык (СПОКОЙНО ЛЕЖИТ НА ДНЕ РТА), 

Зубы (СБЛИЖЕНЫ, НО НЕ СОМКНУТЫ), 

Воздушная струя (ТЕПЛАЯ, СПОКОЙНО ВЫХОДИТ ИЗО РТА, НЕ ВСТРЕЧАЯ ПРЕГРАДЫ).

ЗВУК У – ГЛАСНЫЙ, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.  (маленький красный круг)

Социально-коммуника-тивное развитие ,

Речевое развитие

Игровая деятельность

10.  Развитие фонематического слуха.

ИГРА «ПОЙМАЙ ЗВУК».

Из ряда звуков: А, У, И,А, О, И,У, О, И, У, …..

Социально-коммуника-тивное развитие ,

Речевое развитие

Игровая деятельность

11. Закрепление звука в слогах.

ИГРА «ЗАПОМНИ – ПОВТОРИ»

Дети вслед за логопедом повторяют слоги:

УМ-УМ-АМ

АМ-АМ-УМ

НУ-НУ-НА

ОП-УП-УП

УТ-ОТ-УТ

КУ-КА-КУ

 И др.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

12. Выделение звука У из состава слогов УА, УМ, УН

Логопед произносит слоги, выделяя голосом звук У, дети должны назвать первый звук.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

13. Физкультминутка.

Выполнение движений по тексту:

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку

Весело шагать,

Весело шагать

Руки поднимать,

Руки опускать,

Весело шагать,

Весело шагать,

Руки поднимать,

Руки опускать.

 (О.Гомзяк)

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

14. Закрепление звука в словах.

Работа с картинками, отбор или просто проговаривание картинок на У, деление слов на слоги.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

15. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений со словом УТКА, УЗОР.

УТКА ПЛЫВЕТ.

МАЛЬЧИК РИСУЕТ УЗОР.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

16. Закрепление звука в тексте.

Повторение за логопедом:

КУ-КУ-КУ – сидит дятел на суку.

УТ-УТ-УТ  - две улитки ползут.

УХ+УХ-УХ – Вася ловит мух.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

17. ИТОГ занятия.

Логопед: - Какой звук у паровозика самый любимый? (ЗВУК У).

Какой это звук? (ЗВУК У – ГЛАСНЫЙ)

Фишкой какого цвета мы его будем обозначать? (КРАСНОГО ЦВЕТА)

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

18. ОЦЕНКА работы детей, ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Приклеить в тетрадь картинки на звук У.

Социально-коммуника-тивное развитие

Трудовая деятельность

19. Трудовые поручения во время НОД.

Материал для закрепления с воспитателем,

родителями и на индивидуальных занятиях.

  1. Игра «ПОЙМАЙ ЗВУК»
  2. Выделить начальный звук в словах УТКА, УШИ, УЛЯ, УЛЕЙ
  3. Учить давать характеристику звуку У: звук У – гласный, воздух свободно выходит, не встречая преграды, получается песенка, обозначаем его красной фишкой (маленьким красным кругом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Т».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики и артикуляции;- продолжить  знакомство детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в н...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук К».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком К и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Х».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Х и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки П и Пь».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки П-Пь;- учить детей давать  характеристику звуков П и Пь;- учить детей различать звуки П и Пь по твердости-мягкости;- д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Т и Ть».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать  характеристику звуков Т и Ть;- учить детей различать звуки Т и Ть по твердости-мягкости;- п...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки К и Кь».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Кь и способом его характеристики по артикуляционным и акустическим признакам;- упражнять детей в делении слов на слоги;- учить определять место звука в слов...