Профилактика психоэмоциональных нарушений у младших дошкольников в период адаптации к детскому саду
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Зизевских Оксана Олеговна

Профилактика психоэмоциональных нарушений у младших дошкольников в период адаптации к детскому саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика психоэмоциональных нарушений у младших дошкольников в период адаптации к детскому саду

Емельянова С.Ю., Зизевских О.О., Прибыткова Е.В.

МБДОУ «Детский сад № 18 «Ручеек», г. Тамбов, mdou-18@yandex.ru

Дошкольный возраст -  это время, когда происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Важнейшим аспектом развития личности в целом является развитие эмоционально - волевой сферы дошкольника, которое не только обусловливает  успешное усвоение знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности.

Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия - наследственность, особенности его физического развития.

Поступление ребенка в ДОУ обычно приходится на возраст 2 -3 лет и часто совпадает с возрастным кризисом, когда в поведении ребенка преобладают реакции оппозиции, протеста, упрямства как одного из вариантов негативизма, которые протекают на фоне повышенной эмоциональной возбудимости, обидчивости, плаксивости.

Отрицательные эмоции – неизбежные спутники психического состояния малыша при адаптации к детскому саду. Ребенок то сидит, как окаменевший, не отвечает на вопросы, не идет на контакт, то вдруг начинает бегать по группе. Он вырывается из рук воспитателей и нянь, постоянно подбегает к дверям, дожидаясь прихода родителей. Малыш часто плачет – от временного хныканья до постоянного, почти непрекращающегося плача. Ребенок боится многого: незнакомой обстановки, новых людей – воспитателей, порой и сверстников. А больше всего боится, что мама не придет за ним и не заберет обратно домой. И страхи эти служат источником стресса, спусковыми механизмами стрессовых реакций.

Кроме подавленного настроения есть целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии: нарушение сна, усталость, обидчивость, агрессивность, рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость. Состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее кривлянии, упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

Наличие вышеуказанных симптомов свидетельствует о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии, и на настроении, и на поведении ребенка.

Выделяют три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы ребенка:

– расстройства настроения (эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи;  апатия, эмоциональная тупость);

– расстройства поведения (гиперактивность,  агрессивное поведение);

– нарушения психомоторики (плохая координация, отсутствие ловкости, точности, несформированность мелкой моторики, нарушения мимического тонуса, общая смазанность, невнятность речи и т.п.).

Дети с психоэмоциональными нарушениями отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Также дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния радости и часто приводит к неврозам.

Таким образом, привыкание к детскому саду – процесс непростой. Адаптивные возможности дошкольника ограничены, и если привыкание протекает тяжело, малыш может заболеть. Чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие, - на игру, а также создать условия для возникновения доверия между воспитателем и ребенком.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Лучше, если игры будут фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

В нашем ДОУ утро у детей  первой младшей группы всегда начинается с музыкально-ритмической гимнастики под музыку Е. Железновой.  Издавна музыкально-ритмические движения считаются одним из лучших средств профилактики и устранения психоэмоционального напряжения. Двигательная активность на фоне эмоционального подъёма при выполнении музыкально-ритмической гимнастики несёт мощный оздоровительный заряд.

Для создания теплой атмосферы в группе мы используем различные игры. Вот некоторые из них.

Игра «Пришёл Петрушка»

«Ребята, к нам в гости пришёл Петрушка. Поиграем с ним! Посмотрите, какой Петрушка весёлый и смешной! На нём красная рубашечка и колпачок с колокольчиком. Петрушка принес с собой сундучок. А что там? Погремушка. (Гремит погремушкой). Ребята, у нашего Петрушки полный сундучок погремушек. Возьмите погремушки себе. Давайте послушаем, как они звучат-бренчат».

Игра «Догонялки с мишкой»

Игрушка мишка «говорит», что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от нее, а она находит и обнимает детей: «Вот мои ребятки!».

Дети двух-трехлетнего возраста ещё не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребёнка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптивный период.

Игра «Передай улыбку»

Дети стоят в кругу. Воспитатель поёт:

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется.

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз ещё вернётся!

Обращается к детям: «И мы с вами будем улыбаться друг другу, делиться своей улыбкой. Я улыбнусь Саше, Саша улыбнётся Ане, Аня улыбнется Артему» и т.д. (При этом нужно повернуться к ребёнку и улыбнуться ему. Воспитатель комментирует действия детей).

Игра «Возьми – отдай»

Дети стоят в кругу (или сидят на стульчиках в ряд). Воспитатель берет небольшую игрушку, чтобы ребёнок удобно держал её в ладошке, и, протягивая ребёнку игрушку, говорит: «Возьми». Ребёнок должен взять игрушку, а затем протянуть её своему соседу. При этом воспитатель каждый раз комментирует действия ребенка словами: «Возьми – отдай».

Игра «Ёж»

Эту игру можно использовать для снятия напряжения, снижения агрессивности. Игра реализует потребность ребёнка в агрессии, снимает мышечные зажимы.

Ребёнок превращается в ежа, который приготовился встретить опасность, защищается иголками, сильно-сильно сжимаясь в клубочек. Но когда все неприятели разбегутся, ёж остаётся в кругу друзей, медленно вытягивается и греется на солнышке. Игру можно повторить несколько раз.

Для того чтобы ребенок почувствовал себя спокойнее, нужно направлять его внимание на телесные ощущения – потрогать, погладить. Включение телесных ощущений снижает тревогу ребенка и позволяет установить контакт.

Если ребёнок прикоснулся ко взрослому, если нам удалось установить и удержать с ним зрительный контакт, можно считать, что первый этап установления отношений пройден.

Игра «Погладь ладошку»

Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит нараспев, протягивая свою ладонь одному из детей:  Дай ладошечку, моя крошечка,

  Я поглажу тебя по ладошечке…

Ребёнок протягивает ладошку воспитателю. Он гладит ладошку, и так со всеми детьми. Потом по цепочке каждый из детей протягивает ладошку другому и гладит её.

Игра «Вот такие!»

Дети и воспитатель сидят на ковре, спина ровная, ноги слегка согнуты в коленях.

У котенка усы – вот такие (проводим пальцем под носиком),

У слоненка уши – большие (гладим ушки).

У крокодила – острые зубки (показываем зубки),

А у пингвинов – теплые шубки (гладим ручки, ножки).

У бегемота – толстый животик (гладим животик),

У лягушонка – улыбчивый ротик (улыбаемся широко).

У зайчонка – коротенький хвостик (гладим поясницу),

А у мышонка – малюсенький носик (дотрагиваемся до кончика носа).

Конечно же, в своей работе мы не обходимся без сказки. Дети верят в чудеса. Их мир тонок и открыт для сказок. В сказках ребенок находит отголоски своей собственной жизни, понимает, что не одинок и, как главный герой, может справиться с любым своим страхом и проблемой. Наряду с прочтением и обыгрыванием известных всем детских сказок, мы придумываем свои сказки вместе с детьми. Каждый ребенок приносит из дома свои любимые игрушки, которые и становятся главными героями наших сказок. Нередко у нас получаются целые сказочные «сериалы», дети с нетерпением ждут таких занятий. Причем часто они продолжают сочинять сказки дома, вместе с родителями.

Нельзя не отметить также значение пальчиковых игр, психогимнастических, дыхательных упражнений, изотерапии, песочной терапии для снятия психоэмоционального напряжения у малышей.

Использование всех этих методов, внимательное, доброжелательное отношение со стороны педагогов позволяет облегчить период адаптации для малыша, сохранить его физическое и эмоциональное здоровье.

Литература

1. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений / авт.-сост. Е.А. Долженко. – Волгоград: Учитель, 2016.

2. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. – М., 2002.

3. Организация психологической службы в современном детском саду / сост. Н.В. Нищева. – СПб.: Детство-пресс, 2017.

 4. Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей первой младшей группы в период адаптации к детскому саду по программе А.С. Роньжиной.

Открытое занятие по теме "Мишка" проведённое в рамках конкурса профессионального мастерства 2015г. Из цикла занятий по программе А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации...

Профилактика психоэмоциональных нарушений у младших дошкольников в период адаптации к детскому саду

Профилактика психоэмоциональных нарушений у младших дошкольников в период адаптации к детскому саду...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.         Начало посещения детского сада для ребен...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...

Режим дня дошкольника в период адаптации к детскому саду

Режим дня дошкольника в период адаптации к детскому саду...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми младшей группы в период адаптации к детскому саду.

Занятия в кинетической песочнице способствуют снятию напряжения у детей, помогают смягчить процесс адаптации к ДОУ....