Игры и игровые упражнения на развитие психологической базы речи
консультация по развитию речи (старшая группа)

Птухина Анна Александровна

Игры и игровые упражнения на развитие психологической базы речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._vystuplenie_igry_i_igrovye_uprazhneniya.docx90.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД № 60 «ТЕРЕМОК»

Выступление на ОМО воспитателей логопедических групп

«Игры и игровые упражнения на развитие психологической базы речи»

Воспитатель старшей

логопедической группы Птухина А.А.

Музыкальный руководитель Гайдук М.В.

2020г.

Игры и игровые упражнения на развитие психологической базы речи.

Слайд №1

Психологическим условием формирования речи является совокупность таких высших психических функций как внимание, восприятие, память, мышление. Слайд №2

Речь теснейшим образом связана со всеми психическими процессами. Они и составляют психологическую базу речи, а наличие речи в психологическом процессе делает их осмысленными. Любая психическая функция человека имеет отношение к речи.

Нарушение речевого развития непосредственно предполагает и особенности психического развития детей - логопатов. Нет патологии речи без нарушения познавательных процессов.

Я подобрала игры и игровые упражнения, которые можно использовать для развития психологической базы речи и классифицировала их по ведущему психическому процессу. Начнем с восприятия.

Слайд №3,4

Зрительное восприятие позволяет получить визуальный образ предмета, а также изучить его детали.

Зрительное восприятие делится на восприятие целостного образа и восприятие цвета, формы и величины.

Для формирования целостного образа я использую игры: «Зашумленные картинки», «Чего не хватает?», «Разрезные картинки», «Наложенные изображения», игру «Чья тень?».

Для формирования восприятия цвета, формы и величины я использую игры: «Найди бабочке цветок» - задача детей подобрать каждой бабочке цветок по цвету, «Зашиваем ковер» - в этой игре дети должны подобрать заплатку для ковра нужной формы и цвета.

Слайд №5

Тактильное        восприятие –        познание        предметов        с        помощью прикосновений.

Для развития тактильного восприятия я использую всем знакомую игру волшебный мешочек, которая помогает развивать у ребенка тактильную память, способствует запоминанию ощущения от прикосновения к различным предметам и помогает научить ребенка находить точные слова для определения        своих ощущений. Наполнение мешочка может быть разнообразным – это геометрические фигуры, фрукты, овощи, животные, наполнение мешочка я стараюсь подбирать в соответствии с лексической темой.

Вариантов игры с волшебным мешочком очень много, например:

а) Дети должны узнать фигуру по зрительному образу, т.е. посмотреть на фигуру и достать такую же из мешочка.

б) Найти фигуру на ощупь, по инструкции педагога. Эту игру можно проводить в виде соревнования, кто быстрее?

в) Определение фактуры материала наощупь. Игра «Платочек для куклы».

г) Игра «Сухой бассейн». В этой игре мы усложняем нахождение нужного предмета в мешочке. Мешочек заполняем любой крупой фасолью или горохом, затем кладем в мешочек нужные предметы, игрушки я подбираю в соответствии с лексической темой.

Эти игры я использую на занятиях по развитию речи, данные игры помогают обогатить словарный запас детей, сделать речь детей грамматически правильной.

Слайд №6

Слуховое восприятие дает возможность понимать речь, узнавать различные звуки природы, бытовые шумы и слышать музыку.

Работа над развитием слухового восприятия делится на восприятие неречевых звуков и восприятие речевых звуков. Для развития восприятия речевых звуков мы с детьми играем в игры: «Поймай звук», «Найди слово со звуком…», «Назови первый звук».

Тесное сотрудничество со специалистами помогает более эффективно работать над развитием психических процессов. Музыкальный руководитель предлагает вашему вниманию дидактические игры и упражнения        на развитие слухового восприятия.

Слайд № 7 - 12

Слуховое восприятие играет важную роль для детей. Недооценка слухового восприятия в вопросах обучения может отрицательно отразиться на развитии детей. Слуховое восприятие у детей необходимо всячески развивать и оберегать. В работе с детьми с нарушениями речи я рекомендую такие упражнения на развитие слухового восприятия:

•        Прохлопывать в ладоши (протопать ногой) простой ритмический рисунок по показу и по слуху.

•        Повторить на звучащем инструменте прохлопанный ритмический рисунок.

•        Ускорение и замедление ходьбы (бега) при изменении звучащей музыки. •        Ходьба с хлопками, ритмичными стихами, под удары бубна.

•        Переход с ходьбы на бег (и обратно) при изменении ритма, темпа, характера музыки.

•        Выполнение имитационных упражнений под музыку разного характера: марш, колыбельная, полька (плясовая).

Игры: «Что делают в домике?», «Теремок», «Колобок», «Какая музыка?», «Найди нужную иллюстрацию», «Назови композитора», «Определи пляску» и другие.

Слайд №13

Следующий психический процесс, над развитием которого мы работаем -это память.

Выделяют        следующие        виды        памяти:        двигательная,        символическая, эмоциональная память и образная память.

Развивать двигательную память нам помогают игры: «Повторяй за мной», «Как двигается животное?», «Кукловоды» «Запрещенное движение» - играя в эту игру, мы с ребятами договариваемся, какое именно движение нельзя повторять за ведущим. Например, запрещенное движение        - это хлопок руками. Ведущий старается запутать игроков, показывает движения в быстром темпе, отвлекает внимание забавными движениями. Задача играющих – не отвлекаться и не допустить ошибки, повторив за ведущим запрещенное движение

Для развития двигательной памяти - в частности, запоминания и отработки тонких движений кисти и пальцев, идеально подойдут задания «Повтори рисунок» и, конечно, крупные прописи, в которых малыш напишет свои первые буквы, постепенно запоминая, какие движения совершал, изображая их на бумаге. И эти упражнения станут обязательной составляющей игр для обучения письму.

Символическая        (словесно-логическая)        память        –        выражается        в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий словесных формулировок.

Для развития символической памяти я использую игры: «Назови предмет», упражнение «Цепочка действий», загадывание загадок описательного характера.

Эмоциональная        память        –        это        хранение        и        воспроизведение определенного опыта, непосредственно связанного с конкретным событием и имеющего эмоциональную окраску.

Для развития эмоциональной памяти у детей я использую следующие упражнения: «Посмотри и расскажи», упражнение “Я счастлив”. Это групповое упражнение, которое выполняется следующим образом: ребенку бросают мяч. Поймав его, ребёнок должен рассказать о событии, при котором он был счастлив. После этого ребенок бросает мяч другому участнику игры, который тоже должен рассказать о своём счастливом событии.

Слайд№14

Образная память – это запоминание той информации, которая поступает от органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.

Для развития вкусовой памяти мы играем в игры «Что я съел?», для развития обонятельной памяти играем в игру «Узнай по запаху», в игру «Волшебный мешочек» играем для развития осязательной памяти.

Для развития зрительной памяти играем в игру «Радуга», «Мемори», «Опиши предмет» упражнение «Запомни и расскажи», «Восстанови порядок» -перед детьми выставляется 5-10 предметов, в течении 15-20 секунд ребята запоминают их расположение, затем дети закрывают глаза, а воспитатель меняет их местами. Дети должны восстановить все в первоначальном виде. Это задание может выполняться на любом материале (геометрические фигуры, животные, цветы, буквы, игрушки).

Для развития слуховой памяти можно играть в игру «Постучи как я», «Мама положила в чемодан…» Первый игрок начинает рассказ «Мама положила в чемодан …расческу» следующий игрок должен повторить сказанное и добавить свой предмет. Игра продолжается до тех пор, пока ряд не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести.

Слайд №15 Мышление.

Можно        выделить        три        основные        формы        мышления:        наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление у детей с ОНР ниже нормы. Нередко их умозаключения очень бедны, отрывчаты, логически не связаны друг с другом.

В своей работе по развитию мышления я использую игры: «Найди лишнее слово», «Сравнение предметов по описанию», «Кто кем будет», «Бывает, не бывает» - называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

Дидактические игры: «Что перепутал художник», «История в картинках», «Подбери по смыслу», «Что сначала, что потом?» В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи.

Слайды №16-21

Внимание. Внимание один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности ребенка. «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» К. Д. Ушинский.

Хорошее внимание - залог хорошего обучения в школе. Ведь ребенок должен уметь сосредоточиться на объяснении педагога и выполнении задания, удерживать внимание достаточно длительное время, уметь переключать внимание с одного задания на другое.

Выделяют три вида внимания – произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. Очень важно у детей с нарушениями речи развивать именно произвольное внимание.        Все игры и игровые упражнения направлены на развитие основных свойств внимания: объёма, концентрации, распределения, устойчивости, переключения.

Объём - это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью.

Игра «Три задания»        Ход игры. Взрослый называет ребенку сразу три задания, которые ему предстоит выполнить: «Хлопни в ладоши; подпрыгни на месте; назови любую игрушку». Постепенно задания можно усложнять и увеличивать их количество.

Устойчивость— это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности.

Игра « Чья норка?» Оборудование: картинка с изображением семи разных животных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Ход игры. Ребенку нужно определить, где чей домик, не

проводя карандашом по линиям. Если ребенок не справляется, тогда разрешается использование вспомогательного материала (палец, карандаш и т.д).

Игра «Охотник» Ход игры. Ведущий называет слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т. д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное.

Игра «Бусы для куклы» (нанизывание бусин в определённом порядке)

Концентрация        —        это        степень        сосредоточения. Игра «Раскрась вторую половинку» Оборудование: несколько наполовину раскрашенных картинок. Ход игры. Ребенок должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т. д.). Игра «Рисуем под диктовку» Оборудование: листы в клетку и карандаши для каждого участника Ход игры. Ведущий диктует графический диктант. Игры «Найди пару», «Корректор»

Распределение — это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно

Игра «Лови не лови». Ход игры. Дети становятся в круг. У ведущего два мяча — светлый и темный. Светлый мяч нужно ловить всегда, а темный только тогда, когда его бросают молча. Если ведущий бросает темный мяч и говорит: “Лови”, ловить нельзя. Пытающийся поймать мяч выбывает из игры.

Переключение это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации.

Игра «Карлики-великаны» Ход игры. Ведущий называет слова, когда он говорит «великаны», ребенку надо поднять руки вверх, «карлики» — присесть на корточки. Можно несколько раз подряд говорить только «карлики» или наоборот «великаны». Когда ребенок уже хорошо разберется в правилах игры, ведущий начинает его путать: говорит «карлики», а сам поднимает руки вверх.

Проводя коррекционную работу с детьми логопатами, необходимо уделять должное внимание формированию психических процессов,        которые являются психологической базой речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный план по развитию психологической базы речи в подготовительной группе.

Логические упражнения взяты из книги Т. А. Ткаченко " Логические упражнения для развития речи." Москва, Книголюб, 2005г....

Игры и игровые упражнения для развития связной диалогической речи у старших дошкольников

Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидак...

Развитие психологической базы речи ребенка в коррекционно-развивающем процессе

В статье описываютяс методы для развития психологических процессов дошкольника....

Буклет "Развитие психологической базы речи"

Домашняя игротекаигры для развития психологической базы речиу детей дошкольного возраста...

Буклет "Развитие психологической базы речи"

ПРЕДСТАВЛЕНЫ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ (ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ)...

"Игры и игровые упражнения на развитие психологической базы речи у детей с речевыми нарушениями"

Выступление музыкального руководителя Гайдук М.В. "Музыкально-дидактические игры для развития слухового восприятия"...

«Игровые упражнения на развитие психологической в базы речи у детей с речевыми нарушениями»

laquo;Игровые упражнения на развитие психологической в базы речи у детей с речевыми нарушениями»...