Технология ТРИЗ. Консультация для воспитателей
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Сикорская Инна Сергеевна

Консультация для воспитателей "Технология ТРИЗ применительно для детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология ТРИЗ23.45 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ.

Теория решения изобретательских задач

(Применительно к детям дошкольного возраста).

                           Консультация для воспитателей

Подготовила Сикорская Инна Сергеевна,

 воспитатель МБДОУ 58 «БЕЛОЧКА»,

г. Мытищи

Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Дошкольное детство - это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. 

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. 

ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

"ТРИЗ - это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию,"- так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно - полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

Как же применить ТРИЗ к нежному детскому возрасту? Конечно, дети способны фантазировать, мыслить и размышлять. Они хотят чудес и опираются на сказки. И это замечательно!!!!! Ведь чтобы изобретать, нужно хотеть совершить чудо! Именно это отправная ступень в работе с детьми дошкольного возраста по теории ТРИЗ.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.

Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой - то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.

На самом деле мы, воспитатели, ежедневно используем детский процесс познания мира для того, чтобы научить детей рассуждать, мыслить, анализировать и синтезировать, находить ответ на еще непоставленный вопрос. Конечно же, первым делом мы играем, поскольку дети познают мир через игру.

Игра "Угадай, что это"

Например: воспитатель загадывает слово "Слон", дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только "да" или "нет", пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу.

Игра "Наоборот" (проводится с мячом). Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший - плохой, строить - разрушать. выход – вход и т.д.)

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов для решения проблемной ситуации. Игра-рассуждение "Помоги Золушке"

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем-нибудь тяжелым прижимать.

Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, Разрешение противоречий - это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.

Метод "Системный анализ" очень действенен в изучении окружающего мира. Это своеобразный метод опережающего обучения. Он помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель - определить роль и место объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

Например: Система "Лягушонок", Подсистема (часть системы) - лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) - водоем.

Воспитатель задает вопросы: "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?", "Для чего они нужны?", "Какую пользу они приносят?" (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).

Приемы фантазирования: Коллаж из сказок.

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. Придумай продолжение сказки.

Дети с удовольствием включаются в процесс изобретательства, активизируя свой лексикон, свою фантазию. Начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.

Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Спасательные ситуации в сказках.

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.

"Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть ..." Предложите свои варианты спасения котенка.

Сказки, по-новому. Этот метод помогает по - новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Старая сказка - "Крошечка - Хаврошечка" Сказка по - новому - "Хаврошечка злая и ленивая".

Работа педагога - тризовца предполагает беседы с детьми на исторические темы: "Путешествие в прошлое одежды", "Посуда рассказывает о своем рождении", "История карандаша" и т.п. рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать, что изобретать - это значит решать противоречие.

Занимательные задачи.

В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом - формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Это игровые упражнения типа "Дорисуй", "Дострой", «Внимание», "Составь картинку из геометрических фигур", "На что это похоже?", "Найди сходства", "Найди различия".

Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности, внимания, сообразительности предлагаются задания со счетными палочками. Сначала простые (построй домик из 6, 1t палочек), затем посложнее (какую палочку надо переложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону?). На основном этапе целесообразно использовать игры - головоломки (арифметические, геометрические, буквенные, со шнурками), шахматы; сочинять загадки и составлять и отгадывать кроссворды.

Загадка - это серьезное упражнение для ума, важнейший путь пополнения знаний и средство упражнения в остроумии.

Обучать детей классифицировать, устанавливать причинно - следственные связи помогают игры - упражнения: "Что лишнее?", "Что вначале, что потом?", "Какую фигуру надо поставить в пустую клетку?"

Участвуя в "тренажерах ума", дети получают необходимые навыки использования приемов и методов ТРИЗ. Комплекс упражнений "Тренажер ума":

Тренажер 1.

  1. Повтори слова в том же порядке (не больше 6 слов) Окно, корабль, ручка, пальто, часы;
  2. Вспомни, как выглядит твоя кухня. Не заходя туда, перечисли 10-15 предметов, которые находятся на виду (при этом можно уточнить детали: цвет, размер, форму, особые приметы).
  3. Одно из этих слов лишнее. Какое? - Хлеб, кофе, утюг, мясо. Почему? Тренажер 2. (Упражнения с числами)
  1. Как получить числа: 0, 2, 5 ..., пользуясь числами и математическими знаками.

Продолжи        цифровой ряд 2, 4, 6, ...

  1. Игра "Скелет"

Предлагаются определенные сочетания согласных букв.

Например: КНТ или ЗБ. Чтобы найти слово, надо добавить в него гласные.

Могут получиться слова: КНТ (канат, кнут, кант) ЗБ (зуб, зоб, изба, зябь)

  1. Трудное задание (после прогулки)

- Сколько ты встретил или видел мужчин, женщин, детей?

- Какие машины стояли, какие проехали мимо?

- Гулял ли кто-нибудь с собакой? Опиши ее.

- Были ли на улице велосипедисты?

- Были ли люди с детскими колясками?

4. Рассмотри рисунок и составь рассказ.

Например: путешественник собирает рюкзак в поход: приготовил топорик, нож, веревку, не может найти второй ботинок, а часы показывают, что через 15 минут ему выходить и т.д.

5.Придумай сказку, используя изображенные предметы: колокол, лестница, корона, корзина с яблоками, кувшин, расческа, роза, змея, топор, сундук.

Тренажер 3.

1. Составь рекламное объявление для газеты так, чтобы слова начинались на одну букву.

Пример: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть.

Текст телеграммы: Срочное сообщение: "Сбежала собака Сушка, светло- коричневая, среднерослая. Срочно сообщите. Скучаю".

2. Составь цепочку слов (ассоциация). Исходное слово «Книга» - лист - дерево - липа – чай.

Тренажер 4.

Задания на проверку инерции мышления.

Требуется быстро отвечать на вопросы заданий. Подумать при этом можно, но не долго.

  1. Сколько пальцев на 2-х руках, а на 4-х?
  2. На болоте сидит, по-французски говорит. Кто это? (объясни с каких пор лягушки стали говорить, да еще и по-французски).
  3. К реке подошли два человека. Как им переправиться на противоположный берег, если имеется одна одноместная лодка? На улице довольно холодно, но еще не совсем зима — речка не замерзла.
  4. Как глухонемой в хозяйственном магазине объяснит продавцу, что ему нужен молоток? А как слепому попросить ножницы?

Тренажер 5.

Системность и системный разбор.

  1. Найди лишнее слово в каждой строчке

Стул, стол, змея, тренога, лошадь (общая подсистема - ноги). Фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (общая подсистема - вода).

  1. Предлагаю систему, подбери слова, входящие в эту систему: Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа.

Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина.

Город - автомобили, здания, улицы, велосипед т.д.

  1. Составь цепочку подсистем для системы "настольная лампа"

Это может быть такая цепь: настольная лампа - свет - лампа - стекло и т.д.

Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развивающие технологии - технология триз"

Выполнила: воспитатель I кв. категории Попова К.С....

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи – ТРИЗ - технология"

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи – ТРИЗ - технология"...

Консультация для воспитателей «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию»

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в...

Консультация для воспитателей " "Использование технологии ТРИЗ в ДОУ"

Консультация для воспитателей " "Использование технологии ТРИЗ в ДОУ"...

Консультация для воспитателей «Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»

Исследования ученых, работа педагогов новаторов показывают, что каждыйребенок по своей сути творец. Как правило, его творческие способностинаходятся в скрытом состоянии, они как бы дремлют до поры до ...

Консультация для воспитателей Применение пособий и игр технологии ТРИЗ в организации предметно - развивающей среды ДОУ.

В арсенале технологии ТРИЗ существуют множество игр и пособий, применение которых способно обогатить развивающую среду практически в любой возрастной группе ДОУ.  ...

Консультация для воспитателей ДОУ «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ»

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной  картине, используя технологию ТРИЗ....