«Формирование педагогической компетентности родителей детей с ОНР через взаимодействие специалистов ДОО»
статья по коррекционной педагогике на тему

Василенко Марина Леонидовна

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx420.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование педагогической компетентности родителей   детей с ОНР

через взаимодействие специалистов ДОО»

      Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. В соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами (ФГОС) пункт 1.6 задача 9 обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.  Процесс формирования педагогической компетентности родителей   должен быть комплексным, проходить с участием специалистов. Для более эффективного взаимодействия ДОО с родителями должна быть создана система психолого-педагогического сопровождения семьи с первых дней пребывания ребенка в коррекционной группе и до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.

В нашем детском саду накоплен разнообразный опыт взаимодействия с семьями детей с особыми возможностями здоровья. Мы определили «родительскую компетентность» как способность родителя видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону на основе знаний возрастных особенностей ребенка, эффективных методов взаимодействия с ним.

Всем известно насколько важна музыкальная деятельность в развитии детей, особенно  для детей с ОНР. Правильно подобранная музыка может оказывать положительное  воздействие  на детей специализированных групп. Музыкальный руководитель осуществляет подбор  музыкотерапевтических произведений, попевок, упражнений, дидактических и музыкальных игр, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. Совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса. Развивается  чувство ритма, музыкально-ритмические  движения, формируется правильное звукопроизношение.

Таким образом,   взаимодействие специалистов в работе с детьми ОВЗ оказывает положительное влияние  на развитие и воспитание  детей, и  их отношения с родителями.

         Опыт взаимодействия  с родителями и детьми с ОНР был представлен педагогом –психологом совместно с музыкальным руководителем в форме мастер-класса «Конструктивное взаимоотношение родителей и детей с ОНР через музыкальную деятельность»

Цель: гармонизация детско-родительских отношений в семье.

Задачи:

  • Создание положительной атмосферы.
  • Развитие доверия между родителями и детьми.
  • Повышение самооценки родителей и детей.
  • Создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества через музыкальные упражнения и игры.
  • Снятие мышечных зажимов, эмоциональное расслабление.

Оборудование:

  • Магнитофон.
  • Музыкальное произведение «Комплимент»,  композитор  Х. Янни
  • Музыкальные инструменты: колокольчики, бубны, маракасы, трещётки, металлофон, бубенцы, музыкальный треугольник, румба.
  • Платочки, ленточки, искусственные цветы.

Ход :

1. Водная часть:

Вступительное слово: педагог-психолог и музыкальный руководитель обращают внимание родителей  на важность их взаимодействия и положительного развития детей, через совместную музыкальную деятельность.

Игра на знакомство:  ребенок представляет свою маму со словами «Я хочу вам представить мою маму…», а мама представляет своего ребёнка «Я хочу вам представить мою дочь (моего сына)….»C:\Users\Психолог\Desktop\DSC08455.JPG

2. Основная часть:

Игра «Музыкальный магазин»

Музыкальный руководитель знакомит родителей с игрой.  Предлагает обратить внимание на музыкальные инструменты и различные предметы (ленточка, цветок, платочек и д.т.) на прилавке магазина. Выбирается покупатель и продавец. Для того чтобы купить предмет покупатель выполняет просьбу продавца. Продавец предлагает покупателю выполнить одно из заданий: проиграть на инструменте определённый или задуманный ритм, рассказать отрывок из стихотворения, загадать загадку, спеть куплет песни, выполнить  танцевальные движения с предметом или без него. Так же продавец может придумать своё задание. Если покупатель справляется с просьбой продавца, то он забирает  выбранный предмет или инструмент. Потом дети с родителем меняются местами.C:\Users\Психолог\Desktop\DSC08463.JPGC:\Users\Психолог\Desktop\DSC08470.JPG

Игра на музыкальных инструментах «Повтори за мной» (родитель и ребёнок)

  Родители и дети выбирают себе любой  музыкальный инструмент и пробуют на них поиграть. Затем  они договариваются  между собой, кто первый задает ритм на музыкальном инструменте, а кто будет повторять. В процессе родитель и ребёнок меняются местами.

Упражнение в парах  «Обезьянка и человек»

Родители и дети договариваются кто из них обезьянка, а кто человек. Задача обезьянки под музыку различного характера выполнять танцевальные движения, а задача человека в точности повторить  за ней все движения.

Слушание музыки

Детям и родителям предлагается прослушать музыкальное произведение, и закрыв глаза,   представить о том, что могла рассказать эта музыка. После прослушивания проводилась беседа о музыкальных впечатлениях детей и родителей. Педагоги обращают внимание родителей на то, что такую совместную деятельность можно использовать при затруднённом контакте с ребенком. Даются рекомендации по репертуару и беседе о музыке. C:\Users\Психолог\Desktop\DSC08471.JPG

 3.Заключение:

Упражнение «Подарок».

Детям и взрослым  раздаются сердечки, вырезанные из бумаги и цветные карандаши. Задание: напишите или нарисуйте что-либо приятное в память о сегодняшнем празднике и подарите друг другу(упражнение в паре «ребенок-мама»)

 Обратная связь:  

Рефлексия пройденного  мастер-класса. Детям были заданы вопросы: что вам ребята сегодня понравилось, что было для вас трудно? (ответы детей) Вопросы к родителям:  с чем столкнулись, что почувствовали, что понравилось? (Ответы родителей) .Заполнение анкет.

Список литературы:

1. Арсенина Е.Н. /Музыкальные занятия  подготовительной группы/-В:Учитель, 2013г.

2.Войтенко Г.П., Погребняк Н.А. /Модель взаимодействия педагог-психолога и специалистов ДОУ/-Справочник педагога-психолога,10,2014; стр.4

3.Гринер В. А. /Логопедическая ритмика для дошкольников/-  М.: УчПедГиз, 1958. – 341 с. 4.Комиссарова Л. Н., Медведева Е. А., Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика.  М.: ТЦ Сфера, 2002. – 198с.

5.Щербакова Н. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи. //Журнал Музыкальный руководитель. – 2005. – №2. – с.35 – 37.

 Камалева Илия Исхаковна

педагог-психолог первой

квалификационной  категории

МБУ детский сад № 128 « Гвоздичка»

Василенко Марина Леонидовна

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МБУ детский сад № 128 « Гвоздичка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС Формирование педагогической компетентности родителей

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения....

Формирование педагогической компетентности родителей по проблеме участия семьи в преодолении дефектов речи с использованием коуч-технологий.

В данной статье представлен сценарий проведения родительского собрания в форме круглого столу в логопедической группе для детей с ОНР по теме "Роль семьи в преодолении дефектов речи" с использованием ...

Формирование педагогической компетентности родителей в вопросах безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Основные формы работы с родителями и детьми в вопросах безопасной жизнедеятельности детей....

Консультация "Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС. Формирование педагогической компетентности родителей"

Ориентация на инновацииНа современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учр...

Программа Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании педагогической компетентности родителей

Мир постоянно информационно усложняется. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических...

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В данном методическом материале рассматривается метод проектов как один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет не...

Формирование педагогической компетентности родителей через нетрадиционные формы

Способствовать формированию у родителей необходимых педагогических знаний и умений, направленных на взаимодействие с ребенком...