"Игры и игровые упражнения на развитие психологической базы речи у детей с речевыми нарушениями"
материал по логопедии

Выступление музыкального руководителя Гайдук М.В. "Музыкально-дидактические игры для развития слухового восприятия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игры и игровые упражнения на развитие психологической базы речи у детей с речевыми нарушениями»

Сообщение музыкального руководителя Гайдук М.В.

«Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития слухового восприятия»

Без слайда:

Слуховое восприятие играет важную роль для детей. Недооценка слухового восприятия в вопросах обучения может отрицательно отразиться на развитии детей. Слуховое восприятие у детей необходимо всячески развивать и оберегать.

В своей работе с детьми я использую такие упражнения на развитие слухового восприятия как:

  • Прохлопывание в ладоши (протопывание ногой) простого ритмического рисунка по показу и слуху.
  • Повторение на звучащем инструменте прохлопанного ритмического рисунка.
  • Ускорение и замедление ходьбы или бега при изменении звучащей музыки.
  • Ходьба с хлопками, с ритмичными стихами, под удары бубна.
  • Переход с ходьбы на бег и обратно при изменении темпа, ритма и характера музыки.
  • Выполнение имитационных упражнений под музыку разного характера: марш, колыбельная, полька (плясовая).

На музыкальных занятиях и в свободное время во второй половине дня мы играем в такие игры для развития слухового восприятия, как:

Слайд 7. «Теремок».

Игра «Теремок» - Дети слушают музыку и определяют по звучанию, какому персонажу сказки она подходит. Ребёнок, который правильно отгадал, вставляет в прорезь перед теремком фигуру героя сказки.

Слайд 8. «Кого встретил Колобок?»

(игра на различение звучания разных регистров: высокий, средний, низкий)

Игра «Кого встретил Колобок?» - я предлагаю детям послушать и отгадать музыкальные загадки. Исполняю на фортепиано пьесу «Кого встретил Колобок?» Геннадия Левкодимова, звучащую в разных регистрах. Желающие дети определяют, какой персонаж изображён в музыке.

Слайд 9. «Угадай, что звучит?» (или «Музыкальные загадки»).

        Игра «Угадай, что звучит?» За ширмой спрятаны музыкальные инструменты. Ведущий играет на одном из них, остальные дети по тембру определяют звучащий музыкальный инструмент.

Слайд 10. «Ступеньки».

( игра на развитие звуковысотного слуха)

Игра «Ступеньки» - ребёнок-ведущий исполняет на металлофоне мелодию, другой ребёнок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает матрёшку по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает по одной ступеньке. В игре участвует несколько детей.

Слайд 11. «Что делают в домике?»

(игра на определение основных жанров музыки: марш, песня, танец)

Игра «Что делают в домике?» - я исполняю на фортепиано марш, песню или танец (воспитатель может использовать аудиозапись). Дети слушают и угадывают,что сейчас происходит в домике. Например, я сыграла польку. Ребёнок говорит: «В домике танцуют». Для проверки он открывает ставни домика, в окошке рисунок с изображением танцующих детей. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает то, кто наберёт больше фишек.

Например, произведения: «Полька», «Марш», «Во поле берёза стояла».

Слайд 12. «Угадай-ка» и «Три медведя».

Игра «Угадай-ка» (на развитие звуковысотного слуха) - в эту игру мы играем с младшей группы. У каждого ребёнка цветная карта и две фишки. Я пою низко или высоко (звук ре1 октавы-ля1 октавы), дети по голосу определяют, кто зовёт: мама или детёныш и закрывают карточку фишкой. Эта игра проводится с подгруппой детей (4-6 чел.) В старшем возрасте мы играем в музыкальную игру «Угадай, по голосу» («Ваня, ты сейчас в лесу? Мы зовём тебя: «Ау! Ну-ка глазки закрывай, не робей, кто зовёт тебя узнай поскорей»).

«Три медведя» - игра на определение регистров: низкий, средний, высокий. Дети слушают пьесу «Три медведя» композитора Ивара Арсеева и определяют на слух, кто идёт папа-медведь Михайло-Иваныч, мама-медведица Настасья Петровна или маленький медвежонок Мишутка.

«Солнышко и тучка» (игра для детей 5-6 лет) – прослушав музыкальное произведение, дети определяют его характер и настроение и поднимают соответствующую карточку. Например, весёлая, радостная музыка – поднимают карточку «солнышко», звучит спокойная музыка (колыбельная) – показывают карточку «солнышко, прикрытое тучкой», а если звучит грустная, печальная музыка, дети поднимают карточку «тучка». На каждого ребёнка набор карточек: солнышко, солнышко, прикрытое тучкой и тучка.

Для развития чувства ритма в своей работе я использую методическое пособие «Этот удивительный ритм» Ирины Михайловны Каплуновой. На занятиях мы прохлопываем ритм по готовым ритмическим карточкам, либо выкладываем на магнитной доске или в группе на столе с помощью этого пособия ритмический рисунок короткой песенки-попевки (например, «Андрей-воробей»).

Игры для развития чувства ритма, которые я использую в своей работе:

«Сложи песенку»- дети знакомятся с короткой песенкой-попевкой, затем поют её вместе со мной. Потом дети все вместе и по одному прохлопывают ритмический рисунок песенки, отмечая долгие и короткие звуки. С помощью методического пособия «Этот удивительный ритм» желающие дети (1-2 ребёнка) выкладывают из кружочков разной величины ритмический рисунок песенки.

«Выполни задание» (ведущий проигрывает на металлофоне ритмический рисунок, ребёнок выкладывает его кружочками на магнитной доске или столе.)

Я тесно сотрудничаю с воспитателями по развитию слухового восприятия.

Мной собраны для воспитателей картотеки музыкально-дидактических игр на развитие слухового восприятия для детей разного возраста. Воспитатели могут использовать их в своей работе для закрепления в свободное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пальчиковой гимнастики и упражнений на развитие мелкой моторики в формировании речи у детей с речевыми нарушениями.

•Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенический путь развития моторных функций, свойственный нормально развивающимся детям, т. к. их развитие протекает  на фоне нарушений деятельности...

Игры и игровые упражнения для развития связной диалогической речи у старших дошкольников

Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидак...

Роль семьи в воспитании правильной речи детей. Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома

Данный материал содержит рекомендации для родителей по формированию правильной речи у младших дошкольников. Приведены примерные игровые упражнения для занятий с детьми в домашних условиях....

игры и игровые упражнения для формирования грамматических категорий речи у детей

В статье рассматриваются актуальные вопросы речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

Игры и игровые упражнения на развитие психологической базы речи

Игры и игровые упражнения на развитие психологической базы речи...

«Игровые упражнения на развитие психологической в базы речи у детей с речевыми нарушениями»

laquo;Игровые упражнения на развитие психологической в базы речи у детей с речевыми нарушениями»...