«Клинико – психологические причины возникновения РДА»
статья по коррекционной педагогике на тему

Федина Елена Николаевна

Введение

 

 Данная тема является актуальной, потому что в дети с синдромом РДА  обнаруживаются в 4 — 5 случаях на 100000 детей (или в 0,04 — 0,05 %) в возрасте от 12 — 15 лет. Если взять во внимание аутистические синдромы, уровень возрастет и составит 20 на 10000  но в действительности детей с РДА больше, так как не учитываются стертые формы аутизма, деформирующие личность и представляющие огромную проблему, остаются неучтенными официальной статистикой.

  Аутизм - «отрыв от реальности, себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние действия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой» (К.С. Лебединская). Аутизм встречается при многих психических расстройствах, в некоторых случаях он проявляется рано и занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает негативное влияние на все психическое развитие ребенка.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) при РДА отмечает:

 качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;

 качественные нарушения способности к общению;

 ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

Аутизм встречается чаще, чем изолированные глухота и слепота, вместе взятые, причины:

 недостаточная определенность диагностических критериев, их качественный характер;

 различия в оценке возрастных границ синдрома (в России — не старше 15 лет, в странах Западной Европы, США, Японии — без возрастных ограничений;

 различия в понимании причин РДА, механизмов его развития, самой сущности аутизма.

В последние год в отечественной и зарубежной литературе называют цифру в 15 — 20 случаев на 10000 новорожденных, у мальчиков встречается в 4 — 4, 4,5 раза чаще, чем у девочек. Но в настоящее время замечается рост РДА и не зависит от национального, расового, географического и многих других факторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_3.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

 «Клинико – психологические причины возникновения РДА»

                                                                       

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..3

1.Причины раннего детского аутизма…………………………………..4

2. Клинико – психологрическая харакитеристика………………..……7

Заключение………………………………………………………………..11

Литература……………………………………………………………….12

Введение

 Данная тема является актуальной, потому что в дети с синдромом РДА  обнаруживаются в 4 — 5 случаях на 100000 детей (или в 0,04 — 0,05 %) в возрасте от 12 — 15 лет. Если взять во внимание аутистические синдромы, уровень возрастет и составит 20 на 10000  но в действительности детей с РДА больше, так как не учитываются стертые формы аутизма, деформирующие личность и представляющие огромную проблему, остаются неучтенными официальной статистикой.

  Аутизм - «отрыв от реальности, себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние действия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой» (К.С. Лебединская). Аутизм встречается при многих психических расстройствах, в некоторых случаях он проявляется рано и занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает негативное влияние на все психическое развитие ребенка.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) при РДА отмечает:

        качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;

        качественные нарушения способности к общению;

        ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

Аутизм встречается чаще, чем изолированные глухота и слепота, вместе взятые, причины:

        недостаточная определенность диагностических критериев, их качественный характер;

        различия в оценке возрастных границ синдрома (в России — не старше 15 лет, в странах Западной Европы, США, Японии — без возрастных ограничений;

        различия в понимании причин РДА, механизмов его развития, самой сущности аутизма.

В последние год в отечественной и зарубежной литературе называют цифру в 15 — 20 случаев на 10000 новорожденных, у мальчиков встречается в 4 — 4, 4,5 раза чаще, чем у девочек. Но в настоящее время замечается рост РДА и не зависит от национального, расового, географического и многих других факторов.

 Цель исследования выявить  причины возникновения РДА.

 Обьект исследования  развитие ребенка с РДА.

 Предмет исследования  клинческие и психологические причины возникновения РДА.

  1. Причины раннего детского аутизма

Ранний детский аутизм - сравнительно редкая форма патологии. По данным L. Wing, распространенность его составляет 2 на 10000 детей школьного возраста. Основными проявлениями синдрома, которые наблюдаются при всех его разновидностях, являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими, эмоциональная холодность или безразличие к близким ("аффективная блокада", по L. Kanner), страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненная приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям, а также расстройства речи, характер которых существенно отличается при разных вариантах синдрома.

В разное время в решении данной проблемы внимание уделялось различным причинам и механизмам возникновения данного нарушения. Но до сих пор нет чёткого представления о патогенетических механизмах РДА.

Исходя из положения Л.С. Выготского о первичных и вторичных нарушениях В.В. Лебединский и О.Н. Никольская (1981, 1985) предлагают такой вариант решения вопроса о патогенезе РДА:

- в качестве первичных расстройств при РДА рассматриваются повышенная эмоциональная чувствительность и слабость энергетического потенциала, в результате их воздействия на организм возникают вторичные нарушения.

- ко вторичным относят аутизм, как попытку избежать воздействий внешнего мира, стереотипии, сверхценные интересы. Возникает ослабление эмоциональной реакции на близких, вплоть до полного их игнорирования («аффективная блокада»), заторможенная или недостаточная реакция на слуховые и зрительные стимулы.

 Причины возникновения РДА.

 При многих психических расстройствах можно встретить аутизм, но иногда он проявляется довольно рано (в первые месяцы жизни ребенка), что отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка.  То в этом случае говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), искаженное нарушение психического развития. При синдроме РДА некоторые психические функции развиваются ускоренно, другие замедленно. Но в некоторых случаях наблюдаются не все клинические характеристики требуемые для РДА, но не возникает сомнение, что коррекция опирается на методы принятые в работе с аутичными детьми. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) при РДА отмечает:

- качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;

- качественные нарушения способности к общению;

- стереотипные модели поведения и видов деятельности;

- ограниченный интерес к окружающему.

     Выделяют основные причины возникновения РДА:

–        это могут быть врожденные патологии нервной системы;

–         соматические нарушения:

 «Синдром хрупкой Х — хромосомы» и другие хромосомные нарушения, туберозный склероз (генетическое так называемое нейрокутанное расстройство с комбинацией кожных и мозговых нарушений), гипомеланоз (также нейрокутанное расстройство с гипопигментацией кожных областей и мозговыми поражениями), эмбриональные повреждения, причиной которых является инфекция краснухи во время внутриутробного развития, постнатальный герпетический энцефалит (инфекционное воспаление мозга) и метаболические нарушения (синдром фенилкетонурии).  Все эти нарушения часто задействованы височные или лобные области мозга.

Снижение защитных сил организма — ребенок часто болеет ОРЗ, ОРВИ, желудочно — кишечными заболеваниями, заболеваниями дыхательной системы и др.

Генетические нарушения ( мультифакториальный механизм):

Конфликт между генами, унаследованными от матери и отца. Ряд факторов свидетельствует о том, что смещение баланса активности генов в «отцовскую» сторону может привезти к аутизму, в «материнскую» - к депрессии, психозам, паранойе.

В развитии аутизма важную роль играет ген неурексин — 1, а также некий ген, расположенный в 11 хромосоме.

–        ранние психические травмы;

–        раннее повреждение мозга:

 Повреждение мозга возникших  во время беременности, родов, послеродового периода. Дети перенесшие инфекции (краснуха, вирусный инфекционный герпес)в течении первых лет жизни, подвержены высокому риску развития аутизма.

Неправильное, холодное отношение родителей к ребенку:

Нарушение развития эмоциональных связей с людьми, активности в освоении окружающего мира связывалось с ранними психическими травмами, с неправильным, холодным отношением родителей к ребенку, с неподходящими способами воспитания.

Недостаточность центральной нервной системы (врожденная аномальная конституция, врожденными обменными нарушениями, органическим поражением ц.н.с. В результате патологии беременности и родов, рано начавшимся шизофреническим процессом).

Мужской гармон тестостерон:

Британские  ученые установили, что возможной причиной возникновения аутизма является мужской гармон тестостерона. Переизбыток тестостерона буквально отравляет организм ребенка, что приводит к запуску механизма возникновения заболевания.

Вакцины:

Заболеваемость аутизмом растет параллельно увеличении числа вакцин, содержащих нейротоксин – этилртуть.

Недостаток белка:

Одной из возможных причин возникновения аутизма является недостаток белка Cdk 5 (циклин — зависимой киназы). Этот фермент участвует в регуляции ряда клеточных процессов — от клеточной подвижности до привыкания к лекарствам. Фермент Cdk 5 помогает развиваться синапсам, которые связывают нейроны и лежат в основе способности человека изучать и запоминать материал.

Мин парааутизм.

Синдром парааутизма может нередко наблюдаться при синдроме Дауна. Кроме того, он может иметь место при заболеваниях ЦНС, органов зрения, опорно – двигательного аппарата и внутренних органов.

Вторичный психогенный аутизм формируется в ситуации депривации — сенсорной, когнитивной, эмоциональной. Может развиться в разных ситуациях, при помещение ребенка в детдом, при наличии сенсорных дефектов у ребенка.

     Аутизм также рассматривается как следствие нарушения определенных психофизиологических механизмов, нарушение уровня бодрствования, первичная патология вестибулярного аппарата, нарушение, константности восприятия.

  1. Клинико – психологическая характеристика.

В настоящее время основная клинико – психологическая структура

РДА представляется в период своей наибольшей выраженности (в возрасте от 3 – 5 лет) может быть представлена стойким сочетанием двух видов расстройств:

  1. аутизм;
  2. стереотипность поведения.

Поведение ребенка аутичного характеризуется выраженной

 стереотипностью, однообразием. Попытки разрушить стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него диффузную тревогу, агрессию либо самоагрессию.

Стереотипность всех проявлений обращает внимание и их особое качество. Для аутичных детей характерна игра длящаяся годами манипулятивная игра с неигровыми предметами (чулками, шнурками, ключами, катушками, бумажками и др.). при этом аутичный ребенок не играет с цельным предметом, а обыгрывает одно из его физических качеств: ключи звенят, катушка катится, шнурок закручивается. И в игрушке используется не ее функциональное,  потенциально - коммуникативное предназначение, а аффективно наиболее яркое для него свойство: размер, цвет, форма, вес и т.д. Любимыми являются такие однообразные манипуляции, как пересыпание песка, переливание воды.

В моторике просматриваются вычурность позы, движений, мимики, ходьба на цыпочках. Движения лишены детской пластичности, неуклюжи, угловаты, замедленны, плохо координированы, производят впечатление «деревянных», марионеточных. Медлительность сочетается с импульсивностью.

Аутичным детям характерны своеобразные речевые расстройства:

- страдает выразительность речи (почти лишена интонации или наоборот, воспоизводящей их акцентуировано, со скандированием отдельных слов либо звуков);

- характерны высокий, с фальцетным оттенком, скрипучий голос, повышение высоты тембра к концу фразы;

- речь бедная, содержит набор коротких штампов, отдельных слов, эхолалий (нередко оставленных на дни, часы, месяцы), состоящей из одних глаголов в безличной форме;

- благодаря хорошей механической памяти речь может выглядеть магнитьфонно точным воспроизведением слышанного («попугайная», «фонографическая»), могут говорить о себе во втором и третьем лице.

Под внешней отрешенностью аутичного ребенка скрываются болезненные переживания. Во многом они обусловлены его особой гиперсензитивностью. Обычные краски действительности для аутичного ребенка грубы, чрезмерны, ярки.

Наблюдается тревожный фон настроения и многочисленные страхи: вещей, отдельных лиц, шума бытовых приборов, яркого локального света (люстры, освещенного зеркала), явлений природы, болезни, смерти.

Аутичный мир ребенка наполнен и странными фантазиями, сюжет которых отражает стремление к уходу от ранящей и пугающей его действительности (жизнь в космосе, перевоплощение в животное).

Боязнь окружающего сочетается с отсутствием «чувства края»: без учета ситуации аутичный ребенок может выбежать на шоссе, прыгнуть с высоты, перегнуться через барьер балкона.

Мнения об интеллектуальном развитии детей в РДА разные Л. Каннер подеркивал их интеллектуальную сохранность, одаренность (в математике, физике, живописи, литературе и т.д.).

Но в то же время есть дети с РДА, обнаруживающих явную интеллектуальную недостаточность. De Myer с сотрудниками (1974) приводит данные о низком IQ (меньше 51) у 75 % обследованных детей с РДА. По данным В. Е. Кагана, уровень интеллектуального развития большинства детей с аутизмом занимает промежуточное положение между нормой и умственной отсталостью. По катамнестическим данным L.Eisenberg, L.Kanner (1966), разная степень умственной отсталости выявляется в 2\3 наблюдений.

 Неврологические знаки негрубы и неспецифичны: мышечная гипотания, часто наблюдаемая компенсированная гидроцефалия, легкая, рассеянная симптоматика, при наличии умственной отсталости – наблюдаются судорожные припадки.

На ЭЭГ биоэлектрические нарушения неодинаковы, по степени тяжести и характеру (K.TAFT, W.Goldfard, 1967; M.Rutter, 1978 и др.). В.Е. Каган (1981) в 50 – 80 % наблюдений констатирует низкий вольтаж, диффузные и очаговые, низковольтные и пароксизмальные состояния. По данным B.Harren (1971)? Вызванные потенциалы ствола обладают коротким латентными периодами и низкой амплитудой.

Соматическое состояние детей:

- астенический тип сложения, хрупкость черт лица, тонкость кистей и стоп, в 20% имеется отставание в росте (G.Dutton, 1984), в 50% недоразвитие сосудистой системы, артериальная гипотония, нередко дисплазии черепа, ушных раковин, зубов; депигментация кожи (В.Е. Каган, 1981).

Часто наблюдаются диатезы, непереносимость многих видов пищи. Повышенная частота постнатальных экзогенных заболеваний (M.Colvin,1971)связывается с предрасположением, обусловленным самим РДА.

Анализируя клинический опыт последующих десятилетий,  M.Rutter (1978) сформулировал критерии выраженных форм РДА, которых в настоящее время придерживаются большинство исследователей данной проблемы:

- особые глубокие нарушения в социальном развитии, проявляющиеся вне связи с интеллектуальным уровнем ребенка;

- задержка и нарушения в развитии речи вне связи с интеллектуальным уровнем;

- стремление к постоянству, проявляемое как стереотипные занятия, сверхпристрастие к объектом или сопротивление изменениям среды;

- проявление патологии до 30 – месячного возраста.

В последние годы (D.Cohen, 1984) в этот пункт критериев M.Rutter внесена поправка: более правильным следует считать время появления первых симптомов РДА до возраста 48 месяцев.

В 1987 г. (R.Mises) критерии РДА были сформулированы в еще более редуцированной форме:

  1. несоциабильность;
  2. отсутствие коммуникаций;
  3. склонность к символизации.

Заключение

На долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни. Эффективность описанных методов коррекции возможна только при их систематическом использовании в условиях домашней обстановки, при терпеливом и внимательном отношении к больному аутизмом. Успех социальной адаптации аутичного ребенка, занимающегося в коррекционной группе либо другом специальном учреждении или на дому, тесно связан с возможностью координации действий родителей, врача, психолога и педагога.

Ранний возраст - один из самых интенсивных периодов развития, за который ребенок успевает овладеть не только многими сложными навыками - двигательными, речевыми, интеллектуальными, но и взаимодействием с окружающим миром. Сами его взаимодействия с миром, его индивидуальное мироощущение претерпевают огромную динамику, становятся чрезвычайно сложными. Тот аффективный опыт, который он получает в это время, становится основой всего его дальнейшего развития - эмоционального, личностного, социального и интеллектуального. Поэтому так важно, чтобы ребенок прошел его благополучно: не торопясь, не перескакивая через необходимые ступени развития. Для этого нужно, чтобы взрослый понимал логику его аффективного развития, возможность и уместность движения к усложнению взаимодействий. Ход нормального развития достаточно драматичен, благополучные периоды сменяются эпизодами страхов и разлада во взаимоотношениях с близкими. Каждый этап вносит свой необходимый вклад в становление сложной системы аффективной организации мироощущения и поведения ребенка. Своевременно возникающие трудности как раз и являются показателем нормальной динамики развития. Проблема состоит скорее в реакции взрослого на происходящее – его готовности помочь ребенку освоить новые возможности и предложить для этого те средства, которые соответствуют его реальному эмоциональному возрасту. Каждый такой выход из кризиса становится толчком для дальнейшего развития. Совместное с взрослыми прохождение дошкольного периода развития позволяет ребенку максимально выявить индивидуальную жизненную манеру и помочь ему сформировать удобные для него формы социальной адаптации, обеспечить ему запас активности и прочности, возможности восстанавливаться после неизбежных стрессов.


Список литературы

1. Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: ПЕР СЕ, 2005г.

2. Лебединский В.В. «Нарушения психического развития у детей» Москва 1999г.

3. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.

«Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция» Москва 1999г.

4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция» Москва 2000г.

5. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/ Сост. и Общая ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002


    Синдром Аспергера.

Следует отличать синдром Аспергера от синдрома раннего детского аутизма (синдрома Каннера) и тем более от задержки психического развития (ЗПР). Чтобы внести некоторую ясность, рассмотрим эти диагнозы. ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Основные трудности связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; нарушения внимания, восприятия, памяти, речи, отставание в развитии всех форм мышления. Аутизм (ранний детский аутизм), тяжелая аномалия психического развития ребенка, характеризующаяся главным образом нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, перверсией интересов, стереотипностью деятельности. Один из определяющих и диагностически важных признаков заболевания – появление симптомов в возрасте до 2,5 лет. Аутизм встречается редко, у 2–4 детей из 10 000, у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек. Синдром Аспергера характеризуется нарушениями социального поведения (как при аутизме) в сочетании со стереотипными, повторяющимися действиями на фоне нормального когнитивного развития и речи. Состояние встречается чаще у мальчиков (соотношение 8:1).Симптомы обычно сохраняются во взрослом возрасте. Большинство страдающих этим заболеванием в состоянии работать, но у них не складываются взаимоотношения с другими людьми, редко кто из них вступает в брак. До 3-летнего возраста наблюдается период нормального развития. Потом появляются нарушения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Речь становится монотонной. Ребенок начинает держаться отстраненно, обособлено, много времени посвящает узкому, стереотипному кругу интересов. Поведение определяют импульсивность, контрастные аффекты, желания, представления. У некоторых детей обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих. Логическое мышление хорошо развито, но знания крайне неравномерны. Активное и пассивное внимание неустойчиво. В отличие от других случаев детского аутизма нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии. Во внешнем виде обращает на себя внимание отрешенное «красивое» выражение лица, мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная. Иногда взгляд направлен «внутрь себя». Моторика угловатая, движения неритмичные, стереотипные. Коммуникативные функции речи ослаблены, она своеобразна по мелодике, ритму и темпу, голос то тихий, то резкий. Характерна привязанность к дому, а не к родным. В отличие от детского аутизма, диагноз синдрома Аспергера основывается на наличии нарушений общения, социального взаимодействия; ограниченного, стереотипного поведения, интересов и занятий; и отсутствии общей задержки речи и когнитивного развития.

В синдромах Каннера и Аспергера действительно есть много общего. Работа Каннера была опубликована на год раньше, в 1943 году. До сих пор не существует четкого мнения насчет того, является ли синдром Аспергера отдельным заболеванием или подвидом раннего детского аутизма (синдрома Каннера). В западной литературе и классификациях можно наблюдать разделение этих двух синдромов.

Сейчас считается очевидным, что кроме «классических» форм аутизма Каннера существует также «спектральные расстройства», такие как синдром Аспергера, которые имеют характеристики, сходные с основным синдромом, но без полного набора критериев. У большинства людей и особенно у детей с аутизмом, отставание в развитии может быть легко обнаружено. Они производят впечатление «отсталых», даже если их уровень интеллекта, в основном, не очень низкий. Но есть люди, которые могут по схожести называться аутистами, но не производящие впечатления умственно отсталых, у которых высокое развитие отдельных навыков более поражает, чем дефицит в коммуникации, социальном поведении и воображении. Их невербальная коммуникация, в частности, достаточно хорошо развита. Этот тип нарушения развития был описан Гансом Аспергером. Характерными являются социальная наивность, чрезмерная правдивость и смущение после замечаний, сделанных незнакомыми людьми или детьми. Типичными являются также примеры интересов, когда человек интенсивно изучает или чрезмерно увлекается предметами, которые могут казаться странными для его возраста или культурного развития. Например, ребенок в раннем дошкольном возрасте имеет особый интерес к «умершим композиторам».


Ранний детский аутизм


Синдром Аспергера


1. Выявляется сразу после рождения или на первом году жизни


1. Странности замечаются на 2-3-м году жизни и особенно ясно проявляются в начальных классах школы


2. Ходить начинают раньше, чем говорить


2. Речь появляется раньше ходьбы


3.Встречается у мальчиков и девочек


3. Чаще встречается у мальчиков


4. Познавательный дефект


4. Дефект интуиции


5. Плохой социальный прогноз


5. Хороший социальный прогноз


6. Речь не имеет коммуникативных функций


6. Речь используется как средство общения


7. Нет зрительного контакта, не замечает других людей


7. Зрительный контакт беглый, избегает чужого взгляда


8. При госпитализации нет тоски по дому


8. При госпитализации есть тоска по дому, но не по людям («ностальгия кошек»)


9. Интеллектуальные проявления бедны


9. Хорошие общие и специальные способности


10. Поведение беспокойно


10. Поведение странно


http://www.logozavr.ru/1208/    игры со звуками и  поле чудес.

Вторник — разговор с начальством

среда — торговые дела

четверг — общение с чиновниками, для решения вопросов, восстановление справедливости

суббота — операции для недвижимости, плохо подходит для пикников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование специфических средств, отвечающих клинико-психологическим особенностям детей с ДЦП, для тренировки движений рук, развития мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия при проведении занятий продуктивной деятельности.

Использование специфических средств, отвечающих клинико-психологическим особенностям детей с ДЦП, для тренировки движений рук, развития мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия при пров...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯКРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ...

Пример клинико-психологической характеристики ребёнка с отклоняющимся развитием (Гиперактивность)

Клинико-психологическая характеристика ребёнка с отклоняющимся развитием....

Энурез: причины возникновения и психологическая помощь.

В статье рассмотрены виды энуреза и психологическая помощь детям....

Психологические особенности гиперактивных детей.Причины возникновения,признаки,экспресс-диагностика

Непоседа , вечный двигатель,ураганчик. Какие только определения не слышат родители в адрес своего чрезмерно активного чада. В младенчестве кроха не раз выпадал из коляски, позже выламывал прутья крова...