Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми средней группы с ОНР и ЗПР
(средняя группа) по теме

Цыцаркина Владислава Валерьевна

Программа опытно-экспериментальной деятельности "Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми средней группы с ОНР и ЗПР"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc50 КБ
Файл statya.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Программа опытно-экспериментальной деятельности

1. Тема эксперимента: «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми средней группы с ОНР и ЗПР»

2. Сроки экспериментальной деятельности:

I этап – исследовательско-диагностический: 01.09.2012 г. – 30.09.2012 г.

II этап – основной: 01.10.2012 г. – 01.04.2013 г.

III этап – заключительный: 01.05.2013 г. – 01.04.2013 г.

3. Исполнители и участники  эксперимента.

Исполнители: учитель-логопед и воспитатели средней группы, педагог-психолог.

Участники: воспитанники средней группы с ОНР + ЗПР МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 163» г. Саратова.

4. Актуальность темы.

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как в области предметных и межпредметных знаний, так и в сфере развития личности, качественные изменения, происходящие с сегодняшними детьми, всё это требует внедрения в психолого-педагогическую работу эффективных, комплексных и, в то же время, простых в использовании методик. Одна из такого рода методик – работа с песком. Она сочетает в себе диагностические и коррекционные функции.

Игры с песком – удивительный способ общения ребёнка с миром и с самим собой. Перед ребёнком открываются новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром.

Принцип «терапии песком» был предложен К.Г. Юнгом, швейцарским психотерапевтом, сначала он рекомендовал использовать песок в целях диагностики и коррекции эмоционального состояния детей. Позднее, Г.М. Грабенко и Г.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр для сказкотерапии, назвав из коррекционно-развивающими.

Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребёнком картина из песка является творческим продуктом. На данных занятиях происходит творческое самовыражение ребёнка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. В работе с песком появляется возможность созидательного изменения и поиск путей развития формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Ребёнок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, воплощает фигурку волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами.

Специалисты нашего дошкольного учреждения считают, что использование игр с песком способствуют решению коррекционных задач, коррекции психических процессов, развитию связной речи, мелкой моторики пальцев рук. На занятиях с использованием песочной терапии у детей с ОНР и ЗПР лучше развиваются психические процессы, что способствует лучшему усвоению программного материала, формированию речеязыковых умений дошкольника.

Таким образом, актуальность использования игр с песком определяется, во-первых, решением речевых задач; во-вторых, развитием связной речи; в-третьих, развитием мелкой моторики кисти руки; в-четвёртых, коррекцией психических процессов детей с ОНР и ЗПР.

5. Объект экспериментирования: воспитательно-образовательный процесс по развитию детей с ОНР и ЗПР.

6. Предмет экспериментирования: система мероприятий по формированию лексико-грамматического строя речи, развития связной речи, мелкой моторики кисти рук, психических процессов у детей среднего возраста с ОНР и ЗПР.

7. Цель эксперимента: выявить эффективность использования методов песочной терапии для более успешного преодоления недоразвития речи и гармонизации психо-эмоционального состояния детей с ОНР и ЗПР.

8. Задачи:

8.1. Изучить литературу по песочной терапии.

8.2. Провести диагностику детей.

8.3. Повысить профессиональный уровень компетенции педагогов по данному разделу.

8.4. Внедрить игры с песком в работу с детьми с ОНР и ЗПР в МДОУ.

8.5. Разработать и апробировать темы игровых сеансов, направленных на решение всех поставленных задач.

8.6. Проанализировать динамику по результатам эксперимента.

8.7. Разработать и апробировать систему игровых сеансов по песочной терапии для педагогов МДОУ.

8.8. Разработать систему мероприятий по просвещению родителей воспитанников средней группы, участвующих в эксперименте.

9. Предполагаемые результаты: добиться положительной динамики в работе над лексико-грамматическим строем речи, над развитием связной речи, улучшить мелкую моторику кисти рук и гармонизировать психо-эмоциональное состояние детей.

10. Диагностический инструментарий: план экспериментальной деятельности всех специалистов, принимающих участие в эксперименте; общая диагностическая карта обследования речи и психических процессов детей средней группы с ОНР и ЗПР; диагностические материалы.

11. Для решения поставленных задач на различных этапах эксперимента предполагается использование комплекса взаимодополняющих методов исследования:

эмпирические: анализ источников по проблеме эксперимента, изучение литературы, наблюдение, передовой педагогический опыт;

практические: естественный эксперимент, использование ситуаций, беседы по вопросам, сравнение, обобщение, необходимы материал для игр с песком.

12. Этапы эксперимента:

12.1. Первый этап: исследовательско-диагностический.

Содержание деятельности

Месяц

Мероприятия

Ответственные

Сентябрь

  1. Изучить материал по теме

  1. Диагностическое исследование детей

  1. Подготовить материал по теме

  1. Разработка перспективного плана работы

  1. Провести консультацию для воспитателей

  1. Провести консультацию для родителей

  1. Подготовить конспекты занятий

Кутателадзе Л.М.

Цыцаркина В.В.

Сковородникова Ю.А.

Шерстнева М.В.

Кутателадзе Л.М.

Цыцаркина В.В.

Сковородникова Ю.А.

Шерстнева М.В.

Кутателадзе Л.М.

Цыцаркина В.В.

Сковородникова Ю.А.

Шерстнева М.В.

Кутателадзе Л.М.

Цыцаркина В.В.

Сковородникова Ю.А.

Шерстнева М.В.

Кутателадзе Л.М.

Цыцаркина В.В.

Сковородникова Ю.А.

Шерстнева М.В.

Кутателадзе Л.М.

Цыцаркина В.В.

Сковородникова Ю.А.

Шерстнева М.В.


12.2. Второй этап: основной

Содержание деятельности

Месяц

Мероприятия

Ответственные

Октябрь – май

Игровые сеансы с детьми по планам специалистов

Кутателадзе Л.М.

Цыцаркина В.В.

Сковородникова Ю.А.

Шерстнева М.В.

12.3. Третий этап: заключительный

Содержание деятельности

Месяц

Мероприятия

Ответственные

Май

  1. Итоговое диагностическое исследование детей

  1. Обобщение и анализ результатов экспериментальной деятельности, формулировка выводов

  1. Оформление отчёта и рекомендаций по результатам эксперимента

  1. Выступление на педагогическом совете с докладом на тему: «Результаты экспериментальной деятельности по песочной терапии

Кутателадзе Л.М.

Цыцаркина В.В.

Сковородникова Ю.А.

Шерстнева М.В.

Кутателадзе Л.М.

Цыцаркина В.В.

Сковородникова Ю.А.

Шерстнева М.В.

Кутателадзе Л.М.

Цыцаркина В.В.

Сковородникова Ю.А.

Шерстнева М.В.

Кутателадзе Л.М.

Цыцаркина В.В.

Сковородникова Ю.А.

Шерстнева М.В.



Предварительный просмотр:

Использование методов  песочной терапии в коррекционной работе с детьми среднего возраста, имеющими  ОНР и  ЗПР

Авторы: педагоги МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 163» г. Саратова:  Гришина С.И., социальный педагог высшей квалификационной категории;

Цыцаркина В.В., педагог-психолог;

Шерстнева М.В., воспитатель высшей квалификационной категории;

Сковородникова Ю.А., воспитатель высшей квалификационной категории;

Кутателадзе Л.М., учитель-логопед  высшей квалификационной категории    

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как в области предметных и межпредметных знаний, так и в сфере развития личности, качественные изменения, происходящие с сегодняшними детьми, всё это требует внедрения в психолого-педагогическую работу эффективных, комплексных и, в то же время, простых в использовании методик. Одна из такого рода методик – работа с песком. Она сочетает в себе диагностические и коррекционные функции. Игры с песком – удивительный способ общения ребёнка с миром и с самим собой. Перед ребёнком открываются новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром.

Принцип «терапии песком» был предложен К.Г. Юнгом, швейцарским психотерапевтом, сначала он рекомендовал использовать песок в целях диагностики и коррекции эмоционального состояния детей. Позднее, Г.М. Грабенко и Г.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр для сказкотерапии, назвав из коррекционно-развивающими.

Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребёнком картина из песка является творческим продуктом. На данных занятиях происходит творческое самовыражение ребёнка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. В работе с песком появляется возможность созидательного изменения и поиск путей развития формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Ребёнок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, воплощает фигурку волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами.

Специалисты нашего дошкольного учреждения считают, что использование игр с песком способствуют решению коррекционных задач: коррекции психических процессов, развитию связной речи, мелкой моторики пальцев рук. На занятиях с использованием песочной терапии у детей с ОНР и ЗПР лучше развиваются психические процессы, что способствует лучшему усвоению программного материала, формированию речеязыковых умений дошкольника.

Таким образом, актуальность использования игр с песком определяется, во-первых, решением речевых задач; во-вторых, развитием связной речи; в-третьих, развитием мелкой моторики кисти руки; в-четвёртых, коррекцией психических процессов детей с ОНР и ЗПР.

Эксперимент проводился с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) и задержкой психического развития (ЗПР) в течение одного учебного года (октябрь 2012 г. – май 2013 г.) с целью выявить эффективность использования методов песочной терапии для более успешного преодоления недоразвития речи и гармонизации психоэмоционального состояния детей.

Тема эксперимента: «Использование песочной терапии в коррекционной работе с детьми средней группы с ОНР и ЗПР».

Сроки экспериментальной деятельности:

I этап – исследовательско-диагностический: 01.09.2012 г. – 30.09.2012 г.

II этап – основной: 01.10.2012 г. – 01.04.2013 г.

III этап – заключительный: 01.05.2013 г. – 01.04.2013 г.

Исполнители и участники  эксперимента.

Исполнители: учитель-логопед и воспитатели средней группы, педагог-психолог.

Участники: воспитанники средней группы с ОНР + ЗПР МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 163» г. Саратова.

Цель, объект, предмет, гипотеза исследования обусловили решение следующих задач:

  1. изучить литературу по данной теме;
  2. провести диагностическое обследование детей;
  3. повысить профессиональный уровень компетенции педагогов по данному разделу;
  4. внедрить игры с песком в работу с детьми с ОНР и ЗПР в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 163»;
  5. разработать и апробировать темы игровых сеансов, направленных на достижение цели эксперимента;
  6. проанализировать динамику развития детей по результатам эксперимента;
  7. разработать и апробировать систему игровых сеансов по песочной терапии для педагогов МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 163»;
  8. разработать систему мероприятий по просвещению родителей воспитанников средней группы, участвующих в эксперименте.

Психолого-педагогические условия, способствующие формированию речеязыковых представлений и развитию психических процессов, включают:

  • использование игровой мотивации;
  • построение игровых сеансов таким образом, чтобы они вызывали у ребёнка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие;
  • организация игровых сеансов с учётом целей, предвосхищающих возможности ребёнка;
  • диагностику знаний и умений дошкольника в процессе игр с песком для получения динамики развития.

В экспериментальной деятельности участвовали учитель-логопед и воспитатели средней группы № 4, педагог-психолог. Каждый специалист проводил игровые сеансы один раз в месяц.

Учитель-логопед решала следующие задачи:

  1. накопление и обогащение словаря по различным лексическим темам;
  2. обработка грамматического строя речи;
  3. развитие связной речи;
  4. развитие мелкой моторики;
  5. гармонизация психических процессов.

Все эти речевые задачи решались с использованием различных игр, упражнений, подобранных по каждой лексической теме.

Помимо речевых задач, воспитатели закрепляли счётные операции, ориентировку в пространстве, времени и на плоскости.

Педагог-психолог работала над развитием и коррекцией познавательных процессов, эмоционально-волевой и поведенческой сферы, использовала игры и упражнения для закрепления материала по лексическим темам.

Таким образом, используя песочную терапию в коррекционно-образовательной работе с детьми среднего дошкольного возраста с ОНР и ЗПР, мы добились значительных результатов у всех детей, участвующих в опытно-экспериментальной деятельности. Во-первых, у 98 % детей увеличился словарный запас по всем лексическим темам, в речи стало меньше аграмматизмов. Во-вторых, у 90 % детей появилась положительная динамика в развитии связной речи. У троих детей – динамика незначительная, т.к. эти дети пропустили много дней по болезни. Используя игры с песком, мы учили детей отвечать на вопросы, придумывать предложения, обобщать, сравнивать. В третьих, у всех детей заметна положительная динамика в развитии психических процессов, таких как все виды памяти, внимание, мышление, восприятие; и эмоционально-волевой и поведенческой сферах. Так, к примеру, у детей, входящих в «группу риска» наблюдается возрастающий интерес к играм с песком (что приводит к повышению уровня внимания), дети стали более уравновешены в поведении и  заметна положительная мотивация к НОД. Кроме того, так как созданная ребёнком картина из песка является творческим продуктом, происходит творческое самовыражение, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития, что очень важно для детей и ОНР и ЗПР. В четвёртых, у 100 % детей улучшилась мелкая моторика пальцев рук. В-пятых, дети лучше освоили количественный и порядковый счёт; деление целого на части; ориентировку в пространстве, времени и на плоскости; сравнение по величине. У 75 % детей значительная динамика в развитии элементарных математических представлений, у 25 % - незначительная, т.к. эти дети много дней пропустили по болезни, у одного ребенка – сложный речевой диагноз + ЗПР + педагогическая запущенность.

Таким образом, нами сделан вывод, что занятия с использованием песочной терапии способствуют лучшему усвоению программного материала, формированию речеязыковых умений дошкольников, развитию психических процессов и стабилизации эмоциональной и поведенческой сфер.

Практическая значимость работы определяется возможностью дальнейшего использования, результаты позволили дать ряд рекомендаций для педагогов, родителей и воспитателей по использованию песочной терапии в коррекционной работе с детьми с ОНР и ЗПР.

Список литературы:

  1. Большебратская Э.Э. «Песочная терапия» — Петропавловск, 2010 .
  2. Гаврик А.В., Ратникова Е.В. "Игры на песке" —  СПб.: Речь, 2013.
  3. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. "В гостях у песочной феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста" // Вестник практической психологии образования, 2006. - №1. – C. 66-74
  4. Сакович Н.А. " Технология игры в песок. Игры на мосту" — СПб.: Речь, 2006.
  5. Штейнхардт Л. "Юнгианская песочная психотерапия"— СПб.: Питер, 2001. 
  6. Эль Г. "Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия" —  СПб.: Речь, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»....

Проект «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми среднего возраста, имеющими ОНР и ЗПР»

Это совместный проект педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателей средних групп....

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...

Совместный проект психолога, учителя – логопеда, воспитателей средней группы: «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми среднего возраста, и

Игры с песком – удивительный способ общения ребёнка, перед ним открываются новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром....

Презентация "Использование методов Арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ"

Методы арт-терапии, используемые в коррекционной (логопедической) работе с детьми с ОВЗ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Использование метода песочной терапии приглашает нас в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно. Процесс разворачивается как в сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте. П...

«Использование методов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

laquo;Использование методов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...