Использование специфических средств, отвечающих клинико-психологическим особенностям детей с ДЦП, для тренировки движений рук, развития мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия при проведении занятий продуктивной деятельности.
статья по коррекционной педагогике по теме

Ибрагимова Ризаля Ринатовна

Использование специфических средств, отвечающих клинико-психологическим особенностям детей с ДЦП, для тренировки движений рук, развития мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия при проведении занятий продуктивной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ибрагимова Р.Р.-

воспитатель МАДОУ "ЦРР-детский сад №16"

Использование специфических средств, отвечающих клинико-психологическим особенностям детей с ДЦП, для тренировки движений рук, развития мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия при проведении занятий продуктивной деятельности.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки детей к школе, особенно детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это важно для них, т.к. вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев. Все это  необходимо, чтобы одеваться, выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий, поэтому в дошкольном возрасте необходимо создавать условия для накопления   ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Этому способствуют занятия продуктивной деятельности  в детском саду.

   Год от года число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а именно с ДЦП, неуклонно растет. Дети с детским церебральным параличом – это дети с особыми образовательными потребностями и возможностями. Ведущим в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с речевыми и психическими расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности). У  детей с ДЦП мелкая моторика не развита, спастика, парезы, гиперкинезы затрудняют движения.  Проводимые в нашем детском саду  занятия продуктивной деятельности «Экопластика» особенно  важны для социальной адаптации этих детей.

      Важным условием в работе с детьми с ДЦП является наличие сопровождения  учителя-дефектолога. В совместной работе проводятся  упражнения с использованием специфических средств, отвечающих клинико-психологическим особенностям детей с ДЦП, для тренировки движений рук, развития мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия :

1. Для нормализации мышечного тонуса

  • Контрастные ванночки. В воду с заметной разницей в температуре примерно на 1-2 минуты помещают обе руки ребенка, затем тщательно их растирают. Это  улучшает кровоснабжение, способствует снятию мышечного тонуса, создает условия для дальнейшей манипуляции рук.
  • Работа с глиной и тестом. Способствует нормализации мышечного тонуса и развитию ручной деятельности. Ребенок разминает с напряжением большой кусок теста или глины, отщипывает, отрывает отдельные части, раскатывает шарики, колбаски, ладонью, каждым пальцем отдельно.
  • Наждачная бумага, массажный коврик «Травка». Используются как тактильные раздражители для упроченного закрепления следовых образов.

 2.  Массаж

  • Классический массаж. При пониженном тонусе используются следующие приемы: поглаживание (глубокое), растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание. Движения рук массажиста - ритмичные, сила нарастает.

При повышенном тонусе: поверхностное поглаживание,         легкая вибрация, потряхивание. Движения рук массажиста - медленные, плавные, легкие, сила воздействия равно-мерная.

  • Самомассаж. Выполняется самим ребенком без предметов и с использованием специального оборудования (массажные мячики и кольца «Су-Джок», массажные коврики «Травка», зубные щетки, щетки массажные, массажные ролики) с речевым сопровождением. Самомассаж проводится в игровой форме, сопровождается чтением коротких стихотворений.

3. Упражнения для развития движений рук

  • Комплекс гимнастических упражнений, в котором используют имитационные движения: «Паровоз», «Петушок машет крыльями», «Мельница», «Хлопушки» и т.д.
  • Игровая гимнастика Е.С.  Железновой, состоит из комплексов упражнений, которые сочетаются с музыкой  и речевым сопровождением.

       4. Упражнения для тренировки изолированности движений рук

  • Разгладить лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой и наоборот.
  • Постучать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки.
  • Руки полусогнуты, опора на локти – встряхивание по очереди кистями рук и т.д.

5. Упражнения для развития движений  пальцев рук

  • Для стимуляции изолированных движений указательного пальца используют  упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки, на издающие звук предметы, на выключатели, на клавиши фортепиано, на пластилин; рисование фигур на песке; вращение диска телефона; попадание в мелкие отверстия; нанесение отпечатков пальцев на бумагу, стекло; игра с маленькими куклами, надевающимися на палец, и т.п.
  • Для тренировки свободного сгибания и разгибания пальцев рук без движения кисти и предплечья используют следующие упражнения: сжать пальцы в кулак – выпрямить; согнуть пальцы в кулак по очереди; противопоставить большому пальцу все остальные по очереди; постучать каждым пальцем по столу;
  • Для тренировки противопоставления и приведения большого пальца используют следующие упражнения: сдавливание мягких звучащих игрушек указательным и большим пальцами; раздвигание ножниц или надетой на два пальца мягкой резинки.
  • Для тренировки завинчивающих движений пальцами используют крупные и мелкие завинчивающиеся игрушки и предметы.
  • Отработка действий двумя руками осуществляется в процессе застегивания и расстегивания пуговиц, молний, закрывания и открывания навесных замков и т.п. 
  • Для согласованности движений пальцев рук используют  игры с нетрадиционными предметами (массажные мячики, платочки, коврики «Травка», крупные бигуди, прищепки, счетные палочки, длинные бигуди, зубные щетки, бусы, резинки, шестигранные карандаши), пальчиковые игры с речевым и музыкальным сопровождением.

6.  Упражнения  для повышения мышечной силы пальцев рук с помощью эспандеров

  • 1. Звуковой эспандер:

- сжимание и разжимание эспандера пальцами (поочередно правой, левой рукой, одновременно двумя руками);

- поочередное сжимание и разжимание эспандера пальцами (указательным и большим, средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим).

  • Поролоновый шарик (мяч):

- сжимание и разжимание шарика пальцами;

- катание шарика круговыми движениями по часовой и против часовой стрелки (сначала внизу левая рука, затем - правая);

- прокатывание шарика между ладонями вверх-вниз (при разном положении рук: вертикальном, горизонтальном).

  • Малый мяч резиновый и  малый мяч пластмассовый:

- прокатывание мяча между ладонями вверх-вниз, вперед-назад;

- сжимание мяча пальцами рук;

   - катание мяча круговыми движениями поочередно по одной и другой ладони;

   - вращение мяча, зажатого кончиками пальцев обеих рук;

   - перебирание мяча кончиками пальцев;

   - прокатывание мяча вдоль вытянутой руки от пальцев к локтю и    обратно;

   - прокатывание мяча от себя и к себе круговыми движениями по столу.

  • Цилиндр малый (диаметр 3 см) и цилиндр большой (диаметр 7 см):

- прокатывание цилиндра между ладонями вверх-вниз;

- удерживание цилиндра с двух сторон пальцами обеих рук;

- зажимание цилиндра в кулаке (поочередно каждой рукой);

- прокатывание цилиндра по руке от кончиков пальцев до локтя и обратно;

- нажимание на стоящий впереди цилиндр поочередно каждым пальцем, имитируя кнопку звонка;

- прокатывание цилиндра вперед-назад правой и левой;

- вращение цилиндра пальцами правой руки на левой ладони, пальцами левой руки на правой ладони;

- повороты цилиндра вправо и влево на различных плоскостях и в разных направлениях.

  • Палочка деревянная (длина 35 см):

- прокатывание между ладонями вверх-вниз и вперед-назад;

- перехват палочки кулачками вверх-вниз;

- на столе, на полу «раскатываем тесто»;

- палочка зажата в кулаке правой руки (повороты вправо-влево), то же левой рукой;

- палочка зажата обеими руками (повороты вправо-влево);

- прокатывание палочки от себя к себе обеими руками, сидя за столом;

- вращение палочки вправо-влево (держа двумя руками за середину);

- «игра на дудочке» (энергичный перебор пальцами по длине палочки);

- прокатывание палочки по руке, от кончиков пальцев до предплечья.

  • Кольцо (диаметр по внутреннему краю 12—15 см) пластмассовое:

- вращение кольца вправо и влево, перебирая пальцами;

- вращение кольца вправо и влево, зажатого в кулаке;

- вращение кольца правой и левой рукой вокруг пальцев противоположной руки (кольцо лежит на столе);

- выворачивание рук к себе и от себя (хват кольца за середину изнутри);

- вращение кольца на запястье левой руки пальцами правой руки;

- вращение кольца, как юлы (кольцо стоит на ребре);

- прокатывание кольца, перебирая пальцами.

  • Кольцо (диаметр по внутреннему краю 4 см) деревянное:

- вращение кольца вправо и влево, перебирая пальцами;

- вращение кольца вправо и влево, зажатого в кулаке;

- вращение кольца правой и левой рукой вокруг пальцев противоположной  руки (кольцо лежит на столе, на полу);

- выворачивание рук к себе и от себя (хват кольца за середину изнутри);

- вращение кольца, как юлы (кольцо стоит на ребре);

    прокатывание кольца, перебирая пальцами.

  • Эспандер пружинный:

- сжимание и разжимание эспандера, зажатого в кулаке;

- сжимание и разжимание эспандера пальцам.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия у детей младшего возраста с помощью камушков Марблс

Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Мои малыши называют их камушки – стекляшки. Они у нас есть в форме звёздочек, сердечек, овальные, ...

Практический материал по развитию мелкой моторики, мышления, внимания, восприятия, воображения, применяемый в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда МАДОУ «Детский сад №91 комбинированного вида» Кировского района г.Казани

«Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, ...

Методическая разработка для развития мелкой моторики и сенсорного восприятия детей «Разноцветные прищепки»

Разработка предназначена для работы с детьми старшего и среднего  дошкольного возраста. Материалы посвящены очень важной теме  развития мелкой моторики дошкольника, для его полноценного рост...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию мелкой моторики и сенсорному восприятию

Тема: Игра с геометрическими фигурами. Обведение трафаретаЦели: коррекционно-образовательные: расширять представление о птицах; упражнять  в нахождении, в умении различать и называть геометрическ...

Мастер-класс "Рыбалка" Игры для развития мелкой моторики и сенсорного восприятия детей 3-5 лет

Цели и задачи :Показать как из подручных материалов сделать развивающую игру ;рассказать о важности использования подобных игр с детьми 3-5лет ;обменяться опытом работы с другими воспитателями при сов...