Проект «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми среднего возраста, имеющими ОНР и ЗПР»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Майорова Людмила Павловна

Это совместный проект педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателей средних групп. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskoe_soprovozhdenie_detey_s_ovz.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 15 с.Кабанск»

Совместный проект педагога-психолога,

учителя-логопеда, воспитателей средних групп

«Использование методов  песочной терапии в коррекционной работе с детьми среднего возраста, имеющими  ОНР и  ЗПР»

Составили Майорова Л.П., педагог-психолог

Шолохова Л.И., учитель-логопед.

1. Тема эксперимента: «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми средней группы с ОНР и ЗПР»

2. Сроки экспериментальной деятельности:

I этап – исследовательско-диагностический: 20.09.2016 г. – 20.11.2016 г.

II этап – основной: 20.11.2016 г. – 30.04.2017 г.

III этап – заключительный: 01.05.2017 г. – 30.05.2017 г.

3. Исполнители и участники  эксперимента.

Исполнители: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели средних групп «А» и «Б». МАДОУ «Детский сад №15 с.Кабанск»

Участники: воспитанники средних групп «А» и «Б»  с ОНР и ЗПР

4. Актуальность темы.

         Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как в области предметных и межпредметных знаний, так и в сфере развития личности, качественные изменения, происходящие с сегодняшними детьми, всё это требует внедрения в психолого-педагогическую работу эффективных, комплексных и, в то же время, простых в использовании методик. Одна из такого рода методик – работа с песком. Она сочетает в себе диагностические и коррекционные функции.

           Игры с песком – удивительный способ общения ребёнка, перед ним открываются новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром.

  метод «песочной терапии» был предложен швейцарским психотерапевтом К.Г. Юнгом. Сначала он рекомендовал использовать песок в целях диагностики и коррекции только эмоционального состояния детей. Позднее, Г.М. Грабенко и Г.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр для сказкотерапии, назвав их коррекционно-развивающими.

          Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребёнком картина из песка является творческим продуктом. Данные игровые сеансы с использованием песка способствуют  творческому самовыражению ребёнка, на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. В работе с песком появляется возможность созидательного изменения и поиск путей развития формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Ребёнок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, воплощает фигурку волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами.

        Специалисты нашего дошкольного учреждения считают, что использование игр с песком способствуют решению коррекционных задач, коррекции психических процессов, развитию звуковой культуры речи, развитию мелкой моторики пальцев рук. На занятиях с использованием песочной терапии у детей с ОНР и ЗПР  развиваются психические процессы, формируются речевые умения дошкольника, что способствует лучшему усвоению программного материала в целом.

         Таким образом, актуальность использования игр с песком определяется, во-первых, решением речевых задач; во-вторых, развитием мелкой моторики пальцев рук; в-третьих, коррекцией психических процессов детей с ОНР и ЗПР.

5. Объект экспериментирования: воспитательно-образовательный процесс по развитию детей с ОНР и ЗПР.

6. Предмет экспериментирования: система мероприятий по формированию лексико-грамматического строя речи, развитию звуковой культуры речи, мелкой моторики пальцев рук, психических процессов у детей среднего возраста с ОНР и ЗПР.

7. Цель эксперимента: выявить эффективность использования методов песочной терапии для более успешного преодоления нарушений речевого развития и гармонизации психо-эмоционального состояния детей с ОНР и ЗПР.

8. Задачи:

  • Изучить литературу, интернет ресурсы по песочной терапии.
  • Провести диагностику детей.
  • Повысить профессиональный уровень компетенции педагогов по данной теме.
  • Разработать и апробировать темы игровых сеансов, направленных на решение всех поставленных задач.
  • Проанализировать динамику по результатам эксперимента.
  • Разработать систему мероприятий по просвещению родителей воспитанников средней группы, участвующих в эксперименте.

9. Гипотеза.

   Используя песочную терапию в коррекционно-образовательной работе с детьми среднего дошкольного возраста с ОНР и ЗПР, мы считаем, что добьемся  значительных результатов у всех детей, участвующих в экспериментальной деятельности:

  • у детей увеличится словарный запас по всем лексическим темам,
  • в речи станет меньше аграмматизмов,
  • у детей появится положительная динамика в развитии звуковой культуры речи,
  •  дети активнее будут отвечать на вопросы, придумывать предложения,
  • положительная динамика в умениях обобщать, сравнивать,
  •  у  детей проявится  положительная динамика в развитии психических процессов, таких как все виды памяти, внимание, мышление, восприятие;  эмоционально-волевой и поведенческой сферах; дети станут более уравновешены в поведении и проявят познавательный интерес,
  •  кроме того, так как созданная ребёнком картина из песка является творческим продуктом, произойдет  творческое самовыражение, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне будет происходить выход внутреннего напряжения и поиск путей развития, что очень важно для детей и ОНР и ЗПР,
  •  у  детей улучшится подвижность пальцев рук,
  •  проявится  динамика в развитии элементарных математических представлений: дети лучше освоят количественный и порядковый счёт; деление целого на части; ориентировку  на плоскости; сравнение предметов по форме и величине.

       Таким образом, использование метода песочной терапии  поспособствует лучшему усвоению программного материала в целом.

Практическая значимость работы определяется возможностью дальнейшего использования, результаты позволят дать ряд рекомендаций для педагогов, родителей и воспитателей по использованию песочной терапии в коррекционной работе с детьми с ОНР и ЗПР.

10. Инструментарий: план экспериментальной деятельности всех специалистов, принимающих участие в эксперименте;  диагностические карты обследования речи и психических процессов детей средних групп с ОНР и ЗПР; диагностические материалы.

11. Психолого-педагогические условия, способствующие формированию, развитию речевых и психических процессов:

  • использование игровой мотивации;
  • построение игровых сеансов таким образом, чтобы они вызывали у ребёнка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие;
  • организация игровых сеансов с учётом целей, предвосхищающих возможности ребёнка;
  • диагностика знаний и умений дошкольника в процессе игр с песком для получения динамики развития.

В экспериментальной деятельности участвуют учитель-логопед, педагог-психолог, два воспитателя средней группы «А», два воспитателя средней группы «Б». По разработанному плану каждый педагог проводит 12 игровых сеансов,  один раз в две недели. В итоге 48 сеансов: с каждым ребёнком 2 раза в неделю (1- воспитатель, 2 – логопед или психолог).

Учитель-логопед решает следующие задачи:

  • накопление и обогащение словаря по различным лексическим темам;
  • обработка грамматического строя речи;
  • развитие звуковой культуры речи;
  • развитие мелкой моторики;
  • гармонизация психических процессов.

Все эти речевые задачи решаются с использованием различных игр, упражнений, подобранных по каждой лексической теме.

Задачи педагога-психолога: 

  • развитие и коррекция познавательных процессов, эмоционально-волевой и поведенческой сферы, гармонизация психических процессов
  •  развитие связной речи, грамматического строя речи детей
  • развитие мелкой моторики

Воспитатели решают задачи:

  • развитие элементарных математических представлений: закрепление счётных операций, деление целого на части; закрепление навыков ориентировки на плоскости;  сравнение предметов по форме и величине.
  • накопление и обогащение словаря по различным лексическим темам, развитие связной речи, грамматического строя речи детей
  • развитие мелкой моторики.

12. Для решения поставленных задач на различных этапах эксперимента предполагается использование комплекса взаимодополняющих методов исследования:

эмпирические: изучение литературы, анализ источников по проблеме эксперимента,  исследование передового педагогического опыта;

практические: естественный эксперимент, использование ситуаций, беседы по вопросам, сравнение, обобщение, необходимы материал для игр с песком.

13. Этапы эксперимента:

13.1. Первый этап: исследовательско-диагностический.

Содержание деятельности

Месяц

Мероприятия

 

Ответственные

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

  1. Подборка и изучение материал по теме

  1. Диагностическое исследование детей

  1. Разработка перспективного плана работы

  1. Защита проекта

  1. Консультация для родителей

Шолохова Л.И.,

Демидкина Г.М.,

Балдакова Т.А.,

Сливко Е.И.,

Сокольникова А.В.,

Майорова Л.П.

Шолохова Л.И.,

Демидкина Г.М.,

Балдакова Т.А.,

Сливко Е.И.,

Сокольникова А.В.,

Майорова Л.П.

Шолохова Л.И.,

Демидкина Г.М.,

Балдакова Т.А.,

Сливко Е.И.,

Сокольникова А.В.,

Майорова Л.П.


13.2. Второй этап: основной

Содержание деятельности

Месяц

Мероприятия

Ответственные

Ноябрь – апрель

Игровые сеансы с детьми по планам специалистов

Шолохова Л.И.,

Демидкина Г.М.,

Балдакова Т.А.,

Сливко Е.И.,

Сокольникова А.В.,

Майорова Л.П.

13.3. Третий этап: заключительный

Содержание деятельности

Месяц

Мероприятия

Ответственные

Май

  1. Итоговое диагностическое исследование детей

  1. Обобщение и анализ результатов экспериментальной деятельности, формулировка выводов

  1. Оформление отчёта и рекомендаций по результатам эксперимента

  1. Выступление на педагогическом совете с докладом на тему: «Результаты экспериментальной деятельности по песочной терапии

Шолохова Л.И.,

Демидкина Г.М.,

Балдакова Т.А.,

Сливко Е.И.,

Сокольникова А.В.,

Майорова Л.П.

                             

Список литературы:

  1. Большебратская Э.Э. «Песочная терапия» — Петропавловск,2010 .
  2. Гаврик А.В., Ратникова Е.В. "Игры на песке" —  СПб.: Речь, 2013.
  3. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. "В гостях у песочной феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с пескомдля детей дошкольного возраста" // Вестник практической психологии образования, 2006. - №1. – C. 66-74
  4. Сакович Н.А. " Технология игры в песок. Игры на мосту" — СПб.: Речь, 2006.
  5. Штейнхардт Л. "Юнгианская песочная психотерапия"— СПб.: Питер, 2001. 
  6. Эль Г. "Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия" —  СПб.: Речь, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми средней группы с ОНР и ЗПР

Программа опытно-экспериментальной деятельности "Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми средней группы с ОНР и ЗПР"...

Использование Су -джок терапии в коррекционной работе с детьми.

План семинара:1. Сообщение об истории возникновения Су – Джок терапии;2. Знакомство с приемами  использования элементов Су- Джок терапии в коррекционно – логопедической работе;3. Демонстрация игр...

Песочная терапия в коррекционной работе с детьми

Целью данной работы является создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовател...

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...

Совместный проект психолога, учителя – логопеда, воспитателей средней группы: «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми среднего возраста, и

Игры с песком – удивительный способ общения ребёнка, перед ним открываются новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром....

Арт - терапия как метод психологической коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

Арт-терапия в буквальном переводе с английского языка – «лечение искусством». Это уникальный метод естественного раскрытия личности, который с успехом применяется психотерапевтами, п...

Инновационный проект " Использование технологии ТРИЗ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи."

Х городской конкурс проектов "Инновации в образовании" посвященный 125- летию г.Новосибирска номинация "Обеспечение процесса реализации ФГОС"...