РОЛЬ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
статья (старшая группа) на тему

Семичева Татьяна Анатольевна

Статья для воспитателей, работающих с детьми НОДА

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Формирование различных видов деятельности у детей страдающих детским церебральным параличом является центральным звеном во всей системе коррекционно-образовательной работы в специальных дошкольных учреждениях. Это объясняется значением, которое имеет деятельность, вернее, процесс овладения ею, для всего психического развития ребенка, для усвоения им социального опыта. При формировании различных видов деятельности (в дошкольном возрасте это игра, рисование, конструирование, элементарный труд) происходит, как принято говорить, «очеловечивание» ребенка. Однако значение их для психического развития в разные периоды детства оказывается неодинаковым. В дошкольном возрасте ведущее значение имеет игра и первые виды продуктивной деятельности, к числу которых относится конструирование.

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности. Занятия конструктивной деятельностью своеобразно влияют на психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Конструирование имеет значение прежде всего для развития у ребенка образного и элементов наглядно-схематического мышления, формирования у него представлений о целостном образе предмета. Так как ребенок, создавая конструкцию, т.е. модель какого-либо реального объекта, начинает совершенно иначе воспринимать сам предмет, качество его восприятия неизмеримо возрастает.

В процессе обучения конструированию приходится решать целый ряд практических проблем - как строить, почему строить так, а не иначе, что сделать, чтобы передать в конструкции самые существенные черты, определяющие функциональность заданного объекта, в какой последовательности выполнять задание и.т.д. При решении этих проблем у ребенка с диагнозом ДЦП складываются самые начальные представления о пространстве: об упорядочивании пространства относительно его самого и по линии горизонта, об изменчивости пространственных отношений, о перемещениях, приводящих к изменению расположения. Он учится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения между предметами и частями предмета. При выполнении конструктивных заданий у дошкольников с нарушением интеллекта возникает потребность в ориентировке на форму и величину предметов, т.е. формируются специфические представления о пространстве. Это чрезвычайно важно, так как недостаточность пространственных представлений существенно затрудняет обучение этих детей, в частности овладение ими математикой, географией, а также другими дисциплинами, требующими умения ориентироваться в пространстве.

Овладение конструированием способствует расширению словаря, обогащению детской речи. Осуществляя конструктивные действия, анализируя объекты, планируя с помощью взрослого предстоящую деятельность, давая словесный отчет о проделанных действиях и пр., ребенок усваивает необходимые слова в связи с потребностями другой деятельности, что способствует формированию правильного значения слов и способов их употребления.

Нельзя не отметить также положительного влияния конструирования на овладение общетрудовыми умениями, на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации.

Все это свидетельствует об огромных потенциальных развивающих возможностях, которые содержатся в этой деятельности. Кроме того, в процессе целенаправленного обучения конструированию появляется возможность коррекционного влияния на ход психического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в более ранние возрастные периоды, что существенно облегчает их дальнейшее обучение в школе.

Для усиления коррекционной направленности обучения конструктивная деятельность должна быть дополнена специальными заданиями, способствующими формированию у детей ограниченных в передвижении в пространстве представлений о схеме тела человека и животных (работа по складыванию сборно-разборных игрушек, разрезных картинок). А так же должны вводиться задания по зарисовыванию только что выполненной постройки, по выполнению конструкций по графическим образцам, воспроизведению простейших перестановок мебели в кукольной комнате по подражанию, образцу и несложной словесной инструкции. При чем планирование системы занятий по конструктивной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата должно быть направлено не на отдельные конструктивные умения, а на формирование самого механизма деятельности, обеспечение мотивационной ориентировочной, целевой и операционально-технической ее сторон.

Основные выводы: Итак, основную часть детей с нарушением опорно-двигательного аппарата составляют дети с ДЦП. Сложность рассматриваемой проблемы заключается в том, что у детей дошкольного возраста происходит активное изменение как познавательной, так и личностной сферы, а такой недостаток как нарушение опорно-двигательного аппарата влечет за собой специфику развития психики. С особенностями патогенеза связана особая структура интеллектуальной недостаточности (диссоциация между относительно удовлетворительным уровнем развития абстрактного мышления и недоразвитием наглядно-действенного и наглядно-образного). Кроме того, существует специфика развития всех познавательных процессов: восприятие, внимание, память, а так же речи. Дошкольники с нарушением опорно-двигательного аппарата имеют повышенную утомляемость, быстро становятся вялыми, пассивными, раздражительными, утрачивают интерес к выполняемой работе. У них наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы. Конструирование же имеет активно развивает образное и наглядно-схематическое мышления, формирует представления о целостном образе предмета. Овладение конструированием способствует расширению словаря, обогащению детской речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом"

В данной статье раскрываются особенности развития личностно и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом. Подробно описываются причины возникновения у детей с ДЦП именно этих ос...

"Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом"

Развитие личности у детей с ДЦП в большинстве случаев проходит весьма своеобразно, хотя по тем же законам, что и развитие личности нормально развивающихся детей. Специфические особенности формирования...

Особенности коррекционной работы по развитию дыхания и голоса у детей с детским церебральным параличом

Проблема коррекционной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, является очень актуальной вследствие значительной частоты заболеваний. Настоящая работа является попыткой обобщить и к...

Значение конструктивной деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста

Значение конструктивной деятельности, задачи, методы и приемы конструктивной деятельности....

Особенности коррекционной работы по развитию дыхания и голоса у детей с детским церебральным параличом

Проблема коррекционной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, является очень актуальной вследствие значительной частоты заболеваний. Настоящая работа является попыткой обобщить и к...

Особенности психического развития детей с детским церебральным параличом

ВВЕДЕНИЕ    В определении детского церебрального паралича, принятом интернациональной группой исследователей в Оксфорде на заседании ВОЗ в 1958 г., отмечается, что он обуславливает...