Как организовать логопедические занятия дома
консультация (старшая группа) по теме

Газизова Гульназ Рифовна

Как организовать логопедические занятия дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_organizovat_logopedicheskie_zanyatiya_doma.docx282.28 КБ

Предварительный просмотр:

zajch.jpg

Консультация для родителей:

«Как организовать

логопедические занятия дома»

                                                                                                  Подготовила:

                                                                              учитель-логопед

                                                              Газизова Гульназ Рифовна

Как организовать логопедические занятия дома?

Если вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как  у вас появится возможность получить квалифицированную помощь, вам необходимо правильно организовать занятие.

Прежде чем начать занятия, подготовьте все, что может вам понадобиться.kkk.jpg

Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.

«Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).

Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, посуду и т.д.

Разрезанные картинки из двух и более частей.

 Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».

Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.

Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

Основная трудность для родителей в организации домашних логопедических занятий - нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей - игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

 Игры на развитие мелкой моторики,

Артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),

Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,

Игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.

Не переутомляйте ребёнка! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.

Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 10-20 минут (в зависимости от возраста ребёнка)!

Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы не старались, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

Лучшее время для занятий – утром после завтрака или во второй половине дня после сна. Разбейте блок игр и упражнений, которые вы запланировали на день, на несколько частей.

Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует.

Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать ребёнку хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания ребёнка, хвалите даже за незначительные успехи.

Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии.

Пользуйтесь дополнительной литературой! Если вас действительно волнует развитие вашего ребенка, вы захотите прочесть что-нибудь о речевых нарушениях и способах их преодоления.

Что советуют логопеды

Начнем с вас. Увы, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его в первый класс. И тогда начинаются ежедневные занятия и с логопедом, и дома, лишь бы успеть «подтянуть» ребенка до 1 сентября. А ведь когда ребенок молчал в 2,5 года - одни говорили: «Он все понимает, только ленится», или «Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил». Но подобная задержка сама по себе уже должна была насторожить.

Другие родители, напротив, много прочитав, ищут выход из ситуации и удивляются: «Я все делал, как рекомендуется: не сюсюкал, говорил полными словами, много читал, ставил для прослушивания аудиокассеты». Но это не принесло желаемого результата: ведь они нагружали ребенка непосильной работой. А ребенок нуждается в строго дозированных занятиях, его нельзя перегружать.

Артикуляционный аппарат. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

Наглядность. Логопеды советуют озвучивайть любую ситуацию - но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

Говорите четко. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

Говорите по-разному. Повторяйте по многу раз одно и то же слово, да и фразу, меняя порядок слов. «БАБУШКА ПРИШЛА. ПРИШЛА НАША БАБУШКА». Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова.00286801_n1.jpg

Хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации: в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

В основе речи - стремление к общению. Как бы несовершенно ваш ребенок не говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). При этом выключайте музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания - поэтому ему необходимо слышать себя.

Учите в игре. Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички: ау-ау). Специально создавайте такие игровые ситуации. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.1447847941217_hugeBlock.jpg

Расширяйте словарь ребёнка. Ребенок владеет словами на 2 уровнях: понимает слова - это пассивный словарь, говорит - это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках и в книжках, и конечно, имена родственников и близких людей. В дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия.

Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса - крыша, нос - нож).

Читайте. Логопеды советуют читать как можно больше. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение - покажите его в лицах и с предметами.

Пальцы помогают речи. Обратите внимание на развитие мелкой моторики - точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами - все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть ребёнок сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям.

По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

Только вы! Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично.

Главный совет логопедов: будьте терпеливы, ласковы и спокойны и у вас все получится.

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!

Терпения вам и успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда " Как организовать логопедические занятия дома"

Консультация для родителей, которые хотят и желают заниматься дополнитель с ребёнком дома. Обзаведитесь всем необходимым и занимайтесь в течении всего дня в любом месте и в любой деятельности. Желаю у...

семинар-практикум для родителей "Как организовать логопедическое занятие дома?"

Данный материал поможет родителям в игровой форме провести с ребёнком дома логопедическое занятие...

как организовать логопедические занятия дома

Даны рекомендации как начать заниматься с ребёнком дома до получения квалифицированной помощи логопеда....

Как организовать логопедические занятие дома

Как организовать логопедические занятие дома. Для проведения домашних логопедических занятий Вам понадобится оборудование. Основная трудность для родителей в организации дома...

Как организовать логопедические занятия дома.

Инструкция для родителей о проведение логопедических занятий домал...