Консультация для родителей для детей с задержкой психического развития
презентация на тему

МаринаКузнецова

КОНСУЛЬТАЦИИ для родителей  детей с ЗПР.

  Музыкальная деятельность  дарит детям чудесные мгновения человеческого самовыражения, развивает творческое  начало, формирует эстетический вкус и самое главное имеет возможность корректировать поведенческие действия детей и имеет огромное влияние на здоровье малышей. Пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах, пальчиковые игры, приносят  детям истинную радость. При этом, у них формируются основы личностного развития, понимания и ощущения себя, своего «Я» в этом сложном мире. Ребёнок посредством игровой деятельности получает все необходимые навыки, которые формируют  умения  и будут помогать ему в дальнейшей жизни.

Дети с ЗПР, которые приходят в наш сад, имеют различные патологии в развитии, но часть из них  имеют «педагогическую запущенность». Эти дети имеют разную степень  отставания в развитии эмоционально-волевой сферы, у многих совершенно не развита координация движений и они, как «мишки» двигается по залу, не понимая, что такое круг и линия (в 5 лет!), есть дети  очень импульсивные, которые на первый взгляд, создают «иллюзию лидера», но это на первый взгляд, потому что они не имеют представлений о том, как это нужно сделать, они просто хотят быть первыми  и всё! Я очень долго наблюдала за этими детьми в группе, прежде чем начать работу свою работу, и увидела, что эта категория  плохо контактирует друг с  другом, а в основном каждый пребывает в своём пространстве, так называемом «мирке», им легче общаться с воспитателем, или просто сидя в уголочке одиноко рассматривать картинки в книге. Но, пригласив первый раз детей на музыкальное занятие, я увидела, как необыкновенно чутко они слушают музыку. Как трудно им произносить слова, звуки, но музыка является средством, при помощи которого развиваются и речь, и память, и координация. У меня не  возникло проблем, хотя раньше я не работала с данной  категорией детей, я с уверенностью могу сказать,что таких ребятишек нужно просто любить и уделять им больше внимания! Дети  сразу  полюбили музыкальные  занятия и, начав с самого простого, я постепенно  усложняла репертуар, и в конце года все воспитанники, прекрасно выполняли простейшие движения в танцах, великолепно ориентировались в пространстве, имели устойчивый интерес к  приобретению  знаний. Характерные для детей с задержкой психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции. Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные музыке, способствуют общему разностороннему развитию дошкольников, преодолению отклонений в психическом и в физическом развитии. Овладевая разнообразными движениями на музыкальных занятиях, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствуют формированию четкости, точности, движений, что положительно сказывается на учебной деятельности дошкольников.

Таким образом, коррекционная ритмика является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с задержкой психического развития, построенного на сочетании музыки, движения и слова.

С особым удовольствием мои воспитанники   выполняют  движения и действия, связанные с творческими заданиями – воплощением различных образов. Звучащие музыкальные образы вызывают у  них яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети  чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму. Я убеждена в том, что ритмическое развитие должно быть на первом месте, потому что ритм-это основа жизни! Игры «Кто там?», «Давай дружить», «Град», «Волчок», стали для них самыми интересными и ожидаемыми. А какое удовольствие доставляют детям музыкально-двигательные упражнения, танцы, хороводы или просто произвольные движения под музыку. Конечно, геометрия танцев не может быть сложна, потому что это пугает детей, они сталкиваются с непреодолимыми трудностями и в глазах появляется страх. Основная цель  занятий с детьми с ЗПР музыкально-ритмической деятельностью – это психофизическое развитие ребенка, формирование средствами музыки  ритмичных движений, разнообразных умений, способностей, коммуникативных качеств. Разучивая новые музыкальные движения или новую песню, необходимо так показать это произведение, чтобы ребёнку захотелось самому это спеть или станцевать. Словесный метод должен быть точным, кратким, и понятным. Метод наглядности должен присутствовать на каждом занятии. Первое время для ориентации в танцах и движениях, я наклеиваю на пол кружочки, чтобы дети соблюдали круг, дистанцию, использую маленькие треугольники, для понятия диагонали, квадраты для чёткости  линий. Эти фигуры помогают моим воспитанникам в понимании геометрии танца. В связи с быстрой утомляемостью детей с ЗПР, необходимо чередовать  нагрузки с отдыхом, проводить  релаксацию при помощи музыки и игры. Игра, относящаяся к музыкально–ритмическим движениям, является основным видом деятельности дошкольников. Музыкальные игры имеют большое значение в музыкальном развитии детей. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед нами педагогами  коррекционные задачи. Всем известно, что игры, даря радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных качеств характера, развитию координации движений, быстроты реакции, ловкости. С помощью игр с пением  формируется  интерес к музыке и вокалу, развивается  музыкальный слух, память, чувство ритма, чистота интонирования, а также решаются коррекционные задачи (нормализация психических процессов, тренировка двигательного аппарата). Игры со словами улучшают речь, расширяют кругозор, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают чувство ритма, интонационный и поэтический слух, музыкальность, голосовые возможности детей, координацию движения со словом.

На начальном этапе, я использую произведения только мажорного лада, для того, чтобы  настроение малышей было позитивным, и они не страдали от разлуки с мамой. Это очень важно создать уютную, доброжелательную атмосферу, способствующую адаптации таких детей в коллективе. Не смотря на какие-то неудачи, я всегда говорю, что они молодцы, что мы все учимся и у нас всё получится, мы не переживаем потому что мы всего добьёмся, нам только нужно немножко подрасти! Необходимо встречать и провожать детей улыбкой! Было бы сложно работать с такими ребятишками, если бы не было команды единомышленников, тех коллег, с которыми мы делаем одно общее дело, мы все хотим, чтобы наши воспитанники были успешными людьми, чтобы они адаптировались  в обществе! Жизнь конечно  же преподносит нам всякие сюрпризы, но мы -педагоги  и наша задача  корректировать ситуации посредством игры, беседы, своего личного примера и т.п. Дети как губки впитывают всё самое яркое, что мы им покажем, они как обезьянки копируют движения моих губ, рук в пении, внимательно слушают музыку, потому что я люблю эту музыку и им прививаю эту любовь с самого детства. Работая вместе с воспитателем, мы стараемся  достичь ожидаемого результата не назиданием, а мотивацией к деятельности, стремимся создать атмосферу праздника  на занятии, и если что-то не получается, то совместными усилиями решаем проблему. Я с уверенностью могу сказать, что проблем, возникающая у ребёнка - это проблема педагога. Ведь нет неумелых детей, они все от природы талантливы, если рядом творческие педагоги, способные помочь, способные раскрыть этот талант!

 Характерные для детей с задержкой психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции. Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные музыке, способствуют общему разностороннему развитию дошкольников, преодолению отклонений в психическом и в физическом развитии. Овладевая разнообразными движениями на музыкальных занятиях дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствуют формированию четкости, точности, движений, что положительно сказывается на учебной деятельности дошкольников.

Таким образом, коррекционная ритмика является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с задержкой психического развития, построенного на сочетании музыки, движения и слова.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Дети с задержкой психического развития»

Дети с ЗПР (задержкой психологического развития), как правило, не больны врожденно и органических причин в их нарушениях нет.В целом же, современные психологи считают, что дети с ЗПР делятся на ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Дети с задержкой психического развития»

Дети с ЗПР (задержкой психологического развития), как правило, не больны врожденно и органических причин в их нарушениях нет.В целом же, современные психологи считают, что дети с ЗПР делятся на ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Дети с задержкой психического развития»

Мячик-ежик мы возьмем,          (берем массажный мячик)   Покатаем и потрем....

Консультация "Речевое развитие детей с задержкой психического развития посредством пальчиковых игр".

Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Трудно понять, каким образом маленький ребёнок, который не может ни на чём сосредоточиться, не владеет умственн...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ«ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯВ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...

Консультация "Специфика готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению"

В консультации рассматривается незрелость функционального состояния центральной нервной системы детей с задержкой психического развития. Определяется подбор мероприятий для коррекции различных типов о...

Консультация "Особенности развития детей с задержкой психического развития"

Консультация предназначена для педагогов работающих с детьми с задержкой психического развития...