РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА С ОВЗ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ЕГО ИНКЛЮЗИИ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ ИЛИ В ДЕТСКОМ САДУ
статья по коррекционной педагогике на тему

          В последние годы все большее значение в системе образования России занимают вопросы инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзивного обучения  не только отражает тенденции современного времени, но и способствует реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование.  Независимо от социального положения, физических и умственных способностей правильно организованное обучение в условиях инклюзии дает каждому ребенку возможность удовлетворить потребность в получении образования, адекватного уровню его развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_i_shkoly_v_adaptatsii_rebenka.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Чурикова Ирина Петровна,

                                       музыкальный руководитель                                                         МАДОУ детский сад №26 «Золотая рыбка»

  г. Кумертау Республика Башкортостан

РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА С ОВЗ

 К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ   ЕГО ИНКЛЮЗИИ

В МАССОВОЙ ШКОЛЕ ИЛИ В ДЕТСКОМ САДУ

 

В мире с каждым годом увеличивается количество рождения детей с ограниченными возможностями здоровья  и на сегодняшний день является актуальной проблема инклюзивного обучения детей с ОВЗ в массовых образовательных учреждениях.

Дети с  ограниченными возможностями здоровья  - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Раньше все дети с ограниченными возможностями здоровья обучались в специализированных учреждениях, разделенных по видам заболеваний детей. Но в последнее время многие родители начали отдавать своих детей с ОВЗ в массовые образовательные учреждения. Обосновывают они это тем, что ребенок должен обучаться и социализировать в той среде, в которой ему в дальнейшем предстоит жить. То есть, ребенок должен жить и взаимодействовать не только с такими же, как он детьми с ОВЗ, но и с обычными - здоровыми детьми.

          В последние годы все большее значение в системе образования России занимают вопросы инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзивного обучения  не только отражает тенденции современного времени, но и способствует реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование.  Независимо от социального положения, физических и умственных способностей правильно организованное обучение в условиях инклюзии дает каждому ребенку возможность удовлетворить потребность в получении образования, адекватного уровню его развития.

  Достигнув возраста 2-3 лет, большинство детей попадают в совершенно новую для себя среду – дошкольное учреждение. Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов с взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов.  

          Данный вид образования становится все более привлекательным для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, и они все чаще приводят детей в общеобразовательные детские сады для совместного обучения и воспитания с другими детьми.

       В таких условиях педагогу приходится решать такие основные задачи как:

►создание уютного, комфортного пространства для всех детей независимо от их развития;

►совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких нарушений;

►формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения.

      В связи с этим в деятельности педагога  появляется новый акцент: педагог и  проектировщик, и конструктор образовательной среды, то есть,  говоря словами Л. С. Выготского, «выпадает активная роль - лепить, кроить, кромсать и резать элементы среды, сочетать их самым разным способом, чтобы они осуществляли ту задачу, которую поставил перед собой воспитатель».

         Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ предусматривает тесное сотрудничество с семьей. Педагог  помогает семье выработать правильное отношение к реакции окружающих на внешние проявления дефекта у ребенка с ОВЗ, формирует оптимистические установки в отношении возможностей ребенка, обучает  их доступным приемам коррекционной работы путем бесед и индивидуальных консультаций.

        Организация инклюзивного образования заключается не только в создании технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и в понимании нормально развивающимися детьми и их родителями важности участия детей с ОВЗ в общеобразовательном учебном процессе. Успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ, от готовности педагогов и родителей к совместному взаимодействию.  Для эффективного учебно-воспитательного процесса в ДОУ необходимо организовать качественное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также создать особый морально-психологический климат в педагогическом и детском коллективах. В инклюзивной школе очень важно то, что и дети, и родители, и специалисты ДОУ -  это, прежде всего партнеры. Необходимость осуществления работы с родителями в данном случае неопровержима.

       Совместная учебно-воспитательная деятельности ДОУ  и семьи создается целенаправленной, систематической работой специалистов дошкольного учреждения, которая отвечает современным требованиям, предъявляемым  к  образовательному  учреждению:   ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей.

         В работе педагога по установлению контактов с семьей необходимо учитывать следующие моменты:

 ► в основе совместной деятельности образовательного учреждения с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение роли родителей;

► доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании;

►педагогический такт, недопустимость грубого вмешательства в жизнь семьи;

► опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания.

        Положительные результаты в большей степени зависят от активного участия родителей в образовательном процессе, в основе которого должно быть организованное сотрудничество специалиста и родителей.

Совместная учебно-воспитательная деятельности школы и семьи создается целенаправленной, систематической работой специалистов школы и ДОУ, которая отвечает современным требованиям, предъявляемым  к  образовательному  учреждению: научная  обоснованность, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей.

            В условиях инклюзивного образования необходимо вести работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей развития ребёнка и общении с ним; повышать правовую, педагогическую компетентность родителей; организовывать совместную деятельность школы и родителей по укреплению здоровья детей; способствовать оптимизации отношений между семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и социумом. Только продуктивное взаимодействие школы и семьи будет способствовать восстановлению психофизического и социального статуса ребенка с ОВЗ, достижению  им материальной независимости и социальной адаптации.

             Нельзя сказать, что основная роль в адаптации ребенка с ОВЗ к обучению лежит на школе или детском саду. Нет, это не так. Родители выполняют очень важную роль - оказывают всестороннюю поддержку своему ребенку. Ведь родителям, прежде чем помочь ребенку принять себя таким, какой он есть, нужно самим принять своего ребенка и научиться жить с его заболеванием. Родители, несомненно, являются опорой для ребенка ОВЗ и помогают ему адаптироваться к   обучению.

            Только при правильно спланированном и хорошо организованном взаимодействии школы, ДОУ и семьи, ребенок с ограниченными возможностями сможет не только адаптироваться к инклюзивному обучению в детском саду или в массовой школе, но и гармонично развиваться.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Инклюзивное образование в России; Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).-М., 2011.-85 с.

2.Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5‒14.

3.Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. М. ‒ Владимир: Транзит – ИКС, 2009. - 48 с.

4. Акимова О.И. Инклюзия как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональный аспект. Сборник: Исследование различных направлений современной науки. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 73-79.

5. Исследование отношения педагогов и родителей к инклюзии в дошкольной образовательной организации Еронько Ж.В. Глушак Е.В. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.        

6. Шматко Н.Д. Совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся дошкольников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -- 2010. -- № 5.