программа коррекционной работы с детьми
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа) на тему

Гусева Ирина Анатольевна

Разработана для детей средней и старшей коррекционной групп как приложение к основной программе детского сада компенсирующего вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrekts.programma.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

 Коррекционно-развивающая работа по развитию речи для детей 2-го и 3-го этапов обучения

Система общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с психо-речевыми нарушениями.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов:

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

  • коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);
  • профилактического;
  • развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

2. Единство диагностики и коррекции.

Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

3. Приоритетность коррекции каузального типа.

В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.

4. Деятельностный принцип коррекции.

Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.

6. Комплексность методов психологического воздействия.

Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы  сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).

7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.

Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться насколько последовательно реализуются дидактические принципы.

1. Развитие динамичности восприятия.

В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.

2. Продуктивность обработки информации.

Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.

3. Развитие и коррекция высших психических функций.

Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.

4. Обеспечение мотивации к учению.

Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания.

5. Концентрический.

В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).

          1 .1. Цели и направления деятельности по коррекции  речевого развития

Цель  коррекционной работы:

организация эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей, способствующих развитию личности ребёнка, предусматривающих полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.  

  

Основные направления коррекции речевого развития

Развитие  лексико-грамматической стороны речи

  Развитие фонетико-фонематической системы языка,

Навыков языкового анализа и синтеза

 Развитие связной речи и речевого общения

Обогащение активного и пассивного словаря; формирование  грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование)

 

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

 Овладение речью как средством общения.

  Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;

1.2. Коррекционные задачи  по развитию речи

Развитие  лексико-грамматической стороны речи

  • Пополнять и активизировать словарь  по изучаемым лексическим темам, закреплять знания, полученные во время занятий;
  • Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
  • Развивать умение использовать в речи   прилагательные, глаголы, наречия, предлоги,  слова с обобщающим значением;  
  • Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи.
  • Учить образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных; правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных.
  • Учить использовать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов, несклоняемых существительных.
  • Побуждать к  построению фразы,  согласование слов в предложении.
  •  Учить составлять (с помощью) из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные  путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств;  
  • упражнять в словообразовании (слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительных прилагательных, приставочных глаголов).

  Развитие фонетико-фонематической системы языка,

навыков языкового анализа и синтеза

  • Развивать артикуляционный аппарат,
  • Развивать  фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук, выделять определенный звука из потока звуков, слогов.  
  • Работать  над  дикцией (отчетливое произнесение слов и словосочетаний);
  •  Заниматься  постановкой и автоматизацией всех нарушенных групп звуков в слогах, словах, предложениях, потешках, текстах, свободной речи
  • Преодолевать  нарушение  слоговой структуры слова.

Развитие связной речи и речевого общения

  • Побуждать к активному употреблению в речи простейших видов сложных предложений.
  • Продолжать развивать у детей диалогическую форму речи,    создавать коммуникативные ситуации, вовлекая детей в разговор.
  • Учить пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

1.3. Формы организации коррекционного процесса 

Формы организации

 коррекционного  процесса

по развитию речи

Педагог

Совместная с педагогом деятельность

Индивидуальные занятия логопеда с детьми  

Логопед

*

 Ситуативное общение, беседы с детьми

Все педагоги

*

 Коррекционная работа воспитателя с ребёнком по заданию логопеда

Логопед, воспитатель

*

 Кружковая работа или проектная деятельность

логопед

 

 

 

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются:

  • наглядные,
  • словесные,
  • практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести широко используемые в последнее время методы моделирования и метод проектов.

1.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников 

Основные направления деятельности

Формирование базы данных на семью

Информирование родителей о ходе реализации Программы

Педагогическое просвещение родителей

Совместные с семьей мероприятия

 - Изучение личного дела ребенка, составление характеристик на детей по результатам наблюдений, диагностики;

-Беседы с родителями об особенностях речевого развития ребенка, выполнения рекомендаций специалистов    

 - Анкетирование по вопросам речевого развития

 - Ознакомление с результатами педагогической диагностики

 - Оформление портфолио дошкольника  

 - Информирование через сайт детского сада

 - Посещение открытых индивидуальных занятий

 - Информационные листы о задачах работы по каждой лексической теме

 - Родительское собрание

 - Деловая игра, тренинг

 - Консультации

 - Семинар-практикум

 - Мастер-класс

 - Беседы

 - Наглядная информация

 - Памятки, рекомендации

 - «Педагогическая библиотека»

- Выполнение домашних заданий логопеда

 

 - Оформление портфолио дошкольника

 - Проектная деятельность

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИХ «ОНР» И НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

В предлагаемой программе представлена система работы по формированию фонематического восприятия лексико-граматических средств языка и развитию связной речи у детей. Она позволяет экономнее использоват...

Программа коррекционной работы с детьми ОВЗ педагога-психолога ДОУ комбинированного вида

Коррекционная программа рассчитана на детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 7 лет и  обеспечивает осуществление образовательного процесса в условиях комбинированной группы (особенности развития детей с ...

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...