Энурез: причины возникновения и психологическая помощь.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Латышева Екатерина Вячеславовна

В статье рассмотрены виды энуреза и психологическая помощь детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл enurez_2.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

ЭНУРЕЗ

Энурез – это стойкое непроизвольное мочеиспускание днем или ночью. Чаще говорят о «ночном энурезе» – непроизвольном мочеиспускании во время сна.

Энурез может быть первичным и вторичным:

Первичным энурезом называется ночное недержание мочи у ребенка старше 5 лет, если в прошлом отсутствует хотя бы один «сухой» период продолжительностью более 6 месяцев.

Рецидивирующий (вторичный) энурез – состояние, при котором ребенок начинает мочиться в постель после сухого периода продолжительностью от нескольких месяцев до нескольких лет.

Выделяют неврозоподобный и невротический энурез.

Неврозоподобный энурез, в происхождении которого ведущая роль принадлежит остаточным явлениям внутриутробных или ранних постнатальных органических поражений головного мозга (особенно диэнцефальных структур) инфекционной, травматической, интоксикационной этиологии; заболевания мочеполовой системы.

Возникновение невротического энуреза связано с действием острых или затяжных психотравмирующих факторов. Например:

развод родителей,

конфликты в семье и в школе (детском саду)

рождение сиблинга,

начало учебы в школе или перенапряжение на уроках

отрыв от матери,

эмоциональное отвержение ребенка, особенно усиливающееся при появлении энуреза.

Все эти причины повышают уровень тревоги ребенка, выводят его из равновесия и делают его более уязвимым к вредностям.

Лечении невротического энуреза необходимо начинать с ПОИСКА ПРИЧИНЫ. Без ее устранения или смягчения ее воздействий* лечение практически невозможно.

*Например, развод родителей нельзя просто удалить из жизни ребенка, однако посредством работы с психологом и при правильно организованном общении ребенка с родителями, негативные последствия можно избежать (При желании можно обсудить этот вопрос более подробно).  

В большинстве случаев лечение сочетает медикаментозную поддержку (ноотропные препараты, мягкие успокоительные и нормотимики) и психотерапию.

В рамках когнитивно-поведенческой терапии психологи предлагают введение режимных мероприятий (на время терапии) и вознаграждений, ведение дневника сухих и мокрых ночей.

К режимным мероприятиям относят:

  1. После 18 часов необходимо резко уменьшить количество жидкости, которое ребенок выпивает.
  2. Укладывать ребенка до 10 лет ровно в 21:00.
  3. За 4 часа до сна игры ребенка не должны быть слишком активные.
  4. Ужин за три часа до сна с исключением продуктов обладающих мочегонным действием: фрукты, овощи, молочные продукты, кофе, крепкий чай.
  5. Если ребенок намочил постель, он должен сам ее постирать (только свое белье).

Ведение дневника. Утром, как только ребёнок проснулся, в графе напротив числа нужно отметить сухую ночь (лучше, если это будет делать сам ребёнок) нарисованным солнышком, которое будет улыбаться. Некоторые специалисты рекомендуют отмечать только сухие ночи, другие считают необходимым отмечать как сухие, так и мокрые ночи.

По прошествии 30 сухих ночей подряд,  родители должны сделать сюрприз ребенку, который будет превосходить все подаренные ему ранее подарки.

Еще одним эффективным методом является самовнушение. Ребенку предлагает 7-10 раз повторить какую-либо фразу, например: «Я не хочу и не буду мочиться в постель!», «В постель я мочиться не буду, и тогда моя постель всегда будет сухая и чистая».

В нашем Центре в ходе групповых занятий дети прорабатывают в форме игры сложные жизненные ситуации, находят выход из них, учатся адаптивным способам реагирования, получают эмоциональную поддержку от сверстников и психологов, что улучшает социализацию ребенка и положительно влияет на психическое  и соматическое здоровье!

Буянов М. И. Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков //М.: Российское общество медиков-литераторов. – 1995. (Часть статьи)

Казанская Ирина Валерьевна, Отпущенникова Т. В. Энурез: классификация, причины, диагностика и лечение // ВСП. 2003. №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность Тема: «Причины возникновения межличностных отношений у дошкольников и пути их преодоления»

Цель данной работы:теоретически обосновать и практически выявить трудности в межличностных отношениях дошкольников и определить средства их преодоления.Объект исследования:дети дошкольного возра...

Причины возникновения речевых нарушений у детей.

Умение красиво говорить – это один из важнейших моментов в жизни каждого человека. Именно не знание правил русского языка, а умение правильно и грамотно выражать свои мысли. Количество детей, имеющих ...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯКРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ...

«Клинико – психологические причины возникновения РДА»

Введение  Данная тема является актуальной, потому что в дети с синдромом РДА  обнаруживаются в 4 — 5 случаях на 100000 детей (или в 0,04 — 0,05 %) в возрасте от 12 — 1...

Энурез. Причины развития энуреза.

Энурез. Причины развития энуреза....

Психологические особенности гиперактивных детей.Причины возникновения,признаки,экспресс-диагностика

Непоседа , вечный двигатель,ураганчик. Какие только определения не слышат родители в адрес своего чрезмерно активного чада. В младенчестве кроха не раз выпадал из коляски, позже выламывал прутья крова...