Развитие психологической базы речи ребенка в коррекционно-развивающем процессе
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
В статье описываютяс методы для развития психологических процессов дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие психологической базы речи ребенка в коррекционно-развивающем процессе.
Начинающие логопеды нередко испытывают трудности в общении с детьми в индивидуальной работе, а также при проведении подгрупповых занятий. Дети невнимательны, с трудом включаются в занятия, плохо запоминают речевой материал, он усваивается с большим трудом. Это может быть вызвано целым рядом причин, среди которых особенности формирования высших психических функций у детей с нарушениями речи.
Своевременное полноценное развитие данных функций служит психологической базой для усвоения и закрепления речевых образцов у ребенка.
У детей с речевыми нарушениями формирование высших психических функций происходит по другому, чем у нормально говорящих детей. Особенно это касается детей с ОНР ( общим недоразвитием речи) и детей с дизартрическими проявлениями.
Особенности мышления.
Интеллект у речевого ребенка в норме, но страдает речевое (вербальное) мышление, им трудно словами выразить свои мысли.
Особенности внимания.
Существуют дети с двумя видами нарушения внимания:
1 С крайне неустойчивым вниманием (сразу отвлекаются)
2.Дети, внимание которых трудно привлечь, и с трудом переключить на что-то.
Особенности памяти.
Дети с речевыми нарушениями лучше запоминают зрительную информацию, им нужно давать больше наглядности. (компьютер в помощь ). Для успеха усвоения материал необходимо давать маленькими порциями и постоянно возвращаться к нему.
Особенности мелкой моторики и графических навыков.
Часто дети не могут соединить точки в пространстве, скопировать геометрические фигуры, провести прямую линию передать качество красок при рисовании. Качество рисования и письма страдает. При затруднениях нужно давать больше упражнений по обводке.
Особенности восприятия.
Пространственно-временные представления у речевых детей нарушены всегда и без специального обучения не формируются.
Часто дети не дифференцируют стороны тела, плохо ориентируются в пространстве по словесной инструкции, путают соотношения над-под, впереди- сзади и т.д.
Поэтому дети с нарушениями речи требуют других подходов, методов и приемов работы всех специалистов, нежели дети с правильной речью. Обучение должно носить коррекционно-развивающий характер. Помимо чисто логопедических, в обучении должны быть обязательно предусмотрены задачи по развитию и коррекции высших психических функций ребенка, а также проводиться специальные игры и упражнения для развития познавательных процессов, направленные на:
-развитие зрительного восприятия (У речевых детей на его основе формируется слуховое):
а) игры на опознание контурных изображений
б) игры на соотнесение части и целого
в) упражнения с матрицами Равена.
-развитие слухового восприятия (множество игр описано в специальной литературе)
-развитие тактильного восприятия:
а) учить различать предметы по контуру
б) «волшебный мешочек»)
-развитие зрительной памяти (она выполняет компенсаторную функцию, восполняя недостатки слуховой памяти)
а) различные игры на запоминание игрушек. Картинок, сначала вразброс (не в одну линию), затем линейное запоминание. В старшем возрасте можно использовать цифры, буквы.
- развитие слуховой памяти
Например, такая игра:
педагог называет слова вразброс, без опоры на картинки, дети повторяют, затем один ребенок повторяет слова из какой-то лексической темы, скажем, животных, а второй – из другой (насекомых)
-развитие мышления:
а) игры на развитие операций обобщения по внешним признакам( назвать все красные предметы), по видо-родовым признакам(овощи ….)
б) развитие операций сериации: способность располагать предметы в ряд по нарастанию и убыванию ведущего признака
в) развитие операций сравнения: « 4 лишний», « чем похожи - отличаются»
-развитие внимания:
а) игры на развитие устойчивости внимания ( длительная сортировка или нанизывание бус, прослеживание взглядом линий, лабиринты.
Б) игры на переключаемость внимания ( выборочный счет, чтение алфавита, который перемежается счетом.
Надо отметить, что в ДОУ, которые имеют в штате педагога-психолога, данное направление работы будет осуществляться регулярно и целенаправленно. Там же, где психолога нет, в помощь логопеду большое количество печатных пособий и компьютерные технологии, интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/08/picture-359342-1386497013.jpg)
Календарный план по развитию психологической базы речи в подготовительной группе.
Логические упражнения взяты из книги Т. А. Ткаченко " Логические упражнения для развития речи." Москва, Книголюб, 2005г....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/24/picture-223061-1398341462.jpg)
Развитие словарного запаса и психологической базы речи на лексическом материале темы "Цветы".
Презентация по теме "Цветы" для дошкольников старшей и подготовительной группы, имеющих ТНР, ЗПР. Рекомендуется для проведения занятий логопедами, дефекто...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/24/picture-223061-1398341462.jpg)
Развитие словарного запаса, грамматического строя и психологической базы речи на лексическом материале темы " Насекомые". (Ссылка на презентацию в описании).
Презентация содержит материал по развитию словарного запаса, грамматического строя речи и психологической базы речи у дошкольников с ТНР и ЗПР . Может быть использована на занятиях логопед...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/28/picture-1204820-1580230955.jpg)
Буклет "Развитие психологической базы речи"
Домашняя игротекаигры для развития психологической базы речиу детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/28/picture-1204820-1580230955.jpg)
Буклет "Развитие психологической базы речи"
ПРЕДСТАВЛЕНЫ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ (ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ)...
"Игры и игровые упражнения на развитие психологической базы речи у детей с речевыми нарушениями"
Выступление музыкального руководителя Гайдук М.В. "Музыкально-дидактические игры для развития слухового восприятия"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/08/picture-1161086-1567952653.jpg)
Игры и игровые упражнения на развитие психологической базы речи
Игры и игровые упражнения на развитие психологической базы речи...