«Формирование педагогической компетентности родителей детей с ОНР через взаимодействие специалистов ДОО»
статья по коррекционной педагогике на тему
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 420.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование педагогической компетентности родителей детей с ОНР
через взаимодействие специалистов ДОО»
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. В соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами (ФГОС) пункт 1.6 задача 9 обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Процесс формирования педагогической компетентности родителей должен быть комплексным, проходить с участием специалистов. Для более эффективного взаимодействия ДОО с родителями должна быть создана система психолого-педагогического сопровождения семьи с первых дней пребывания ребенка в коррекционной группе и до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.
В нашем детском саду накоплен разнообразный опыт взаимодействия с семьями детей с особыми возможностями здоровья. Мы определили «родительскую компетентность» как способность родителя видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону на основе знаний возрастных особенностей ребенка, эффективных методов взаимодействия с ним.
Всем известно насколько важна музыкальная деятельность в развитии детей, особенно для детей с ОНР. Правильно подобранная музыка может оказывать положительное воздействие на детей специализированных групп. Музыкальный руководитель осуществляет подбор музыкотерапевтических произведений, попевок, упражнений, дидактических и музыкальных игр, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. Совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса. Развивается чувство ритма, музыкально-ритмические движения, формируется правильное звукопроизношение.
Таким образом, взаимодействие специалистов в работе с детьми ОВЗ оказывает положительное влияние на развитие и воспитание детей, и их отношения с родителями.
Опыт взаимодействия с родителями и детьми с ОНР был представлен педагогом –психологом совместно с музыкальным руководителем в форме мастер-класса «Конструктивное взаимоотношение родителей и детей с ОНР через музыкальную деятельность»
Цель: гармонизация детско-родительских отношений в семье.
Задачи:
- Создание положительной атмосферы.
- Развитие доверия между родителями и детьми.
- Повышение самооценки родителей и детей.
- Создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества через музыкальные упражнения и игры.
- Снятие мышечных зажимов, эмоциональное расслабление.
Оборудование:
- Магнитофон.
- Музыкальное произведение «Комплимент», композитор Х. Янни
- Музыкальные инструменты: колокольчики, бубны, маракасы, трещётки, металлофон, бубенцы, музыкальный треугольник, румба.
- Платочки, ленточки, искусственные цветы.
Ход :
1. Водная часть:
Вступительное слово: педагог-психолог и музыкальный руководитель обращают внимание родителей на важность их взаимодействия и положительного развития детей, через совместную музыкальную деятельность.
Игра на знакомство: ребенок представляет свою маму со словами «Я хочу вам представить мою маму…», а мама представляет своего ребёнка «Я хочу вам представить мою дочь (моего сына)….»
2. Основная часть:
Игра «Музыкальный магазин»
Музыкальный руководитель знакомит родителей с игрой. Предлагает обратить внимание на музыкальные инструменты и различные предметы (ленточка, цветок, платочек и д.т.) на прилавке магазина. Выбирается покупатель и продавец. Для того чтобы купить предмет покупатель выполняет просьбу продавца. Продавец предлагает покупателю выполнить одно из заданий: проиграть на инструменте определённый или задуманный ритм, рассказать отрывок из стихотворения, загадать загадку, спеть куплет песни, выполнить танцевальные движения с предметом или без него. Так же продавец может придумать своё задание. Если покупатель справляется с просьбой продавца, то он забирает выбранный предмет или инструмент. Потом дети с родителем меняются местами.
Игра на музыкальных инструментах «Повтори за мной» (родитель и ребёнок)
Родители и дети выбирают себе любой музыкальный инструмент и пробуют на них поиграть. Затем они договариваются между собой, кто первый задает ритм на музыкальном инструменте, а кто будет повторять. В процессе родитель и ребёнок меняются местами.
Упражнение в парах «Обезьянка и человек»
Родители и дети договариваются кто из них обезьянка, а кто человек. Задача обезьянки под музыку различного характера выполнять танцевальные движения, а задача человека в точности повторить за ней все движения.
Слушание музыки
Детям и родителям предлагается прослушать музыкальное произведение, и закрыв глаза, представить о том, что могла рассказать эта музыка. После прослушивания проводилась беседа о музыкальных впечатлениях детей и родителей. Педагоги обращают внимание родителей на то, что такую совместную деятельность можно использовать при затруднённом контакте с ребенком. Даются рекомендации по репертуару и беседе о музыке.
3.Заключение:
Упражнение «Подарок».
Детям и взрослым раздаются сердечки, вырезанные из бумаги и цветные карандаши. Задание: напишите или нарисуйте что-либо приятное в память о сегодняшнем празднике и подарите друг другу(упражнение в паре «ребенок-мама»)
Обратная связь:
Рефлексия пройденного мастер-класса. Детям были заданы вопросы: что вам ребята сегодня понравилось, что было для вас трудно? (ответы детей) Вопросы к родителям: с чем столкнулись, что почувствовали, что понравилось? (Ответы родителей) .Заполнение анкет.
Список литературы:
1. Арсенина Е.Н. /Музыкальные занятия подготовительной группы/-В:Учитель, 2013г.
2.Войтенко Г.П., Погребняк Н.А. /Модель взаимодействия педагог-психолога и специалистов ДОУ/-Справочник педагога-психолога,10,2014; стр.4
3.Гринер В. А. /Логопедическая ритмика для дошкольников/- М.: УчПедГиз, 1958. – 341 с. 4.Комиссарова Л. Н., Медведева Е. А., Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. М.: ТЦ Сфера, 2002. – 198с.
5.Щербакова Н. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи. //Журнал Музыкальный руководитель. – 2005. – №2. – с.35 – 37.
Камалева Илия Исхаковна
педагог-психолог первой
квалификационной категории
МБУ детский сад № 128 « Гвоздичка»
Василенко Марина Леонидовна
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
МБУ детский сад № 128 « Гвоздичка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС Формирование педагогической компетентности родителей
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения....
Формирование педагогической компетентности родителей в вопросах безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста
Основные формы работы с родителями и детьми в вопросах безопасной жизнедеятельности детей....
Консультация "Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС. Формирование педагогической компетентности родителей"
Ориентация на инновацииНа современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учр...
Программа Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании педагогической компетентности родителей
Мир постоянно информационно усложняется. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических...
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В данном методическом материале рассматривается метод проектов как один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет не...
"Формирование педагогической компетентности родителей в области речевого развития дошкольников"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 166 г.Кранодар является краевой площадкой передового педагогического опыта ГБОУ ИРО Кранодарского края.Наш опыт работы с род...
Формирование педагогической компетентности родителей через нетрадиционные формы
Способствовать формированию у родителей необходимых педагогических знаний и умений, направленных на взаимодействие с ребенком...