Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ
статья по коррекционной педагогике на тему

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.

Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” юридически закрепил возможность детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещать неспециализированные дошкольные учреждения. В связи с этим возникла необходимость изучения процесса интеграции детей с ОВЗ в коллектив сверстников, не имеющих особенностей в развитии.

В настоящее время в российской системе образования выделяются несколько видов интеграции детей с ОВЗ в образовательном процессе в тех дошкольных учреждениях, где открыты и коррекционные, и группы общеразвивающей  направленности.
- комбинированная интеграция – при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим и близким к возрастной норме, по 1- 2 человека на равных воспитываются и обучаются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь дефектолога специальной группы. При этом дети получают специальное сопровождение либо за счёт внутренних ресурсов учреждения или за счёт сотрудничества с другими организациями;
-частичная – при которой дети, ещё не полностью способные на равных со здоровыми сверстниками овладеть образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня. Основной образовательный процесс при этом осуществляется в отдельной специальной коррекционной группе данного учреждения;
- временная – при этой форме все дети коррекционной группы вне зависимости от психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий;
- смешанная интеграция – при которой в дошкольной группе формируется смешанная среда при уменьшении общего числа обучающихся и пропорциональном соотношении группы здоровых детей и детей с особенностями развития не менее 2:1. При таком виде интеграции в группе обязательно работает дефектолог, он же является ведущим специалистом, осуществляющим образовательный и воспитательный процесс;
- полная интеграция – при которой ребёнок с ОВЗ с высоким уровнем психофизического развития, близким к норме, посещает дошкольное учреждение наравне с типично развивающимися сверстниками, а специализированную помощь получает во внешних учреждениях и усилиями специалистов образовательного учреждения. Привлечение внешнего ресурса для оказания специализированной коррекционной помощи в данном случае является необходимым, но организуется в большинстве случаев родителями.
Необходимо отметить, что при всех выделенных типах интеграции ( за исключением последнего) предполагается наличие в ОУ некоего специального подразделения со своим штатом сотрудников, а широкой образовательной интеграции подлежит небольшая группа детей, близкая к норме, и готовая усваивать общий стандарт безо всяких изменений. При смешанной, частичной и временной интеграции более широкий доступ к системе общеразвивающей направленности воспитания и образования получают дети, которые «условно типичны» : дети из семей неслышащих родителей, дети из двуязычных семей, семей беженцев и переселенцев и т. д.
Инклюзия – это процесс дальнейшего развития и расширения образовательной и воспитательной интеграции, это изменение системы и принятие любого ребёнка на уровне всего ОУ, это гибкая система, учитывающая потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.
Одним из важнейших показателей готовности системы воспитания и образования к реализации процесса интеграции является этап психологических и ценностных изменений всех её участников, в первую очередь включая уровень профессиональных компетенций специалистов.

Несмотря на разнообразие нарушений и особенностей в развитии, которые могут быть у воспитанника с ОВЗ их объединяет ведущий вид деятельности – игра, а значит интегративные процессы должны в первую очередь проходить через игру. Ключевую роль здесь играет воспитатель и специалисты (педагог-психолог, дефектолог, логопед и т.п.). К особому ребенку можно относиться так же, как и к обычному. При всей заботе, при всех добрых намерениях особому ребенку нужно дать возможность развивать дремлющие в нем способности – развивать их в игре, в процессе его собственной деятельности. И на первый план здесь выходит доступность окружающей воспитанника среды. Причем универсальных рекомендаций здесь быть не может, все зависит от вида нарушений конкретного ребенка. Например, при нарушениях в опорно-двигательном аппарате воспитанник вынужден большую часть времени проводить сидя, лежа, ползая на четвереньках или по-пластунски, значит, игры  и игрушки должны находится в зоне доступности, чтобы ему не приходилось каждый раз обращаться за посторонней помощью, чтобы взять интересующий предмет.

На начальной стадии воспитатель принимает активную роль в игровом процессе воспитанников с ОВЗ: руководит его участием в игре, стимулирует игровую активность. Следующим шагом является последовательное и бережное отстранение. Стадия “сопровождения” на которой воспитанники получают возможность поиграть самостоятельно, но с неназойливым присутствием взрослого. Это улучшает игровое и социальное поведение, стимулирует воспитанников с особенностями в развитии начать играть в общие игры, предполагающие партнерские отношения.

Главная задача педагогов это не высокие достижения в усвоении программы, а адаптация детей с ОВЗ к социуму, формирование социально-нравственного поведения.