Проект "Мир оригами"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Рассказова Елена Геннадиевна

Развитие ориентировки в пространстве посредством техники оригами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Мир оригами»

Введение

Преемственность реализации ФГОС дошкольного образования и начального общего образования, использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе - одна из самых актуальных задач в отечественной педагогике.

Современный мир и окружающее пространство перенасыщено различными предметами. Зачастую дети испытывают затруднения в ориентировке в пространстве. В то же время это умение является неотъемлемой частью интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Проблема ориентировки в пространстве и формирования правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области психологии, педагогике, поскольку ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека.

Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, представлений для гармоничного развития личности в дошкольном возрасте.

        Готовность ребенка к получению новых знаний, а так же легкость и быстрота их усвоения зависит в первую очередь от умения свободно ориентироваться на листе бумаги, владеть основными пространственными понятиями: в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой — слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол.

        Проект «Мир оригами» предоставляет большие возможности для развития ориентировки в пространстве, а так же позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, творчество, самостоятельность, умение работать в коллективе.

        Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Особое значение для развития этих основ играет оригами.

        Значение оригами для развития ребенка трудно переоценить. Любой вид творчества полезен, так как он развивает у ребенка определенные навыки, качества, способности. Но ни один вид творчества не сравнится с оригами в своей многофункциональности. По значимости для развития детей оригами можно поставить на первое место.

        Поддерживая стремление детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень.

1. Актуальность данной темы

В настоящее время много ведущих педагогов разрабатывают системы игр и упражнений по развитию ориентировки в пространстве, включают их в непосредственно образовательную деятельность дошкольников, но этого оказывается недостаточно, так как по результатам исследования у многих детей возникают трудности в ориентировки в пространстве, чем и обусловливается актуальность нашего проекта. Мы считаем, что основными принципами работы по развитию ориентировки в пространстве являются комплексность и системность. Поэтому мы предлагаем развивать ориентировку в пространстве, не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в других видах деятельности.

Одним из таких видов деятельности является обучение детей технике «оригами». Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То что дети обучаются «играючи». Складывание из бумаги активно способствует развитию ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом.

        Цель проекта: развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста посредством техники «оригами».

        Новизна проекта: использование наиболее эффективных средств обучения и воспитания на основе современных педагогических технологий, развитие навыков конструирования творческого характера.

Практическая значимость. Приобщение родителей  к совместной деятельность с ребенком при организации досуговой деятельности с ребёнком дома.  

Задачи: 

  • изучение техники «оригами»;
  • развитие пространственной ориентировки, воображения, аккуратности, трудолюбия;
  • развитие творческих способностей у детей через оригами;
  • развитие общительности и усидчивости у конфликтных детей;
  • совершенствование объяснительной речи и коммуникативных способностей;
  • формирование умения раскрыть себя, довести начатое дело до конца;
  • создание комфортной эмоциональной атмосферы в группе;
  • развитие сотрудничества с родителями.

2. Методы реализации проекта

Для написания работы были использованы следующие методы:

  • Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры.
  • Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием  действий, работа со схемами.  
  • Практические: продуктивные, тренировочные упражнения.
  • Игровой метод:  инсценированные игры-забавы проблемные ситуации, ролевые и дидактические игры.

3. Этапы реализации проекта

I этап. 

  • На первом этапе способы конструирования выносятся из констекта практической деятельности конкретного характера (лодочка, фонарик, и т. д, отрабатываются, а затем каждый из них вводится в процесс изготовления различных игрушек. При этом используются игровые ситуации с заданиями в стихотворной форме.
  • Создание предметно-развивающей среды.
  • Отбор наглядного и методического материала, изготовление дидактических игр, подбор материала для организации совместной деятельности педагога с детьми, творческих работ.
  • Размещение в родительском уголке статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта.
  • Родительское собрание на тему: «Развитие у детей пространственной ориентировки, творческих способностей, фантазии и воображения средствами оригами».

II этап. На втором этапе ставится задача проблемного характера: соотносить усвоенные способы с новыми условиями и перенести их в другую ситуацию либо прямо, либо трансформировано. Таким образом, обеспечивается их обобщение.

  • Выставки творческих работ детей, родителей и воспитателей:

1) «Птицы – наши верные друзья!»

2) «Мир оригами».

3) «Корабли на рейде».

4) «Весенний букет».

  • Коллективные работы с детьми:

1) «Новогоднее панно».

2) Панно «Джунгли зовут».

3) «Зимняя сказка».

4) «Море».

5) «Аквариум».

6) «На кормушке» и т. д.

7)«Мастерская оригами»;

  • Изготовление коллекций:

1) «Гжель»

2) «Хохлома»

3) «Дымковская игрушка»

Реализации задач осуществляется по календарно-тематическому плану.

III этап.

  • На третьем этапе предусмотрено создание условий для самостоятельного конструирования. В результате формируется умение конструировать самостоятельно и творчески, то есть претворять на практике новые оригинальные замыслы, находить нестандартные решения.
  • Презентация проекта «Мир оригами» (выставка продуктов творческой деятельности детей, родителей; мастер – класс для родителей «Оригами – как средство развития и воспитания дошкольников».

4. Основные виды ресурсов проектной деятельности

  • Интеллектуальные: воспитатель Чернеда Н.А. - образование высшее, специальность «Дошкольная педагогика и психология», высшая квалификационная категория, Рассказова Е.Г. – учитель-дефектолог, образование высшее, высшая квалификационная категория.
  • Дети: 5-7 лет разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.
  • Технические: бумага, ножницы, кисточки разных размеров и клей ПВА, карандаши, фломастеры.

5. Ожидаемые результаты

        Оригами развивает у детей  пространственную ориентировку, воображение, так как для того, чтобы сделать фигурку, необходимо представлять, как она будет выглядеть, видя перед собой только белый лист бумаги.

        Оригами развивает фантазию, так как дает большую возможность для импровизации с бумагой. Всегда можно попробовать сделать сгиб как-то по-иному, стараясь представить, что из этого получится. Научившись делать много игрушек, ребенок обязательно начнет выдумывать новые изделия сам.

        Оригами развивает зрительную память.

Начиная складывать новое изделие, ребенок руководствуется описанием и схемой из книги, но, повторив эти действия несколько раз, он запоминает их последовательность и каждый следующий раз делает фигурку быстрее и точнее, постепенно привыкает обходиться без книги. Даже можно устроить соревнование в группе детей: кто быстрее освоит новое изделие, кто быстрее и точнее его сложит.

        Оригами развивает сообразительность и находчивость, потому что изделие оригами нельзя просто механически складывать. Каждая складка из бумаги делается не просто так: она формирует изделие. Игрушку надо понять. Постепенно что-то понятое один раз становится доступным и знакомым.

        Оригами развивает кисть руки, т. е. мелкую моторику.

Это особенно важно для маленького ребенка, так как точки на ладони напрямую связаны с развитием умственных способностей. Чем больше ребенок складывает изделий из бумаги, тем лучше формируется его мышление.

        Оригами развивает внимательность, так как, складывая, надо следить за своими действиями. Одно пропущенное движение, единственная невыполненная складка – и из ожидаемого может выйти что-то незапланированное. Но и это тоже неплохо, так как в результате может появиться новая фигурка, которую еще никто не делал.

        Оригами формирует уравновешенность.

Всегда можно, если не получается, развернуть лист и все начать сначала. В отличие от других искусств оригами семь раз отмерять не нужно, поэтому и нет места для паники.

        Оригами формирует уверенность в своих силах и в себе самом.

Техника оригами проста: складывай и складывай, и результат сразу налицо – выполненная своими руками игрушка. Ведь ничто так не придает уверенности в себе, как знание своих способностей, того, что ты можешь из обыкновенного листа бумаги сотворить маленькое чудо. И это побуждает к дальнейшему творчеству.

        Оригами развивает эстетический вкус. Ведь это замечательно. Когда из простого листа получается игрушка, которую можно еще и раскрасить по собственному желанию. Такую игрушку можно подарить своим близким и друзьям, оформить комнату в праздничный день. И здесь очень важно понять, как она будет смотреться в интерьере.

        Оригами развивает терпение, потому что изделие нельзя получить сразу. Например, чтобы получить шарик, который можно надуть, его надо складывать терпеливо, основательно и аккуратно. Спешить нельзя. Неровно сложенные две половины, криво отогнутый уголок сразу испортит внешний вид и даже могут нарушить весь замысел.

        Оригами развивает организованность. Тот, кто любит делать изделия в технике оригами, всегда сумеет организовать свое свободное время и никогда не будет скучать.

        Оригами развивает коммуникабельность.

Ведь так хорошо мастерить игрушки в компании друзей, сравнивая фигурки друг друга и помогая мастерить. Тут возможны конкурсы и соревнования. Например, все делают одну игрушку на время, точность, красоту. Или заранее договориться, кто - что будет делать. Выбрать тему, например сказку, и когда игрушки готовы, сыграть импровизированный спектакль.

        Оригами не имеет возрастных ограничений, в отличие от других сложных техник прикладного искусства. Начинать складывать игрушки в технике оригами ребенок может с любого возраста. Как только в руки ему попадет листок бумаги, что обычно ребенок делает? Он его складывает, и это уже оригами. Например, сложенный пополам лист бумаги запросто можно назвать крышей дома. А это настоящая поделка, доступная даже двухлетнему малышу. Потребность в творчестве есть в любом ребенке.

        Искусство оригами является для ребенка прекрасной развивающей игрой.

        Результатом внедрения технологии проектирования стало что, что уровень познавательного интереса у детей средствами оригами возрос вдвое.

Дети ждут занятия по оригами с огоньком в глазах, с жаждой познания. Они активны. И этот позитив несут в самостоятельную деятельность.

        Таким образом, такая работа позволяет постепенно вовлечь детей в волшебный мир творчества, не оставляя в их жизни место для ссор и конфликтов.

6. Выводы

        В результате проведённой целенаправленной работы можно утверждать, что оригами действительно способствует развитию ориентировки в пространстве, положительно влияет на развитие и воспитание детей, реализует многие задачи, содержащиеся в повседневной работе.

7. Литература

1. С. Афонькин, Е. Афонькина «Оригами. Бумажный зоопарк» СПб, Литера, 2005

2. И. Богатова «Оригами», Москва, 2008

3. Н. Острун, А. Лев «Оригами. Динамические модели» Москва, Айрис-пресс, 2006

4. С. Соколова «Школа оригами», Москва, Эксмо, 2007

5. С. Соколова «Сказка оригами», Москва, Эксмо, 2007

6. С. Соколова «Оригами для дошкольников», СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

7. Т. Сержантова «366 моделей оригами», М, Айрис-пресс», 2007

8. Т. Сержантова «Оригами для всей семьи», М, Айрис-пресс, 2007

9. О. Щеглова «Новая книга оригами», М, ИД РИПОЛ КЛАССИК, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативное занятие. Оригами "Сказка о петушке в стране Оригами"

Интегрированная образовательная деятельностьпо конструированию из бумаги на тему:«Сказка о петушке в стране Оригами» Задачи:Закрепить технику складывания квадрата и прямоугольника, совмещая проти...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по обучению конструированию из бумаги в технике оригами "Путешествие в страну Оригами"

В игровой форме участники познакомятся с азами сложения из бумаги в технике оригами и узнают об особенностях обучения этому детей дошкольного возраста. Познакомятся с правилами оригамистов. Узнают о р...

Тема: "Искусство оригами и особенности использования техники оригами в развитии детей дошкольного возраста".

Курс: Формирование способностей дошкольников в работес разными материалами....

Волшебная страна оригами Мастер-класс по оригами

Образовательные области:Познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.Задачи:Обучающие:- тренировать умение детей в овладении различными приемами и способами действия ...