Какую помощь окажет песочная терапия
статья по коррекционной педагогике на тему

Белая Наталья Валерьевна

Какую помощь окажет песочная терапия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakuyu_pomoshch_okazhet_pesochnaya_terapiya.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Какую помощь окажет песочная терапия

Дети, предпочитающие игры в песочнице, наделены богатым внутренним миром переживаний. Фигурка или предмет, который выбирает ребенок при играх с песком, помогает психологу понять проблемы маленького человечка. Но, этим польза песочной терапии не ограничивается. Она не только помогает малышу передать свои фантазии и переживания, но и способствует:

  • развитию способности к самовыражению;
  • творческому восприятию окружающего;
  • улучшению памяти и внимания;
  • развитию пространственного воображения;
  • улучшению образного мышления;
  • формированию навыков общения;
  • развитию двигательных функций рук;
  • избавлению от тревожных состояний и детских страхов.

Чтобы через песок ребенок мог выразить то, что еще не способен сказать словами. Возможность выбора поможет ребенку научиться принимать самостоятельные решения. Чтобы не лишиться доверия ребенка, не нужно критиковать его композиции.                

В практике дошкольных учреждений сегодня применяется множество интересных терапевтических и развивающих методик, одной из которых является песочная терапия.

        Песочная терапия представляет собой одно из направлений сказкотерапии и имеет как индивидуальную, так и групповую формы.

Песочная терапия наиболее интересна, так как направлена на снятие напряжения, стресса, достижения комфорта и, кроме всего, на развитие воображения, творчества, мелкой моторики и, как следствие, речи и когнитивных функций.

Метод песочной терапии описан для детей с особыми воспитательными потребностями, тогда как он может быть достаточно эффективен в практике педагогов ДОУ, не только как средство коррекции, но и как средство развития.

Игры и опыты с песком дают больший воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения. Практика показывает, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Именно поэтому для коррекционных, познавательных и развивающих занятий используют песок:

  • во время таких игр и занятий у ребёнка существенно усиливается желание узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
  • в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
  • совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
  • песок, как и вода, является прекрасным психопрофилактическим средством; он способен «заземлять» отрицательную энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.

В детском саду песочная терапия используется для сенсорного развития; развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирования целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:

-обучающие (облегчают процесс обучения счету,грамоте,чтению,письму)Моделирование  игр-сказок на  песке (после прослушивания детьми сказки, взрослый предлагает построить в песочнице «сказочную страну» и заселить ее сказочными персонажами). Детям предлагается продолжение сказки, в которой некто или нечто разрушает созданный мир. Жители сказочной страны обращаются к детям за помощью. Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом: восстанавливают мир.

Игры  на развитие тактильно - кинестической  чувствительности  и  мелкой  моторики рук: «чувствительные ладошки», «отпечатки рук», «необыкновенные следы», «секреты сухого и влажного песка», рисование узоров на песке ладонями и пальцами, выкладывание фигур и узоров камушками, бусинками, пуговицами и т.д.; игры и упражнения с погружением рук в песок, «песочные прятки»; игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.

-познавательные (получение детьми  начальных энциклопедических знаний).

Игры на  знакомство с окружающим миром(моделирование на песке различных  сообществ: лес, поле, река, море, город, деревня, дикие и домашние  животные, транспорт и  т.д.); географические игры (моделирование в  песочнице различных климатических зон  и  жизнь  в  них),фантастические игры(имитация на песке жизни на других  планетах, использование роботов, трансформеров, получение информации о космических телах, кораблях, исследованиях); исторические  игры, игры-экскурсии.

- проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).Проективные игры делятся на индивидуальные и  групповые. Создавая «Сказочную страну» на песке, ребенок самостоятельно работает над своей  проблемой, проговаривает «с самим собой».Групповые игры направлены, в основном, на развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать.

Использование песочной терапии в работе с детьми дает положительные результаты: дети чувствуют себя увереннее, занятия проходят более разнообразно и весело, ребенок легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, снимается напряжение и купируются страхи, развивается моторика и, как следствие, речь, облегчается процесс адаптации.

В работе с детьми в нашем детском саду используем инновационные разработки - кинетический песок, в целях профилактики и коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости.

Кинетический песок – чудо современных технологий! Представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой. Этот инновационный материал изобретен и выпускается в Швеции.

Игры с кинетическим песком - прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, снижают уровень тревожности, что позволяет создать ребёнку обстановку внешней безопасности, внутренней защищённости, оказание ему максимальной поддержки.

Вот уже второй год с детьми старшего дошкольного возраста нами используется в работе кинетический песок. Занятия, проводимые с использованием песка, способствуют развитию самосознания ребенка, его спонтанной «самотерапии», созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии).

Правильно подобранные игры и упражнения с песком способствуют

снижению эмоционального напряжения у детей, повышению уверенности, развитию навыков сотрудничества, что благотворно сказывается на эмоциональном самочувствии детей в течение дня в группе детского сада.

Литература:

1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.-СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.

2. Грабенко Т.М, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

3. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010.