Особенности психического развития детей с детским церебральным параличом
статья по коррекционной педагогике на тему

Федина Елена Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

 

   В определении детского церебрального паралича, принятом интернациональной группой исследователей в Оксфорде на заседании ВОЗ в 1958 г., отмечается, что он обуславливается заболеванием головного мозга, поражающим отделы, которые ведают движениями и положениями тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга. Диффузное поражение головного мозга на ранних этапах его формирования может привести к сенсорным и речевым нарушениям у ребенка.

  В исследованиях отечественных и зарубежных клиницистов отмечается замедленное развитие психомоторных функций у детей с ДЦП, особенно на ранних этапах перинатального онтогенеза (К. Акош, М. Акош, Л. О. Бадалян, Д. Вернер, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова и другие).     

  Л. М. Шипицина и И. И. Мамайчук выделяют 3 фактора, влияющих на когнитивное развитие детей с ДЦП:

1. Взаимосвязь сенсорного и когнитивного развития имеет у них другую основу.

2. Они более ограничены в своих исследовательских возможностях, в приеме, хранении, воспроизведении информации, адекватной уровню их развития.

3. Болезненные переживания из – за длительного пребывания в больнице, сложные отношения с родителями, предубежденное отношение с окружающими неблагоприятно влияют на эмоционально – мотивационную сферу.

  Являясь первой формой проявления активности, движение влияет на весь ход психического развития ребенка. Первые представления о мире, его объектах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, изменения положения тела и перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем быстрее происходит интеллектуальное развитие. Двигательно – кинестетический анализатор играет важную роль в развитии речи и мышлении. «Мышечное чувство» объединяет все те ощущения, которые поступают при знакомстве с разнообразными предметами. Слово становится «многообъемлющим» сигналом тогда, когда на него выработано большое число условных связей, связанных непосредственными действиями с предметом, обозначающим данное слово (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский, В. М. Бехтерев, А. В. Запорожец, М. М. Кольцова и другие).

  И. М. Сеченов отметил, что ходьба является важнейшим фактором в формировании восприятия пространства и времени.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_5_._dtsp.doc292.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности психического развития детей с детским церебральным параличом

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТИОЛОГИЯ, ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ……….5

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТИОЛОГИЯ, ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ………………5

1.2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………8

ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА, ГОЛОСА, ДЫХАНИЯ…………….………………………………………………………..11

2.1 СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА, ГОЛОСА, ДЫХАНИЯ………………………………………………………………………11

2.2.  ГОЛОСОВАЯ АКТИВНОСТЬ…………………………………………..13

ГЛАВА III. ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ ДОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ  ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ……………………………..15

3.1. ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ ДОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ  ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ……………………………………………15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….21

 

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….22

ВВЕДЕНИЕ

   В определении детского церебрального паралича, принятом интернациональной группой исследователей в Оксфорде на заседании ВОЗ в 1958 г., отмечается, что он обуславливается заболеванием головного мозга, поражающим отделы, которые ведают движениями и положениями тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга. Диффузное поражение головного мозга на ранних этапах его формирования может привести к сенсорным и речевым нарушениям у ребенка.

  В исследованиях отечественных и зарубежных клиницистов отмечается замедленное развитие психомоторных функций у детей с ДЦП, особенно на ранних этапах перинатального онтогенеза (К. Акош, М. Акош, Л. О. Бадалян, Д. Вернер, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова и другие).    

  Л. М. Шипицина и И. И. Мамайчук выделяют 3 фактора, влияющих на когнитивное развитие детей с ДЦП:

1. Взаимосвязь сенсорного и когнитивного развития имеет у них другую основу.

2. Они более ограничены в своих исследовательских возможностях, в приеме, хранении, воспроизведении информации, адекватной уровню их развития.

3. Болезненные переживания из – за длительного пребывания в больнице, сложные отношения с родителями, предубежденное отношение с окружающими неблагоприятно влияют на эмоционально – мотивационную сферу.

  Являясь первой формой проявления активности, движение влияет на весь ход психического развития ребенка. Первые представления о мире, его объектах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, изменения положения тела и перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем быстрее происходит интеллектуальное развитие. Двигательно – кинестетический анализатор играет важную роль в развитии речи и мышлении. «Мышечное чувство» объединяет все те ощущения, которые поступают при знакомстве с разнообразными предметами. Слово становится «многообъемлющим» сигналом тогда, когда на него выработано большое число условных связей, связанных непосредственными действиями с предметом, обозначающим данное слово (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский, В. М. Бехтерев, А. В. Запорожец, М. М. Кольцова и другие).

  И. М. Сеченов отметил, что ходьба является важнейшим фактором в формировании восприятия пространства и времени.

 

 

 

ГЛАВА I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТИОЛОГИЯ, ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТИОЛОГИЯ, ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ

  «Церебральный паралич» употребляется для характеристики группы хронических состояний, при этом поражается двигательная и мышечная активность с нарушением координаций движений. Причина ДЦП – поражение одного или более отделов мозга в процессе внутриутробного развития или во время (или сразу после) родов, или в младенческом возрасте. Слово «церебральный» означает «мозговой»: «сerebrum» - «мозг»; а слово «паралич»: «paralysis» - «расслабление» означает низкую физическую активность.

  Причиной ДЦП является большое количество факторов, нарушающих развитие мозга. Главной причиной является недостаточность снабжения кислородом – гипоксия (внутриутробная или у новорожденного). Снабжение кислородом может быть прервано:

- преждевременным отделением плаценты от стенок матки;

- неправильным предлежанием плода;

- затяжными или стремительными родами;

- нарушением циркуляции в пуповине;

- преждевременные роды;

- недоношенность;

- низкий вес при рождении;

- RH |- фактор;

- групповая несовместимость крови плода и матери по системе A – B – O;

- инфицирование матери коревой краснухой или другими вирусными заболеваниями в период ранней беременности.

  Менее распространенный тип – приобретенный ДЦП, развивается до двухлетнего возраста (черепно – мозговые травмы в результате несчастных случаев или инфекции мозга).

  Формы ДЦП:

  • Спастическая диплегия.

«Болезнь Литтла».

Нарушается функция мышц с обеих сторон, в большей степени ног, чем рук и лица. Для спастической диплегии характерно раннее формирование контрактур, деформацией позвоночника и суставов. Наиболее часто наблюдается у недоношенных детей (последствия внутрижелудочковых кровоизлияний и других факторов). Наиболее распространенные проявления – задержка психического и речевого развития, наличие элементов псевдобульварного синдрома, дизартрия. Часто встречается патология черепных нервов: сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушение слуха, снижение интеллекта. Эта форма наиболее благоприятна в отношении возможностей социальной адаптации (может достигать уровня здоровых при нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук).

  • Гиперкинетическая форма.

Наблюдается после перенесенной гемолитической болезни новорожденных, сопровождающаяся развитием «ядерной» желтухи. Повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. В клинической картине наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз, торсийная дистония, дизартрия, глазодвигательные нарушения, снижение слуха. Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Дети с хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения, адаптируются к определенной трудовой деятельности.

  • Атонически – астатическая форма.

Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Речевые расстройства проявляются в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Наблюдаются при преобладающем повреждении мозжечка и мозжечковых путей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического фактора или врожденной аномалии развития. Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия). ДЦП возникает при повреждении коры головного мозга (преимущественно лобной части). При этой форме ДЦП подчёркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности.

  • Гемиплегическая форма.

Одностороннее нарушение функции конечностей (спастическая гемиплегия, гемипарез). Рука страдает больше, чем нога. Характеризуется развитием спастического гемипареза (тип Вернике – Манна), задержкой психического и речевого развития, нередко случаются фокальные эпилептические приступы.

  • Смешанные формы.

Несмотря на возможность диффузного повреждения всех двигательных систем головного мозга (пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой), клинические симптомокомплексы позволяют в большинстве случаев диагностировать конкретную форму ДЦП.

  1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

  Для выявления возможностей психического развития детей, страдающих церебральным параличом, большое значение имеет оценка уровня развития их сенсорных функций, ориентировочно – познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими.

  При обследовании детей в возрасте до пяти месяцев выяснилось, что у некоторых детей отсутствует врожденный рефлекс глаз, зрительное сосредоточение появляется после 4 – 8 месяцев и характеризуется рядом патологических особенностей: косоглазием, нистагмом, влиянием патологических тонических рефлексов на мышцы глаз, трудности фиксации взора на интересующем обьекте, сужение поля зрения (как вверх – вниз, так и влево – вправо). Ориентировочные реакции выражены слабо или отсутствуют вообще. Дети перенесшие гемолитическую болезнь новорожденных, реакции на слуховой раздражитель отсутствуют или отмечается нарушение акустической установки на звук или речь, а слуховое раздражение появляется поздно – после 5 – 17 месяцев.

  У детей не удается установить эмоционального контакта, так как у детей нет интереса к окружающему и потребности общения с людьми. Дети не обращают внимания на игрушки, не выделяют мать, голосовая активность проявляется в монотонном крике.

  У детей наблюдается недостаточность зрительно – моторной координации, неравномерное развитие – отдельных психических функций: восприятия, зрительно – моторной координации, ориентировочно – познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими.

  Эти дети с трудом локализуют направление звука или реагируя на обычные звуки, не обращают внимания на речь, у них не формируется первичное понимание речи.

  У детей с ДЦП ярко выражена недостаточность в развитии движения рук. Движения их скованны и однообразны. Ребенок не тянется к игрушке, удаленной от него на 25 – 30 см, из – за неловкости движений игрушки часто падают на пол, некоторые дети не прослеживают взором упавшую игрушку.

  Для детей характерна слабость при эмоционально – волевых проявлений: нет положительного эмоционального фона при общении со взрослым, при виде игрушки.

  У детей в большинстве случаев в процессе общения проявляются следующие особенности психической деятельности: низкий эмоциональный фон, инактивность, высокая истощаемость, неустойчивость внимания.

  Но есть и другая категория детей, для которых характерен удовлетворительный уровень развития эмоциональных реакций и ориентировочно – познавательной деятельности, понимание обращенной к ним речи:

- различают интонации голоса;

- реагируют на свое имя;

- выполняют простые речевые инструкции;

- знают названия некоторых игрушек;

- заинтересованы в общении с человеком;

- бурно выражают эмоциональные переживания;

- настойчивы в достижении цели;

  Дети общаются с окружающими посредством недифференцированных движений тела, сопровождающихся немодулированной вокализацией. В некоторых случаях дети пользуются жестом, мимикой, лепетом, лепетными словами.

  Большие трудности встречаются при обследовании импрессивной речи детей с ДЦП, окончательно решить вопрос об уровне импрессивной речи можно только после обучающего эксперимента. Так как понимание речи у ребенка с ДЦП, имеющие сенсорные нарушения, зависит от взрослых, от того объема информации о предметах, свойствах, которые он получает:  в этом случае сенсорная депривация. Особенностью импрессивной речи является то, что они запоминают названия игрушек, предметов, находящихся в поле зрения, но не могут отыскать знакомый предмет на расстоянии 1 – 1,5 метра. У некоторых детей понимание речи начинает формироваться, а гуление и лепет отсутствуют.

  Особенностью эмоционально – волевой сферы является вялость и безучастность, обидчивость и возмутимость.

2.1 СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА, ГОЛОСА, ДЫХАНИЯ

  У детей с ДЦП до пяти месяцев отмечается ряд патологических изменений в строении и функционировании артикуляционного аппарата:

- неправильная форма твердого неба;

- недоразвитии нижней челюсти;

- массивном языке;

- также значительные асимметрии лица и сглаженность носогубных складок.

Форма языка и положении его в полости рта зависят от общего мышечного тонуса ребенка, от влияния патологических тонических рефлексов на мышцы языка:

- гиперкинезы языка в переднее – заднем направлении;

- тремором языка;

- гипотонус языка, губ (что проявляется в обездвиженности языка, губ, отвисании нижней челюсти, отсутствии сосательных движений).

  У детей голос слабый, немодулированный, иссякающий, отмечается в некоторых случаях асинхронность голоса, дыхания и артикуляции. Мимика вялая, невыразительная.

  От пяти месяцев до одного года нарастает выраженность патологических проявлений в артикуляционном аппарате:

  • усиливается псевдобульбарная симптоматика;
  • заметнее становятся нарушения дыхания (неглубокое, аритмичное, встречаются явления стридора);
  • нарушен мышечный тонус всего артикуляционного аппарата (паретичность, спастичность, дистония и тремор языка);
  • гиперкенезы языка;
  • ассиметрия лица;
  • сглаженность одной или обеих носогубных складок;
  • опущение одного из углов рта или перекос рта в здоровую сторону при улыбке, плаче;
  • форма языка патологическая без выраженного кончика языка, язык утолщенный, занимающий всю ротовую полость.

  Подвижность языка и губ ограничена. Гиперсаливация у детей встречается редко, мимика маловыразительная или отсутствует.

  У детей от одного до двух лет обнаруживаются разнообразные изменения мышечного тонуса артикуляционного аппарата:

  • наблюдается сочетание высокого тонуса в языке с низким тонусом в губах;
  • форма языка изменена (язык утолщен, в корне напряжен, без сформированного кончика);
  • наблюдаются гиперкинезы языка, оральные синкинезии (усиливающиеся во время эмоций);
  • голос невыразительный, истощаемый;
  • при плаче наблюдается асинхронность голоса, дыхания, артикуляции;
  • повышенная саливация;
  • бедная мимика;
  • отсутствие произвольных движений языка, губ и подражательных артикуляционных движений.

  У детей с выраженной патологией артикуляционного аппарата доречевая голосовая активность проявляется в недифференцированных гортанных звуках, лишенных интонационно – выразительной окраски. В менее тяжелых случаях у детей появляется гуление, лепет, развивается интонационная система языка.

2.2.  ГОЛОСОВАЯ АКТИВНОСТЬ

  В первые месяцы жизни, у некоторых детей дольше, крик отличается интонационной невыразительностью: отсутствуют дифференцированные интонации, выражающие оттенки недовольства, требований, радости. Поэтому в первые месяцы жизни у детей с ДЦП крик не является средством выражения состояния ребенка и его желаний ,и  не служит средством общения с окружающими.

  Развитие гуления. У детей с ДЦП спонтанные короткие звуки гукания появляются в 3 – 5 месяцев или к концу первого года жизни. Чаще у детей преобладают редуцированные гласные звуки и их сочетания – спонтанно или при общении со взрослыми. Интонационной окраски эти звуки не имеют.

  У большинства детей гуление предоставлено недифференцированными гласными звуками и их сочетаниями: а, ы, э, уэ, эо, эм, а заднеязычные звуки г, к, х, отсутствуют, так как для их артикуляции необходимо участие корня языка, что  у детей с ДЦП затруднено вследствие его напряжения и ограничения подвижности. Активность гуления низкая, однообразная, невыразительная. Звуки гуления не служат средством общения с окружающими, что приводит к задержке психического развития в целом.

  Невысокая активность гуления тормозит ход становления речедвигательного и речеслухового анализаторов.

  Развитие лепета. Спонтанный лепет появляется к 2 – 3 годам. Лепет характеризуется бедностью звукового состава, фрагментарностью, отсутствием слоговых комплексов.

  В лепете преобладают гласные звуки а, э, так как они легки для произнесения (требуют лишь вибрации голосовых связок и раскрывания рта). Присутствуют губно – губные согласные п, м, б, так как требуется активизация губной мускулатуры (которая подготовлена вследствии постоянного совершенствования моторики губ в акте сосания, во время приема пищи).

  В лепете детей нет противопоставлений согласных: звонких – глухим, твердых – мягким, смычных – щелевым. Группа губно – зубных, переднее - , средне - , заднеязычных согласных в лепете встречается редко.

  Снижение потребности в речевом общении и низкая голосовая активность детей с ДЦП не обеспечивают готовности речевого аппаратак членораздельному произношению. Патологическое состояние артикуляционного аппарата препятствует развитию его моторики и появлению новых звуков.

  Поэтому у детей с ДЦП не обнаруживают той последовательности этапов развития лепета, характерная для лепета здоровых детей.

3.1. ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ ДОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ  ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

  I уровень – отсутствие голосовой активности.

  Характеристика голосовой активности функции общения.

Голосовая активность проявляется в плаче, крике. Голос – тихий, слабый, немодулированный, быстро истощающийся. Криком не определяется состояние ребенка, его желание. Дети не гулят. Период бодрствования короткий, на этом фоне возникает отрицательные реакции. Общение эмоциональное с окружающими выражено очень слабо.

  Характеристика сенсорного развития. Фиксация взора на игрушках и предметах слабо выражена. Акустическая установка на звуковые раздражители снижена.

  Характеристика ориентировочно – познавательной деятельности. Слуховые и оптические раздражители вызывают защитно – оборонительные реакции в виде плача, вздрагивания.

  Характеристика двигательного развития. Положение тела вынужденное (рис. 1, 2), дети не удерживают голову (рис. 3), не могут повернуть ее в сторону. Функции рук не развиваются (рис. 4).

Картинка 7 из 435

  Характеристика артикуляционного аппарата, голоса и дыхания. Изменения мышечного тонуса губ (рис. 5), языка 9рис. 6, 7) проявляются в паретичности, спастичности, дистонии, гиперкинезах (рис. 8). Нарушение подвижности губ и языка затрудняет процессы сосания и глотания. Лицо амимичное. Временами нарушается дыхание: оно поверхностно, аритмично, асинхронно с сосанием.

Картинка 10 из 435

    II уровень – наличие недифференцированной голосовой активности.

    Характеристика голосовой активности и функции общения. Эмоциональный контакт с детьми устанавливается, вызывает у них оживление и улыбку. Общение детей осуществляется посредством недифференцированных движений тела, головы, что соответствует раннему доязыковому уровню развития общения нормальных детей. Дети произносят нечетко гласные звуки о, э, ы, певучего гуления нет. Голос немодулированный и не является средством выражения состояний и желаний. Бодрствование протекает вяло.

  Характеристика ориентировочно – познавательной деятельности. Дети равнодушны к игрушкам. Познавательная деятельность развита слабо, эмоциональные реакции слабые.

  Характеристика двигательного развития. Произвольная моторика крайне ограничнена. (рис. 9, 10). Дети слабо удерживают голову (рис. 10), кисти рук в порочных положениях ( рис. 11, 12). У детей начинает развиваться зрительно – моторная координация, они тянутся к игрушкам, но захват удается после многократных попыток. Манипулятивная деятельность отсутствует. При попытке посадить их дети не удерживают вертикального положения тел в специальном стуле.

Картинка 11 из 435

Характеристика артикуляционного аппарата, голоса, дыхания. Нарушение функций языка приводит к формированию его патологической формы. Оральные синкенезии затрудняют произвольные движения языка и губ. Изменение тонуса мышц органов артикуляции проявляется в виде спастичности, паретичности, дистонии. Голос у детей немодулированный, слабый. Дыхание стридорозное, выражена псевдобульбарная симптоматика.

  III уровень – гуление. Для этого уровня детей характерно неравномерность развития сенсорного восприятия, зрительно – моторной координации, ориентировочно – познавательной деятельности, эмоциональной сферы, звукового общения с окружающими.

  Характеристика голосовой активности функции общения. Ребенок реагирует на интонации голоса человека, легко идут на эмоциональный контакт. Крик является средством выражения желания, средством общения с человеком. Дети произносят звуки гуления по подражанию, спонтанно: гласные, губные и гортанные согласные звуки. В гулении появляются аутоэхолалии.

  Характеристика сенсорного развития. Дети узнают мать, отличают знакомых от незнакомых, различают их голоса. Они эмоциональны, активны, различают речевые инструкции.

  Характеристика двигательного развития. У детей развивается зрительно – моторная координация. Дети могут захватить игрушку, совершить примитивные манипуляции, при этом их движения ограничены, неловки, напряжены. Дети самостоятельно не сидят, но в состоянии удержаться в вертикальном положении в специальном стуле.

  Характеристика артикуляционного аппарата, голоса ,дыхания. Становится заметной псевдобульбарная симптоматика, которая проявляется в нарушениях голоса, дыхания, процесса кормления. Проявляются патологические симптомы артикуляционного аппарата: спастичность, паретичность, дистония, гиперкинезы языка, оральные синкенезии. Подвижность языка, губ ограничена.

  IV уровень – лепет. У ребенка наблюдаются диспропорции в развитии отдельных функций, потому что уровень развития эмоциональной сферы намного опережает уровень двигательного и речевого развития.

  Характеристика голосовой активности, функции общения. Дети общаются с окружающими выразительными движениями головы и глаз, мимикой, модулированным криком, лепетом, упрощенными словами. Лепет представляет собой сочетание губных согласных с нечеткими гласными звуками, лепет характеризуется бедностью звуков. Слогового лепета не отмечается, спонтанный лепет наблюдается редко, чаще отраженный, односложный лепет. Аутоэхолалии в лепете выражены слабо. Речевая активность низкая. Дети понимают обращенную речь – как простые ситуативные инструкции и сложные двух – трехступенчатые задания.

   Характеристика сенсорного развития. Зрительное восприятие нарушено, связанное с косоглазием, ограничением полей зрения, приводят трудностям фиксации взора на предмете. Высокий уровень психической активности детей помогает им приспосабливаться к «недостаткам» зрительного анализатора (рассматривают игрушку, повернув голову так, чтобы можно фиксировать ее взором). Нарушение слухового восприятия проявляется в снижении слухового внимания на речь, в трудностях локализации источника речи. Все эти сенсорные нарушения задерживают темп психического развития детей.

  Характеристика ориентировочно – познавательной деятельности. Отличаются дети высокой активностью познавательной деятельности, устойчивостью внимания. Дети заинтересованы в эмоциональном контакте. Они проявляют интерес ко всему окружающему, долго играют с игрушкой. Развитие импрессивной речи опережает уровень развития экспрессивной речи, в некоторых случаях приближается к возрастной норме.

  Характеристика двигательного развития. Дети могут сидеть в специальном стуле, держать голову, брать игрушки и манипулировать ими, но часто отмечается атаксия, гиперкинезы в руках, дизметрии, порочные положения кистей рук и пальцев. При помощи взрослых дети могут стоять и переступать у опоры, но положение ног при этом порочное. С помощью поддержки дети переступают, но  часто с перекрестом ног. Некоторые дети самостоятельно сидят.

  Характеристика артикуляционного аппарата. Патологическое состояние артикуляционного аппарата проявляется в изменении мышечного тонуса губ, языка, гиперкинезах языка, что приводит к ограничению их подвижности, отсутствию произвольных артикуляционных движений и к другим изменениям. У всех детей повышенная саливация и псевдобульбарные явления, выраженные в большей или меньшей степени. У детей отмечаются слабость кусания и жевания.

                                     

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  Изучение детей с церебральным параличом показало, что задержка в развитии ребенка начинается с первых недель жизни. Большая роль в отклонениях психического развития детей принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям.

   Целью коррекционно – педагогической работы является последовательное развитие функций доречевого периода, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребенка.

  Важно раннее начало коррекционно – педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, т.е. с первых недель и месяцев жизни, так как нарушения развития отдельных функций доречевого периода приводят к вторичной задержке развития других функций и педагогической запущенности.

  Для детей необходимо создать положительную мотивацию речевой деятельности.

  В занятия с детьми, которым нужна постоянная стимуляция возникшего у них гуления, необходимо включать музыкально – двигательные игры. Так как музыкально – двигательные игры с детьми, страдающими ДЦП. Приобретают важное значение тем, что они поднимают эмоциональный тонус ребенка.

  После появления у ребенка с ДЦП немодулированных голосовых реакций и гуления приступают к их закреплению, обозначая действия, явления, различные чувства ребенка (у – гудит, а – плач ребенка, и – смеется ребенок и т.д.).

  Стимуляция лепета проводится у детей III уровня доречевого развития. У ребенка вызывают «комплекс оживления».

  Стимуляция речевой активности с целью вызывания физиологических эхолалий, лепетных слов проводится с детьми, достигшими IV доречевого уровня.

  Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараются вызвать повторение звуков, т.е. аутоэхолалии, что способствует развитию речедвигательного и речеслухового анализатора, вместе с тем и лепетной активности.

   

ЛИТЕРАТУРА

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). – М., 1989.
  2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. – Киев, 1988.
  3. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Под редакцией В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. Спб.: Питер, 2001.

 

   

Значение ранней психодиагностики при ДЦП

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВАI.КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

1.1.ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ, ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ДЕТСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

1.2.КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДЕТСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

ГЛАВА II.ЗНАЧЕНИЕ РАННЕЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

2.1.РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА И ПРОГНОЗ ДЦП

2.2.ЗНАЧЕНИЕ РАННЕЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….21

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….22

   

ВВЕДЕНИЕ

  В настоящее время наблюдается рост детей с нарушением функций опорно – двигательного аппарата. Количество детей страдающим детским церебральным параличом (ДЦП) составляет в среднем 6 из 1000 новорожденных (от 5 до 9 в разных регионах страны). Только по Москве насчитывается около 4 тысяч таких детей. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности.

    Чрезвычайно актуальной является проблема интеграции детей и подростков с ДЦП в общество здоровых людей, превращение их в активных членов этого общества.

   Успешность социальной интеграции лиц с ДЦП зависит от особенности их личности. Зарубежный и отечественный показывает, что дети и подростки с ДЦП имеют ряд неразрешенных психологических проблем, связанных  с негативным воздействием их микросоциального окружения и психогенной травматизацией в связи с наличием физического дефекта. Для них характерны дезадаптационные срывы и кризы, которые проявляются в перенапряжении эмоциональной сферы и поведенческих нарушениях. Большое значение в социальной адаптации и интеграции имеют индивидуальные особенности развития ребенка, которые представляют собой компенсаторный потенциал личности и позволяют выработать адекватные условиям среды формы поведения и жизнедеятельности. При этом огромную роль играет своевременная и эффективная диагностика, профилактика и коррекция поведенческих, нервно – психических, патохарактерологических расстройств.

    С учетом актуальности этой проблемы тема исследования: «Значение ранней психодиагностики при ДЦП».

    Объект исследования: дети с ДЦП.

    Предмет исследования: были особенности ранней психодиагностики детей с ДЦП.

    Цель исследования: важность ранней психодиагностики детей с ДЦП.

 

   

ГЛАВАI.КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

1.1.ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ, ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

   Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание нервной системы, часто приводящее к инвалидности ребенка. В последние годы ДЦП стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей.

   ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. Наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга – большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Кроме нарушений в центральной нервной системы вторично в течение жизни возникают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах.

   ДЦП проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Ведущим в ДЦП являются двигательные нарушения, часто сочетающиеся с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками.

   В течении 100 лет ДЦП называли болезнью Литтля (первое клиничекое описание ДЦП было сделано В. Литтлем).

    В Оксфорде на заседании ВОЗ в 1958 дали следующее определение: «Детский церебральный паралич – непрогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга».

   И в настоящее время идут дискуссии по поводу этого термина.

    В англоязычной литературе использую термин: «церебральный паралич» и «спастический паралич».

   В немецкой литературе специальной термин «церебральное нарушение двигательного аппарата».

   Так Л.О. Бадалян в 1993 г. предложил назвать ДЦП «дизонтогенетическими постуральными дискинезиями». Так как ДЦП не «поломка» уже готового механизма, а задержка или искажение развития. «Эти нарушения нельзя считать исключительно церебральными, так как механизм реализации патологической двигательной активности лежит не горизонтально, а охватывает всю вертикальную систему регуляции движений» (Л.О. Бадалян, 1993. С. 214).

  В настоящее время ДЦП рассматривают как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальном периоде или в периоде незавершонного процесса формирования  основных структур и механизмов мозга, это обуславливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств. Наблюдается не только замедленный темп психического развития в целом, и неравномерный, диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций (Семенова, Мастюкова, Смуглин, 1972; Калижнюк, 1987; Ковалев, 1985, и др.).

    Причины развития ДЦП многообразны. Выделяют: пренатальные, перинатальные и постнатальные неблагоприятные факторы. Чаще встречаются комбинации таких факторов, действующих на разных этапах развития.

    В настоящее время доказано, что более 400 факторов способны оказать повреждающее действие на центральную нервную систему развивающегося плода. Это может произойти в любой момент беременности, особенно опасно их действие в период до четырех месяцев внутриутробного развития.

   Ряд исследователей выяснили, что решающая роль в возникновении ДЦП принадлежит факторам пренатального периода – от 37 до 60%, доля натальных – от 27 до 40 %, а постнатальных – от 3 до 25% (Stanlli, Alberman, 1984; Volpe, 1981; Nelson, 1986; Suzuki, Iso,  Ichikawa, 1993).  Но отдельные авторы не придают решающего значения в этиологии ДЦП пренатальному периоду: Дешенсы (Dechesne, 1979) утверждает, что лишь 30 % причины ДЦП лежат в пренатальном периоде, 60% - роды и 10 % - возникают после рождения в раннем возрасте.

   Пренатальные факторы

  • Состояние здоровья матери;
  • Отклонения в ходе беременности;
  • Факторы, нарушающие развитие плода.

   Состояние здоровья матери:

- инфекционные заболевания (вирусные инфекции, краснуха, токсоплазмоз);

- соматические заболевания;

- вредные привычки;

- сердечно – сосудистые и эндокринные нарушения у матери;

- токсикозы беременности

- несовместимость крови и плода по резус – фактору или группам крови.

  Отклонения в ходе беременности:

- неблагоприятно протекавшие роды, которыми закончилась предыдущая беременность;

- лечение тиреоидными гормонами во время беременности;

- кровотечение в поздние сроки беременности;

- потребление матерью эстрогенных гормонов;

- физические травмы, ушибы плода;

  Факторы, нарушающие развитие плода:

- вес менее 1500 г.;

- неправильная позиция плода;

- малый вес плаценты;

- беременность сроком менее 37 недель;

- выраженный дефект родов;

- аномалия конечностей;

- микроцефалия;

- генетические факторы.

  Перинатальные факторы

  • Асфиксия в родах;
  • Родовая травма.

   Асфиксия в родах:

- кислородная недостаточность в родах ведет к расширению сосудов и их тромбозу, возникает ишемия мозга.

  Родовая травма:

- механические повреждения при рождении;

- неправильное предлежание плода;

- скоротечные роды;

- длительные потуги;

- слабость родовой деятельности;

- преждевременные роды.

  Постнатальные факторы

  • Травмы: черепа и костей, субдуральные гематомы и т.д.;
  • Инфекции: менингит, энцефалит, абсцесс мозга;
  • Интоксикации: лекарственными вещами, антибиотиками (стрептомицин), свинцом, мышьяком и др.;
  • Кислородная недостаточность: при удушении, утоплении и др.;при новообразованиях и других приобретенных отклонениях в мозге: опухли мозга, кисты, гидроцефалия и др.

   Большее число случаев ДЦП относят к группе с неизвестной этиологией (до 30 % случаев).

1.2.Клинические формы ДЦП

   Классификация ДЦП по З. Фрейду

  • Гемиплегия;
  • Церебральная диплегия (двусторонний церебральный паралич);
  • Генерализованная ригидность;
  • Двусторонняя параплегия;
  • Генерализованная хорея;
  • Двойной атетоз.

   Классификация З. Фрейда позволила выделить типы ДЦП, которые были положены в основу всех последующих классификаций.

   В отечественной клинической практике используется чаще классификация К. А. Семеновой (1979), в которую включены элементы классификаций Д. С. Фустера (1967) и М.Б. Цукер (1947).

   Классификация ДЦП К.А. Семеновой (1979)

  • Двойная гемиплегия;
  • Спастическая диплегия;
  • Гемипаретическая форма;
  • Гиперкинетическая форма;
  • Атонически – астатическая форма.

     Двойная гемиплегия.

  Тяжелая форма ДЦП возникает при значительном поражении головного мозга в период внутриутробной жизни. Нарушаются все важнейшие человеческие функции: двигательные, психические, речевые.

  Двигательные нарушения проявляются в период новорожденности, отсутствует защитный рефлекс, резко выражены все тонические рефлексы: лабиринтный, шейные, рефлекс головы с головы на туловище и с таза на туловище. У ребенка не развиваются цепные установочные рефлексы.

   Функции рук и ног практически отсутствуют. Преобладает ригидность мышц, усиливающиеся под влиянием интенсивных тонических рефлексов (шейного и лабиринтного). Из – за повышенной активности тонических рефлексов ребенок в положении на спине или животе имеет резко выраженные сгибательную или разгибательную позы. Произвольная моторике не развита (Т.Г. Шамарин, Г.И. Белова, 1999).

   Речь отсутствует: анатрия или тяжелая дизартрия.

   У детей психическое развитие на уровне умственной отсталости в умеренной или тяжелой степени.

   Прогноз: полная инвалидность ребенка.

   Спастическая диплегия (синдром Литтля).

   Распространенная форма ДЦП. У детей поражены руки и ноги, ноги поражаются в большей степени.

   У детей наблюдается вторичная задержка психического развития, которая при ранней коррекции и лечении к 6 – 8 годам может быть устранена; но 30 – 35 % детей страдают умственной отсталостью в легкой степени. У 70 % речевые расстройства в форме дизартрии, в меньшей степени – моторной алалии.

   Тяжесть речевых, психических и двигательных нарушений зависит от времени и силы действия вредных факторов.

    Резко повышен тонус мышц языка.

    Жесткая связь тонических рефлексов с мышцами к 2 – 3 годам приводит к формированию стойких патологических синергий – к стойким порочным позам и установкам.

   Дети с более тяжелой степенью самостоятельно не передвигаются или передвигаются с помощью костылей. Манипулятивная деятельность рук снижена. Дети обслуживают себя частично или не обслуживают себя. У 70 – 80 % детей наблюдаются речевые нарушения, у 50 -60 % - задержка психического развития, у 25 – 35 % - умственная отсталость. У детей не редуцируются тонические рефлексы и с трудом формируются установочные рефлексы.

    Дети со средней степенью тяжести передвигаются самостоятельно, но с дефектной осанкой. Немного развита манипулятивная деятельность рук. Тонические рефлексы выражены незначительно. Речевые нарушения у 65 – 75% детей, ЗПР – у 45 – 55 %, у 15 – 25 % - умственная отсталость.

   У детей с легкой степенью тяжести отмечается неловкость и замедленность темпа движений в руках. Могут самостоятельно передвигаться, походка дефектная. Речевые нарушения у 40 – 50 % детей, ЗПР – у 20 – 30 %, у 5 % - умственная отсталость.

   Прогноз: ребенок может научиться обслуживать себя, писать, овладевать рядом трудовых навыков.

    Гемипаретическая форма.

   Одностороннее поражение руки и ноги: левая при правостороннем поражении мозга и правая при левостороннем. Тяжелее поражается верхняя конечность. Правосторонний гемипарез встречается чаще, чем левосторонний. В 80 % развивается у ребенка в ранний постнатальный период, когда вследствие травм, инфекций и пр. поражаются формирующиеся пирамидные пути головного мозга. У 25- 35 % детей наблюдается легкая степень умственной отсталости, у 45 – 50 % - вторичная задержка психического развития, которая преодолевается при ранней коррекции. Речевые расстройства наблюдаются у 25 – 35 % детей: чаще по типу псевдобульбарной дизартрии, реже моторной алалии.

   Все двигательные врожденные рефлексы у новорожденных сохраняются. Но выявляются в первые недели жизни ограничение спонтанных движений и высоких сухожильных рефлексов в пораженных конечностях; рефлекс опоры, шаговые движения, ползание хуже выражены в паретичной ноге. В параженной руке хватательный рефлекс менее выражен.

   К 6 – 10 месяцам жизни у ребенка формируются проявления гемипареза, которые постепенно нарастают.

   Выделяют 3 степени тяжести гемипаретической формы ДЦП: тяжелую, среднюю и легкую.

   Тяжелая степень.

   Характерно нарушение тонуса мышц по типу спастичности и ригидности. Объем движений минимален: особенно в предплечье, кисти, пальцах и стопе. Отсутствует манипулятивная деятельность. В паретичной руке и ноге рмечается гипотрофия мышц, замедлен рост костей. Самостоятельная ходьба у детей с 3 – 3,5 лет, осанка грубо нарушена, формируется перекоз таза и сколиоз позвоночного столба. У 25- 35 % детей наблюдается легкая степень умственной отсталости, у 55 – 60 % - речевые расстройства, у 40 – 50 % судорожный синдром.

   Средняя степень тяжести.

   Нарушен тонус мышц, трофические расстройства. Больной может брать предметы, хотя функция верхней конечности нарушена значительно. Самостоятельная ходьба с 1,5 – 2,5 лет, на больную ногу прихрамывают, с опорой на передние отделы стопы. У 20 – 30 % - ЗПР, у 15 – 20 % - У.О., у 40 – 50 – речевые расстройства, у 20 – 30 % - судорожный синдром.

   Легкая степень.

   Нарушения тонуса мышц и трофики незначительны, объем движений в руке сохранен, но есть неловкость движений. Самостоятельная ходба с 1 г. 1 мес. – 1 г. 3 мес. без переката стопы в больной ноге. . У 25 – 30 % - ЗПР, у 5 –- У.О., у 25 – 30 – речевые расстройства.

   Гиперкинетическая форма.

   Основная причина билирубиновая энцефалопатия – результат гемолитической болезни новорожденных. Реже – недоношенность с последующей черепно – мозговой травмой во время родов.

   У больных детей наблюдаются гиперкинезы, мышечная ригидность шеи, туловища, ног. Врожденные двигательные рефлексы нарушены (вялые и ограниченные). Нарушена координация сосания, глотания, дыхания. В 2 – 3 месяца могут наблюдаться внезапные мышечные спазмы. Задерживается формирование установочных рефлексов, мышечная дистония, а впоследствие и гиперкинезы нарушают формирование нормальны поз, поэтому ребенок длительно не может научиться самостоятельно сидеть, стоять и ходить. Самостоятельное передвижение становится возможным в 4 – 7 лет, иногда в 9 – лет.

   У детей с гиперкинетической формой ДЦП наблюдаются гиперкинезы различного характера, они чаще всего полиморфны:

- хореиформный гиперкинез характеризуется быстрыми и отрывычными движениями, более выражен в проксимальных отделах конечностей;

- атетоидный гиперкинез характеризуется медленными, черевеообразными движениями, одновременно возникающие в сгибателях и разгебателях, выражен преимущественно в дистальных отделах кончностей.

- хореатетоз;

- паркинсоноподобный тремор.

   Возникновение гиперкинеза с 3 – 4 месяцев жизни ребенка в мышцах языка и к 10 – 18 месяцев начинает появлятся в других частях тела, достигая максимального развития к 2 – 3 годам жизни. Под влиянием экстероцептивных, проприоцептивных и особенно эмоциональных раздражителей интенсивность гиперкинеза усиливается.

   У 90 % - нарушения речевой функции, у 50 % - ЗПР, у 25 – 30 % нарушения слуха.

   Прогноз благоприятен в отношении обучения и социальной адаптации.

   Атонически – астатическая форма.

  Встречается значительно реже других форм, характеризуется парезами, низким тонусом мышц при наличии патологических тонических рефлексов, нарушением координации движений, равновесия.

   У детей  с момента рождения отсутствуют рефлексы опоры, автомотической походки, ползания, слабо выражены или отсутствуют, защитный и хватательный рефлексы. Цепные установычные рефлексы задерживаются в развитии. Больные дети начинают сидеть к 1 – 2 годам, ходить – к 6 годам.

   К 3 – 5 годам при лечении овладевают возможностью произвольных движений. Речевые расстройства в форме псевдобульбарной или мозжечковой дизартрии у 60 – 75% детей, имеет место ЗПР.

   Эта форма прогностически тяжелая.

    Смешанная форма.

   При этой форме ДЦП встречаются сочетания всех перечисленных выше форм: спастико – гиперкинетическая, гиперкинетически – мозжечковая и т.д. нарушения интеллекта и речи встречаются с той же частотой.

   Ухудшает течение ДЦП наличие у больных гипертензионного, гидроцефального, судорожного синдромов; нарушение функций гипоталамуса, всей гипотало – гипофизарно – надпочечниковой системы, адаптирующей больного к внешней среде.

  ГЛАВА II.ЗНАЧЕНИЕ РАННЕЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

2.1.РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА И ПРОГНОЗ ДЦП

 Возникающие неврологические нарушения в раннем постнатальном периоде, характеризующиеся как перинатальная энцефалопатия, или тяжелое поражение мозга, сразу после рождения требуют включение ребенка в активный процесс лечения, который проводится в стационаре или в поликлинике. Первый этап лечения в остром периоде (от рождения до 1 месяца) имеет огромное значение, так как при отсутствии  должного лечения в этом периоде у больного ребенка формируются патологические позотонические установки и движения. Лечение в этом периоде в основном проводятся в стационаре в отделении интенсивной терапии или неврологическом отделении.

   После острого периода наступает резидуальный период, делится на 3 этапа:

  • Ранний резидуальный (от 2 месяцев до 12 – 18);
  • Проможуточный резидуальный (с 12 – 18 месяцев до 4 – 6 лет);
  • Поздний резидуальный (с 4 – 6 лет до 16).

    Ранний резидуальный этап – острые нарушения гемо – и ликвородинамики, возникающими в процессе родов, что вызывает у ребенка значительные нарушения регуляции мышечного тонуса по типу экстензорной ригидности. Прогностическими симптомами ДЦП являются нарушения мышечного тонуса и наличие стойких позотонических (детских рефлексов), задержка в развитии движений, наличие атипичных движений. Наблюдается задержка психического и речевого развития.

   Решающее значение в достижение положительного эффекта имеет – раннее начало, непрерывное проведение лечебного мероприятия.

   Промежуточный резидуальный этап – является непродолжительным при двойной гемиплегии и тяжелой спастической диплегии и характеризуется тем, что активность тонических рефлексов у ребенка остается и даже может и нарастать.  Рефлексы установычные не формируются или формируются их элементы. Произвольная моторика резко задерживается в своем развитии. У ребенканарастают патологические синергии, формируются патологические двигательные стереотипы.

   Поздний резидуальный этап – конечная стадия заболевания. На этом этапе происходит окончательное развитие патологического двигательного стереотипа, организацией контрактур и деформацией на основе неврологических синдромов, которые развиваются в течении первых стадий заболеваний.

   К.А. Семенова (1979) внутри этого этапа выделяет две подстадии: конечная стадия первой степени – патологические двигательные стереотипы, позволяющие ребенку самостоятельно или с поддержкой передвигаться, овладевать письмом, элементами самообслуживания, речь может развиваться нормально или могут быть негрубые речевые нарушения; конечная стадия второй степени – может наступить в первые месяцы жизни ребенка. У детей наблюдается выраженное интеллектуальное и речевое недоразвитие.

   Искусственное выделение промежуточного этапа связано с тем, что в системе реабилитации высокоэффективные методы восстановительной терапии возможны только при участии самого больного – метод функционального биоуправления (ФБУ) с обратными связями, динамическая проприоцептивная коррекция (ДПК) с использованием костюма (лечебного костюма – ЛК – «АДЕЛИ») и др. Эта реабилитация начинается с 4 – 6 лет в поздний резидуальный период. До 4 – 6 лет используют «пассивные» методы терапии. В прмежуточном и позднем резидуальном периоды лечение проводят по индивидуальному плану реабилитации в Центрах реабилитации, поликлинике, специализированном неврологическом стационаре и специализированном санатории для ДЦП.

   Выявление раннего диагноза ДЦП очень важно для эффективности последующего его лечения.

2.2.ЗНАЧЕНИЕ РАННЕЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Детский церебральный паралич – это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. При значительной степени тяжести заболевания, прогноз реабилитации при ДЦП неблагоприятен. Но при ранней диагностики – не позднее 4 – 6 - месячного возраста ребенка и раннего начала лечения практическое выздоровление может быть достигнуто в 60 – 70 % случаев к 2 – 3 летнему возрасту. Если лечение начато с 12 – 18 – месячного возраста выздоровление при современных методах лечения может быть лишь у 15 – 20 % и минимальная степень инвалидности – у 30 – 40 % больных. При поздней диагностики, позднем лечения в 60 – 70 % случаев больной ребенок может самостоятельно передвигаться, достаточно обучаем и социально адаптирован. В этом случае результат может быть достигнут при многолетнем упорном применении комплекса реабилитационных мероприятий: медицинских, психологических, педагогических и социальных.

   В нашей стране для предотвращения роста детской инвалидности вследствие  ДЦП большую роль играет создание поэтапной системы помощи,  при которой возможна ранняя диагностика и раннее начало систематической лечебно – педагогической – психологической работы с детьми, страдающими церебральным параличом. В основе этой системы лежит раннее, еще в родильном доме или детской поликлинике, выявление среди новорожденных всех детей с церебральной патологией и оказание им специальной помощи. В нашей стране создана сеть специализированных учреждений Министерства здравоохранения, просвещения и социальной защиты: поликлиники, неврологические отделения и психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли – сады, школы – интернаты для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата, дома ребенка, интернаты (Министерства социальной защиты) и различные реабилитационные центры. Во всех перечисленных учреждениях в течение длительного времени осуществляется помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи.

   Лечение детей с ДЦП проводится в основном в медицинских, чаще в специализированных учреждениях, где проводится работа по максимальному исправлению у ребенка функциональных нарушений. При неполном исправлении нарушений, ребенка выписывают из лечебного учреждения с рекомендациями по проведению поддерживающей терапии, физиотерапии и лечебной физкультуры. После завершения цикла интенсивного восстановительного лечения необходимы меры психологической, педагогической и социальной реабилитации, так как наличие остаточных нарушений приводит к ограничению жизнедеятельности и социальной адаптации ребенка.

   Ограничения жизнедеятельности при ДЦП складываются из различных сочетаний нарушения двигательных, сенсорных, высших психических, вегетативных функций как на элементарном, так и на более  сложно организованном уровне. Например наличие пареза и спастики мышц ног в различном сочетании может повлиять на способность передвигаться. Значительная степень пареза в сочетании с легкой спастикой приводит к полной неспособности ходить, но та же степень пареза в сочетании с выраженной спастикой позволяет сохранить работоспособность ног и возможность передвигаться.

   По международной классификации выделяют 5 видов ограничения жизнедеятельности при ДЦП, включающие снижение способности:

  • Адекватно вести себя;
  • Передвигаться;
  • Действовать руками;
  • Владеть телом при решении бытовых задач;
  • Ухаживать за собой.

   Каждый вид ограничения жизнедеятельности обусловлен специфическими для этого заболевания нарушениями функций, из которых наибольший вес занимают нарушения двигательных функций.

   Психологическая помощь детям и подросткам с церебральным параличом – сложная система реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности больного с ДЦП, формирование системы ценностных установок и ориентации, развитие интеллектуальных процессов, которые соответствуют психическим и физическим возможностям больного ребенка.

ВЫВОД

     

   

ЛИТЕРАТУРА

  1. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.// Педагогическое образование. М., 2001
  2. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата//учебное пособие для вузов. М., 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом"

В данной статье раскрываются особенности развития личностно и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом. Подробно описываются причины возникновения у детей с ДЦП именно этих ос...

"Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом"

Развитие личности у детей с ДЦП в большинстве случаев проходит весьма своеобразно, хотя по тем же законам, что и развитие личности нормально развивающихся детей. Специфические особенности формирования...

Особенности коррекционной работы по развитию дыхания и голоса у детей с детским церебральным параличом

Проблема коррекционной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, является очень актуальной вследствие значительной частоты заболеваний. Настоящая работа является попыткой обобщить и к...

Особенности коррекционной работы по развитию дыхания и голоса у детей с детским церебральным параличом

Проблема коррекционной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, является очень актуальной вследствие значительной частоты заболеваний. Настоящая работа является попыткой обобщить и к...

Особенности развития коммуникации у детей с детским церебральным параличом старшего дошкольного возраста.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжёлое заболевание, ведущим нарушением является нарушение двигательных функций, кроме этого имеются нарушения речи, слуха, зрения, интеллекта.Для детей ...

Особенности психического развития детей с церебральным параличом.

По материалам книг Левченко И.Ю. "Патопсихология" и Левченко И.Ю.,Приходько О.Г. " Технологии обучения и воспитания детей с нарушением ОДА"...