Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Климёнова Людмила Эдуардовна

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как в области предметных и межпредметных знаний, так и в сфере развития личности, качественные изменения, происходящие с сегодняшними детьми, всё это требует внедрения в психолого-педагогическую работу эффективных, комплексных и, в то же время, простых в использовании методик. Одна из такого рода методик – работа с песком. Она сочетает в себе диагностические и коррекционные функции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_korrektsionnoy_deyatelnosti.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 57 ОАО «РЖД»

Программа

коррекционно-развивающей направленности

«Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми  группы компенсирующей направленности»

Составители:

               Воспитатель высшей квалификационной категории КлимёноваЛ.Э.
              Воспитатель высшей квалификационной категории Салынина О.В.                  Педагог- психолог высшей квалификационной категории   Климкина А.А.

Смоленск

Пояснительная записка

Актуальность темы.

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как в области предметных и межпредметных знаний, так и в сфере развития личности, качественные изменения, происходящие с сегодняшними детьми, всё это требует внедрения в психолого-педагогическую работу эффективных, комплексных и, в то же время, простых в использовании методик. Одна из такого рода методик – работа с песком. Она сочетает в себе диагностические и коррекционные функции.

Игры с песком – удивительный способ общения ребёнка с миром и с самим собой. Перед ребёнком открываются новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром.

Принцип «терапии песком» был предложен К.Г. Юнгом, швейцарским психотерапевтом, сначала он рекомендовал использовать песок в целях диагностики и коррекции эмоционального состояния детей. Позднее, Г.М. Грабенко и Г.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр для сказкотерапии, назвав из коррекционно-развивающими.

Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребёнком картина из песка является творческим продуктом. На данных занятиях происходит творческое самовыражение ребёнка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. В работе с песком появляется возможность созидательного изменения и поиск путей развития формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Ребёнок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, воплощает фигурку волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами.

Специалисты нашего дошкольного учреждения считают, что использование игр с песком способствует решению коррекционных задач, коррекции психических процессов, развитию связной речи, мелкой моторики пальцев рук. На занятиях с использованием песочной терапии у детей с ОНР и ФФН лучше развиваются психические процессы, что способствует лучшему усвоению программного материала, формированию речеязыковых умений дошкольника.

Таким образом, актуальность использования игр с песком определяется, во-первых, решением речевых задач; во-вторых, развитием связной речи; в-третьих, развитием мелкой моторики кисти руки; в-четвёртых, коррекцией психических процессов детей с ОНР и ФФН.

Новизна программы состоит в синтезе различных методов проективной диагностики (придумывание сказок,  создание песочного мира, страны), и методов Арт-терапии: создание песочных «картин» спонтанно, либо по инструкции, которая может быть моделирующей или тематической; коррекционно-педагогические занятия, направленные на развитие когнитивной сферы ребенка, развитие речи; придумывание сказок, как самими детьми в контексте песочной картины, так и специалистом под конкретную проблему; воплощение сценариев в игровой форме; использование фигурок для моделирования тех или иных жизненных ситуаций в контексте песочной картины.

Объект деятельности: воспитательно-образовательный процесс по развитию детей с ОНР и ФФН.

 Предмет: система мероприятий по формированию лексико-грамматического строя речи, развития связной речи, мелкой моторики кисти рук, психических процессов у детей старшего возраста с ОНР и ФФН.

 Цель деятельности: выявить эффективность использования методов песочной терапии для более успешного преодоления недоразвития речи и гармонизации психоэмоционального состояния детей с ОНР и ФФН.

Задачи:

1. Изучить литературу по песочной терапии.

2. Провести диагностику детей.

3. Повысить профессиональный уровень компетенции педагогов по данному разделу.

4. Внедрить игры с песком в работу с детьми с ОНР и ФФН.

5. Проанализировать динамику по результатам деятельности.

6. Разработать систему мероприятий по просвещению родителей воспитанников группы компенсирующей направленности

 Предполагаемые результаты: добиться положительной динамики в работе над лексико-грамматическим строем речи, над развитием связной речи, улучшить мелкую моторику кисти рук и гармонизировать психоэмоциональное состояние детей.

 Диагностический инструментарий: план деятельности всех специалистов, принимающих участие в работе; общая диагностическая карта обследования речи и психических процессов детей группы компенсирующей направленности с ОНР и ФФН; диагностические материалы.

 Для решения поставленных задач предполагается использование комплекса взаимодополняющих методов:

эмпирические: анализ источников по проблеме, изучение литературы, наблюдение, передовой педагогический опыт;

практические: использование ситуаций, беседы по вопросам, сравнение, обобщение, необходимы материал для игр с песком.

Этапы деятельности:

1. Первый этап: диагностический.

Содержание деятельности

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

  1. Изучить материал по теме
  1. Диагностическое исследование детей
  1. Подготовить материал по теме
  1. Разработка перспективного плана работы
  1. Провести консультацию для воспитателей
  1. Провести консультацию для родителей
  1. Подготовить конспекты занятий

2. Второй этап: основной

Содержание деятельности

Месяц

Мероприятия

Октябрь – апрель

Игровые сеансы с детьми по планам специалистов

3. Третий этап: заключительный

Содержание деятельности

Месяц

Мероприятия

май

  1. Итоговое диагностическое исследование детей
  1. Обобщение и анализ результатов деятельности, формулировка выводов
  1. Оформление отчёта и рекомендаций по результатам деятельности
  1. Выступление на педагогическом совете с докладом на тему: «Результаты деятельности по песочной терапии»

 

Сроки деятельности:

I этап – диагностический

II этап – основной

III этап – заключительный

Исполнители: учитель-логопед, воспитатели   группы компенсирующей направленности, педагог-психолог.

Участники: воспитанники   группы компенсирующей направленности с ОНР и ФФН.

Психолого-педагогические условия, способствующие формированию речеязыковых представлений и развитию психических процессов, включают:

  • использование игровой мотивации;
  • построение игровых сеансов таким образом, чтобы они вызывали у ребёнка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие;
  • организация игровых сеансов с учётом целей, предвосхищающих возможности ребёнка;
  • диагностику знаний и умений дошкольника в процессе игр с песком для получения динамики развития.

В деятельности участвовали учитель-логопед и воспитатели группы, педагог-психолог. Каждый специалист проводил игровые сеансы один раз в месяц. Учитель-логопед решала следующие задачи: накопление и обогащение словаря по различным лексическим темам; обработка грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие мелкой моторики; гармонизация психических процессов. Все эти речевые задачи решались с использованием различных игр, упражнений, подобранных по каждой лексической теме. Помимо речевых задач, воспитатели закрепляли счётные операции, ориентировку в пространстве, времени и на плоскости. Педагог-психолог работала над развитием и коррекцией познавательных процессов, эмоционально-волевой и поведенческой сферы, использовала игры и упражнения для закрепления материала по лексическим темам.

Таким образом, используя песочную терапию в коррекционно-образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФН, мы добились значительных результатов у всех детей, участвующих в деятельности. Во-первых, у 89 % детей увеличился словарный запас по всем лексическим темам, в речи стало меньше аграмматизмов. Во-вторых, у 90 % детей появилась положительная динамика в развитии связной речи. У двоих детей – динамика незначительная, т.к. эти дети пропустили много дней по болезни. Используя игры с песком, мы учили детей отвечать на вопросы, придумывать предложения, обобщать, сравнивать. В-третьих, у всех детей заметна положительная динамика в развитии психических процессов, таких как все виды памяти, внимание, мышление, восприятие; и эмоционально-волевой и поведенческой сферах. Так, к примеру, у детей, входящих в «группу риска», наблюдается возрастающий интерес к играм с песком (что приводит к повышению уровня внимания), дети стали более уравновешены в поведении и заметна положительная мотивация к НОД. Кроме того, так как созданная ребёнком картина из песка является творческим продуктом, происходит творческое самовыражение, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития, что очень важно для детей и ОНР и ФФН. В-четвёртых, у 100 % детей улучшилась мелкая моторика пальцев рук. В-пятых, дети лучше освоили количественный и порядковый счёт; деление целого на части; ориентировку в пространстве, времени и на плоскости; сравнение по величине. У 75 % детей значительная динамика в развитии элементарных математических представлений, у 25 % - незначительная, т.к. эти дети много дней пропустили по болезни, у одного ребенка – сложный речевой диагноз + педагогическая запущенность.

Таким образом, нами сделан вывод, что занятия с использованием песочной терапии способствуют лучшему усвоению программного материала, формированию речеязыковых умений дошкольников, развитию психических процессов и стабилизации эмоциональной и поведенческой сфер.

Практическая значимость работы определяется возможностью дальнейшего использования, результаты позволили дать ряд рекомендаций для педагогов, родителей и воспитателей по использованию песочной терапии в коррекционной работе с детьми с ОНР и ФФН.

Список литературы:

  1. Большебратская Э.Э. «Песочная терапия» — Петропавловск, 2010 .
  2. Гаврик А.В., Ратникова Е.В. "Игры на песке" —  СПб.: Речь, 2013.
  3. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. "В гостях у песочной феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста" // Вестник практической психологии образования, 2006. - №1. – C. 66-74
  4. Сакович Н.А. " Технология игры в песок. Игры на мосту" — СПб.: Речь, 2006.
  5. Штейнхардт Л. "Юнгианская песочная психотерапия"— СПб.: Питер, 2001. 
  6. Эль Г. "Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия" —  СПб.: Речь, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми средней группы с ОНР и ЗПР

Программа опытно-экспериментальной деятельности "Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми средней группы с ОНР и ЗПР"...

План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии. «Песочные Фантазии»

План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии....

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»....

Проект «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми среднего возраста, имеющими ОНР и ЗПР»

Это совместный проект педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателей средних групп....

Совместный проект психолога, учителя – логопеда, воспитателей средней группы: «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми среднего возраста, и

Игры с песком – удивительный способ общения ребёнка, перед ним открываются новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром....

«Использование методов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

laquo;Использование методов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...