Социально - психологические причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста
статья по психологии

Страх - это эмоция, которая отражает защитную реакцию организма, направленную чувство самосохранения,на избегание мнимой или реальной опасности. Эмоция страха для психики очень важна, так как она предохраняет организм от гибели. Наличие определенных страхов обуславливает психическое здоровье и благополучие развития личности ребенка. Нужно отметить, что страх в жизни человека может играть предохранительную или разрушающую роль. Влияние страха на детскую психику очень велика, хотя большинство детских страхов обусловлено возрастными особенностями и имеют временный характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально - психологические причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста

Страх - это эмоция, которая отражает защитную реакцию организма, направленную чувство самосохранения,на избегание мнимой или реальной опасности. Эмоция страха для психики очень важна, так как она предохраняет организм от гибели. Наличие определенных страхов обуславливает психическое здоровье и благополучие развития личности ребенка. Нужно отметить, что страх в жизни человека может играть предохранительную или разрушающую роль. Влияние страха на детскую психику очень велика, хотя большинство детских страхов обусловлено возрастными особенностями и имеют временный характер.

Каждый родитель должен понять, что если малыш жалуется, на то, что он чего-то боится – это не причина для насмешек или паники, а скорее всего это повод задуматься и поговорить с ребенком. Постарайтесь выяснить причину и потом уже принимайте решение о дальнейших действиях. Большинство детских страхов имеют временный характер, при своевременном выявлении страхов взрослыми и правильном отношении к ним в скором времени бесследно исчезают. Но существуют страхи, с которыми лучше 78 обратиться за помощью к специалистам. Это страхи невротические или навязчивые, они затрудняют нормальную жизнедеятельность ребенка, а также мешают его развитию и адаптации, влияют на все сферы жизни Страх возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов, в основе страха лежит врожденный инстинкт самосохранения. В настоящее время психологами выделяются две базовые угрозы, вызывающие чувство страха:

1) угроза жизни;

2) угроза жизненным ценностям человека.

Детские страхи как правило не связаны непосредственно с угрозой. Информация, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь свою яркую фантазию и воображение, лежит в основе детских страхов. Причинами страха могут быть различные условия, ситуации, а так же события, которые стали началом опасности. Но бывают случаи, когда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Также причиной страха может быть страдание, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. Травмирующая ситуация, пережитая ранее, тоже может быть причиной страха. (Собака, укусившая ребенка может стать причиной того, что в будущем он будет бояться собак. Если родители, пытаясь добиться собственных целей, запугивают малыша сказочными персонажами, то ребенок будет бояться оставаться в одиночестве или в темноте.) Общая тревожность взрослых, которая передает ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу, тоже может быть причиной страха (Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу».) Ребенок еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи.

Эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий так же является плодотворной почвой для страхов. Изучая литературу, можно увидеть, что современными психологами в качестве естественного способа развития личности совладание со страхами изучается личностная детерминация как фактор формирования разнообразных нормальных и патологических процессов и состояний в психической и поведенческой сферах.

Под личностными детерминантами детских страхов авторы понимают взаимосвязанную систему интерпретационных схем - личностных конструктов /Изард К., 1980; Ильин Е.П., 2002/. Это понимание личностных детерминант не позволяет рассматривать проблему страхов детей в соответствии с разработанной в отечественной психологии концепцией личности как многоуровневой системе отношений с различными сторонами реальности /Мясищев В.Н., 1957/, в которой выделяются интериндивидуальные (внешне обусловленные, связанные с социальным контекстом) и интраиндивидуальные (внутренне обусловленные, присущие самой личности) /Ананьев Б.Г., 2001/, а также метаиндивидные (связанные с воздействием личности на других людей) /Петровский А.В., 1982/ компоненты структуры личности. Можно сделать вывод, что в результате значительно сужается диапазон возможностей специалистов по оказанию профессиональной психологической помощи детям с дезадаптивными страхами.

Природные стимулы страха зависят от процессов развития и созревания. Результаты исследований показали: так как у ребёнка ещё не развилась способность отличать знакомые лица от незнакомых, то чувство страха перед незнакомыми людьми не может возникать в первые месяцы жизни. Эта способность возникает где-то между 6-и 9-месячным возрастом и именно в этом возрастном периоде отмечается максимальный страх перед чужими. Культурные детерминанты страха почти исключительно являются результатом научения. Например, негромкий сигнал воздушной тревоги может вызвать страх. Некоторые культурные детерминанты страха могут оказаться связанными с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования. (Боязнь воров или приведений, может быть рационализацией страха темноты, страх перед попаданием молнии - рационализацией страха грома.) Описание таких процессов научения культурным детерминантам страха дает Рэчмен. Концепция травматического обусловливания является объяснением этого процесса, из которой следует, что событие или ситуация, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Принято выделять три вида страхов: 1. Навязчивые страхи. Это могут быть страхи, которые ребенок испытывает при определенных обстоятельствах и которые могут вызвать у него панику. (Страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей) 2. Бредовые страхи. Причину этих страхов найти невозможно и объяснить логически невозможно. Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике

ребенка. (Ребенок боится одевать определенную одежду, открывать зонтик, играть с конкретной игрушкой) 3. Сверхценные страхи. Эти страхи являются фантазией ребенка. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. (Страх темноты, которая в детском воображении «наполнена страшными чудовищами»). Большое количество разнообразных страхов – показатель невротического состояния. Перечисленные страхи носят временный, переходящий, возрастной характер. С ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психического развития. Нам, взрослым, важно вовремя обратить внимание на имеющиеся у ребенка страхи, выяснить, имеют ли они патологический характер, и постараться помочь ребенку или обратиться за помощью к специалисту. Детские страхи, на которые взрослые не обращают внимания, могут в результате принести негативные последствия, такие как проблемы в общении со сверстниками, агрессивность, трудности в социальной адаптации, неврозы и комплексы.

Список литературы

1. Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2014. № 6. С. 40-48.

2. Долгова В.И., Журбенко С.С. Пантомимическая активность как детерминанта телеснопсихического здоровья дошкольников // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования, 2012. № 4 (24). С. 60-62.

3. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 2003. № 1. С. 2

4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателей дет. сада. М.: Просвещение, 1986.

5. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов: Монография. СПб.: КАРО, 2006.

 6. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Основные социальные и педагогические причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста "

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональностью.  Задачей педагога - психолога является своевременно распознать ...

Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста методами арт-терапии

Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию ребенка, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входят в круг проблем современного о...

"Мой страх" (психологический тренинг по преодолению тревожности и страхов у детей дошкольного возраста)

Данное занятие - одно из занятий цикла по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста. Предлагаю мой опыт работы с использованием песочной терапии....

"Причины возникновения и пути преодоления страхов у детей дошкольного возраста"

Все детство пронизано множеством страхов, большинство которых изживают себя с возрастом. Однако страхи, которые подкрепляются неверным воспитанием ребенка, сохраняются порой на всю жизнь. Корни пробле...

Социально-психологическая профилактика эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста (опыт работы)

Представленный опыт  описывает комплекс мероприятий, объединенных одной целью: социально-психологическая профилактика эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста через создание единого п...

Причина возникновения страхов у детей дошкольного возраста

Страх присущ каждому человеку на планете. Он может быть обоснованным или безотчётным. Однако каков детский страх и как от него избавиться? Прежде всего, предоставьте ребёнку такое мощно...

Коррекционное занятие по cоздание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста "У страха глаза велики"

Дети боятся темноты, “бабаек”, боятся купаться, оставаться одни в комнате и т. д., поэтому данное занятие по преодоления страхов у детей дошкольного возраста актуально на настоящий момент....