консультация для родителей "Что нужно знать о задержке психического развития"
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Исаева Ольга Рафаиловна

Что нужно знать о задержке психического развития.

 

         Диагноз «ЗПР» для многих родителей звучит приговором, вынесенным их ребенку. Но так ли страшна задержка психического развития? Что делать родителям и педагогам, чтобы ребенок с таким диагнозом гармонично влился в обычную жизнь общества или вообще избавился от нарушений, делающих его непохожим на своих сверстников?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_nuzhno_znat_o_zpr.docx20.56 КБ
Файл chto_takoe_zpr.pptx925.38 КБ

Предварительный просмотр:

Что нужно знать о задержке психического развития.

         Диагноз «ЗПР» для многих родителей звучит приговором, вынесенным их ребенку. Но так ли страшна задержка психического развития? Что делать родителям и педагогам, чтобы ребенок с таким диагнозом гармонично влился в обычную жизнь общества или вообще избавился от нарушений, делающих его непохожим на своих сверстников?

Первое, что нужно уяснить мамам и папам: ЗПР не является необратимым психическим недоразвитием, и не имеет ничего общего с олигофренией и другими страшными диагнозами.

ЗПР (и ЗПРР) — это лишь замедление темпа развития, обнаруживаемое обычно перед школой. При грамотном подходе к решению проблемы ЗПР проблемой быть просто перестает (и в весьма краткие сроки). Задержка психического развития ― это нарушение темпа развития отдельных психических функций человека: внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. В таком случае психическое развитие отстает от принятых в научном мире норм, свойственных определенному возрасту.

           Педагогический диагноз «ЗПР» ставится ребенку дошкольного возраста или младшего школьного периода. Именно на этих возрастных этапах возможна коррекция развития ребенка. При отрицательном результате развития психических функций данный диагноз изменяется на более серьезные: «конституциональный инфантилизм» или «умственная отсталость».

Причины задержки психического развития

Причины, провоцирующие ЗПР, можно условно разделить на 3 группы.

К первой группе относится проблемная беременность:

  • Хронические заболевания мамы, отразившиеся на здоровье ребенка (порок сердца и СД, болезни щитовидки и др.).
  • Токсоплазмоз.
  • Перенесенные будущей мамой инфекционные заболевания (грипп и ангина, паротит и герпес, краснуха и др.).
  • Мамины вредные привычки (никотин и проч.).
  • Несовместимость резус-факторов с плодом.
  • Токсикоз, как на раннем, так и на позднем сроке.
  • Ранние роды.

Ко второй группе относят причины, которые имели место при родах:

  • Асфиксия. Например, после обвития пуповиной шеи крохи.
  • Родовые травмы.
  • Или травмы механического характера, возникающие при неграмотности и непрофессионализме медработников.

И третья группа – это причины социального характера:

  • Фактор неблагополучной семьи.
  • Ограниченность эмоциональных контактов на различных этапах развития малыша.
  • Низкий уровень интеллекта родителей и прочих членов семьи.
  • Педагогическая запущенность.

К факторам риска появления ЗПР относят:

  1. Осложненные первые роды.
  2. «Старо-родящая» мама.
  3. Лишний вес будущей мамы.
  4. Наличие патологий в предыдущие беременности и роды.
  5. Наличие хронических заболеваний мамы, включая диабет.
  6. Стрессы и депрессии будущей мамы.
  7. Нежелательная беременность.

В зависимости от причин задержки психического развития существуют и разные классификации ЗПР. При диагностике ЗПР отечественные психологи часто пользуются классификацией клинических типов ЗПР по принципу происхождения К. С. Лебединской. Она выделает 4 типа ЗПР:

  • конституционного происхождения (ребенок в своем развитии на этап ниже, чем его сверстники: незрелая эмоционально-волевая сфера, игровые мотивы преобладают над познавательными, поверхностные эмоции);
  • соматогенного происхождения (ощущение физической неполноценности, капризность, неуверенность, вызванные перенесенными заболеваниями: операциями с наркозом, ограниченной подвижностью, болезнями сердца и др.);
  • психогенного происхождения (вызванные недостаточной или чрезмерной опекой, особенностями невротического характера отсутствие познавательной активности, эгоцентризм, нервозность, повышенная тревожность и др.);
  • церебрально-органического происхождения (психическая неустойчивость или тормозивность, выражающие как в гиперактивности, так и в неуверенности, боязливости, медлительности).

Признаки и симптомы ЗПР у ребенка

Распознать ЗПР или хотя бы присмотреться и обратить особое внимание на проблему родители могут по следующим признакам:

  • Малыш не способен самостоятельно мыть руки и обуваться, чистить зубки и проч., хотя по возрасту уже должен делать все сам (либо ребенок все умеет и может, но просто делает это медленнее, чем остальные дети).
  • Ребенок замкнут, сторонится взрослых и сверстников, коллективы отвергает. Данный симптом может говорить и об аутизме.
  • Ребенок часто проявляет тревогу или агрессию, но в большинстве случаев остается боязливым и нерешительным.
  • В возрасте «грудничка» малыш запаздывает с умением держать головку, произносить первые слоги, и др.

К прочим признакам можно отнести симптомы неразвитости эмоционально-волевой сферы.

Ребенок с ЗПР…

  1. Быстро устает и обладает низким уровнем работоспособности.
  2. Не способен усвоить весь объем работ/материала.
  3. С трудом анализирует информацию извне и для полного восприятия должен ориентироваться на наглядные пособия.
  4. Имеет сложности со словесно-логическим мышлением.
  5. Испытывает сложности в общении с другими детьми.
  6. Не способен играть в сюжетно-ролевые игры.
  7. С трудом организовывает свою деятельность.
  8. Испытывает сложности в усвоении общеобразовательной программы.

Важно:

  • Дети с ЗПР быстро догоняют сверстников, если им вовремя оказана коррекционно-педагогическая помощь.
  • Чаще всего диагноз ЗПР ставят в ситуации, когда основным симптомом становится низкий уровень памяти и внимания, а также скорости и перехода всех психических процессов.
  • Поставить диагноз ЗПР в дошкольном возрасте крайне сложно, а в возрасте до 3-х лет – практически невозможно (если только нет очень явных признаков). Точным диагноз может стать только после психолого-педагогического наблюдения за ребенком в возрасте младшего школьника.

ЗПР у каждого малыша проявляется индивидуально, однако основными признаками для всех групп и степеней ЗПР являются:

  1. Сложность выполнения (ребенком) действий, которые требуют конкретных волевых усилий.
  2. Проблемы с построением целостного образа.
  3. Легкое запоминание наглядного материала и сложное – вербального.
  4. Проблемы с развитием речи.

Что делать, если ребенку поставили диагноз ЗПР?

Самое главное, что должны сделать родители малыша – это успокоиться и осознать, что диагноз — условный и примерный, что с их ребенком все в порядке, и он просто развивается в индивидуальном темпе, и что все обязательно образуется, потому что, повторимся, ЗПР – не приговор.

Но также важно понимать, что ЗПР – не возрастные угри на лице, а задержка психического развития. То есть, махать рукой на диагноз все-таки не стоит.

            Педагоги рекомендуют все силы сконцентрировать на развитии детей с ЗПР: для многих положительный результат будет очевиден, и о диагнозе ЗПР больше вспоминать не придется.

Какие же советы дают специалисты для успешного развития детей с ЗПР?

  1. Посещать специализированные детские сады, школы или группы
  2. Проводить регулярные занятия на развитие всех мыслительных процессов
  3. Заниматься с логопедом, дефектологом и психологом.
  4. Больше рисовать, лепить, клеить и т. д.
  5. Тренировать эмоциональную сферу с помощью современных методик: арттерапии, сказкотерапии, игровой терапии и т. д.)
  6. Формировать пространственное и абстрактное мышление посредством специальных занятий
  7. Комплексно подходить к развитию ребенка с параллельным медикаментозным лечением, физиотерапией, ЛФК, массажем и спортивными занятиями

А главное помнить, что ЗПР ― диагноз, от которого есть много шансов избавиться, если у взрослых нет дефицита любви, внимания, терпения и мудрости.

Ну и среди главных рекомендаций – классические советы: создайте ребенку благоприятные условия для развития без стрессовприучайте к режиму дня — и любите свое чадо!


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для родителей «Что нужно знать о задержке психического развития» Учитель-дефектолог Исаева О. Р. МБДОУ «Детский сад № 82» г.Чебоксары

Слайд 2

Если вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени!

Слайд 3

Права и обязанности родителей по воспитанию и обучению детей определены : Декларация прав ребенка. Генеральная Ассамблея ООН. 1959 г. Конституция РФ от 1993г. Ст.38.43 пункт 4. Семейный кодекс РФ ст. 61.ст.63. Кодекс об административных нарушениях. Ст. 164. Закон об образовании РФ ст. 18.

Слайд 4

Что нужно знать о задержке психического развития ЗПР не является необратимым психическим недоразвитием , и не имеет ничего общего с олигофренией и другими страшными диагнозами. ЗПР (и ЗПРР) — это лишь замедление темпа развития, обнаруживаемое обычно перед школой. Задержка психического развития ― это нарушение темпа развития отдельных психических функций человека: внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. В таком случае психическое развитие отстает от принятых в научном мире норм, свойственных определенному возрасту

Слайд 5

Причины задержки психического развития Причины, провоцирующие ЗПР, можно условно разделить на 3 группы К первой группе относится проблемная беременность: Хронические заболевания мамы, отразившиеся на здоровье ребенка (порок сердца и СД, болезни щитовидки и др.). Токсоплазмоз. Перенесенные будущей мамой инфекционные заболевания (грипп и ангина, паротит и герпес, краснуха и др.). Мамины вредные привычки (никотин и проч.). Несовместимость резус-факторов с плодом. Токсикоз, как на раннем, так и на позднем сроке. Ранние роды.

Слайд 6

Ко второй группе относят причины, которые имели место при родах : Асфиксия. Например, после обвития пуповиной шеи крохи. Родовые травмы. Или травмы механического характера, возникающие при неграмотности и непрофессионализме медработников. И третья группа – это причины социального характера: Фактор неблагополучной семьи. Ограниченность эмоциональных контактов на различных этапах развития малыша. Низкий уровень интеллекта родителей и прочих членов семьи. Педагогическая запущенность

Слайд 7

К факторам риска появления ЗПР относят : Осложненные первые роды. « Старородящая » мама. Лишний вес будущей мамы. Наличие патологий в предыдущие беременности и роды. Наличие хронических заболеваний мамы, включая диабет. Стрессы и депрессии будущей мамы. Нежелательная беременность.

Слайд 8

К лассификации типов ЗПР В зависимости от причин существуют и разные классификации ЗПР. При диагностике ЗПР отечественные психологи часто пользуются классификацией клинических типов ЗПР по принципу происхождения К. С. Лебединской. 4 типа ЗПР: конституционного происхождения (ребенок в своем развитии на этап ниже, чем его сверстники: незрелая эмоционально-волевая сфера, игровые мотивы преобладают над познавательными, поверхностные эмоции); соматогенного происхождения (ощущение физической неполноценности, капризность, неуверенность, вызванные перенесенными заболеваниями: операциями с наркозом, ограниченной подвижностью, болезнями сердца и др.); психогенного происхождения (вызванные недостаточной или чрезмерной опекой, особенностями невротического характера отсутствие познавательной активности, эгоцентризм, нервозность, повышенная тревожность и др.); церебрально-органического происхождения (психическая неустойчивость или тормозивность , выражающие как в гиперактивности , так и в неуверенности, боязливости, медлительности).

Слайд 9

Признаки и симптомы ЗПР у ребенка Распознать ЗПР или хотя бы присмотреться и обратить особое внимание на проблему родители могут по следующим признакам: Малыш не способен самостоятельно мыть руки и обуваться, чистить зубки и проч., хотя по возрасту уже должен делать все сам (либо он все умеет и может, но просто делает это медленнее, чем остальные дети). Ребенок замкнут, сторонится взрослых и сверстников, коллективы отвергает. Данный симптом может говорить и об аутизме. Ребенок часто проявляет тревогу или агрессию, но в большинстве случаев остается боязливым и нерешительным. В возрасте «грудничка» малыш запаздывает с умением держать головку, произносить первые слоги, и др. К прочим признакам можно отнести симптомы неразвитости эмоционально-волевой сферы.

Слайд 10

Ребенок с ЗПР… Быстро устает и обладает низким уровнем работоспособности. Не способен усвоить весь объем работ/материала. С трудом анализирует информацию извне и для полного восприятия должен ориентироваться на наглядные пособия. Имеет сложности со словесно-логическим мышлением. Испытывает сложности в общении с другими детьми. Не способен играть в сюжетно-ролевые игры. С трудом организовывает свою деятельность. Испытывает сложности в усвоении общеобразовательной программы.

Слайд 11

Важно: Дети с ЗПР быстро догоняют сверстников, если им вовремя оказана коррекционно-педагогическая помощь. Чаще всего диагноз ЗПР ставят в ситуации, когда основным симптомом становится низкий уровень памяти и внимания, а также скорости и перехода всех психических процессов. Поставить диагноз ЗПР в дошкольном возрасте крайне сложно, а в возрасте до 3-х лет – практически невозможно (если только нет очень явных признаков). Точным диагноз может стать только после психолого-педагогического наблюдения за ребенком в возрасте младшего школьника.

Слайд 12

ЗПР у каждого малыша проявляется индивидуально, однако основными признаками для всех групп и степеней ЗПР являются: Сложность выполнения (ребенком) действий, которые требуют конкретных волевых усилий. Проблемы с построением целостного образа. Легкое запоминание наглядного материала и сложное – вербального. Проблемы с развитием речи

Слайд 13

Что делать, если ребенку поставили диагноз ЗПР? Самое главное – это успокоиться и осознать, что диагноз — условный и примерный, что с ребенком все в порядке, и он просто развивается в индивидуальном темпе, что все обязательно образуется, потому что, повторимся, ЗПР – не приговор. Но также важно понимать, что ЗПР – не возрастные угри на лице, а задержка психического развития. То есть, махать рукой на диагноз все-таки не стоит . Педагоги рекомендуют все силы сконцентрировать на развитии детей с ЗПР: для многих положительный результат будет очевиден, и о диагнозе ЗПР больше вспоминать не придется

Слайд 14

С овет специалистов для успешного развития детей с ЗПР Посещать специализированные детские сады, школы или группы Проводить регулярные занятия на развитие всех мыслительных процессов Заниматься с логопедом, дефектологом и психологом. Больше рисовать, лепить, клеить и т. д. Тренировать эмоциональную сферу с помощью современных методик: арттерапии , сказкотерапии , игровой терапии и т. д.) Формировать пространственное и абстрактное мышление посредством специальных занятий Комплексно подходить к развитию ребенка с параллельным медикаментозным лечением, физиотерапией, ЛФК, массажем и спортивными занятиями А главное помнить, что ЗПР ― диагноз, от которого есть много шансов избавиться, если у взрослых нет дефицита любви, внимания, терпения и мудрости.

Слайд 15

Среди главных рекомендаций – классические советы: создайте ребенку благоприятные условия для развития без стрессов, приучайте к режиму дня — и любите свое чадо !

Слайд 16

Режим занятий учителя-дефектолога в ДОУ: Индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю с каждым ребенком Фронтальные занятия Комплексное коррекционно-развивающее занятие (ККРЗ) 2 занятия – 20 мин. 2 Развитие мышления и ФЭМП 1 занятие – 20 мин. 3 Развитие речи 1 занятие – 20 мин. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора 1 занятие – 20 мин.

Слайд 17

Занятия детей Физическая культура - 3 занятия ( 1 из них на улице) Музыка – 2 занятия Чтение художественной литературы – 1 занятие Рисование/ Лепка Аппликация /Конструирование и ручной труд*

Слайд 18

Режимные моменты Средняя Прием детей на улице (взаимодействие с родителями, социально-коммуникативная деятельность, наблюдения в природе, игры) 7. 00 - 8. 00 Утренняя гимнастика 8. 15 - 8. 25 Подготовка к завтраку, завтрак (самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, социально - коммуникативная деятельность) 8. 25 - 8. 55 Подготовка и проведение ООД / согласно Расписанию 8. 55 - 10. 20 Второй завтрак проводится в перерыве между занятиями 10 минут (в период с 10.05-10.15) Свободная деятельность, игры, экспериментирование, проектная деятельность 10. 20 - 10. 40 Подготовка к прогулке, прогулка 10. 40 - 12. 15 Подготовка к обеду, обед (самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, социально-коммуникативная деятельность) 12. 1 5- 12. 50 Подготовка ко сну, дневной сон (самообслуживание, безопасность, культурно-гигиенические навыки, воздушные ванны, чтение художественной литературы) 12. 50 - 15. 00 Подъем, гимнастика пробуждения, гигиенические процедуры, воздушные ванны (физическое развитие, труд, социально-коммуникативная деятельность) 15. 00 - 15. 10 Свободная деятельность, игры, беседы, педагогические ситуации, художественная литературы, продуктивная деятельность, ООД по расписанию. 15. 10 - 15. 25 Подготовка к полднику, полдник (корректировка индивидуально, в зависимости от расписания ООД) 15. 35 - 15. 50 Свободная деятельность, игры, самостоятельная игровая деятельность, экспериментирование, проектная деятельность 15. 50 - 17. 00 Подготовка к прогулке, прогулка, 17. 00- 18. 15- Возвращение с прогулки, подготовка к ужину 18. 15- 18. 30- Ужин 18. 30- 18 .45 Игры, уход домой 18. 45 - 19. 00

Слайд 19

К лассические советы: создайте ребенку благоприятные условия для развития без стрессов, приучайте к режиму дня — и любите свое чадо !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)

Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...

Консультация "Речевое развитие детей с задержкой психического развития посредством пальчиковых игр".

Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Трудно понять, каким образом маленький ребёнок, который не может ни на чём сосредоточиться, не владеет умственн...

Зачем нужна коррекционная ритмика ребенку с задержкой психического развитии

У детей с задержкой психического развития наблюдаются не только особенности мыслительной деятельности, но и двигательных умений и навыков. Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны ...

Консультация для родителей для детей с задержкой психического развития

КОНСУЛЬТАЦИИ для родителей  детей с ЗПР.  Музыкальная деятельность  дарит детям чудесные мгновения человеческого самовыражения, развивает творческое  начало, формирует эстетический...

Конспект беседы по разделу «Ознакомление с окружающим миром» для детей 6-7 лет с задержкой психического развития «Все профессии важны, все профессии нужны!»

Конспект беседы по теме:«Все профессии важны, все профессии нужны». Цель:Формировать знания о профессиях и значении труда в обществе,вызвать у детей интерес  к окружающему ...

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Причины возникновения задержки психического развития

К.С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классифика-ции ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая сис-тематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:♦ конституциональног...