Значение конструктивной деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста
статья по конструированию, ручному труду на тему

Михайлова Ирина Анатольевна

Формирование конструктивной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Значение конструктивной деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста.

Формирование конструктивной деятельности – важный этап в психическом развитии ребенка.

Сформированность конструктивной деятельности  определяет, прежде всего. Уровень наглядно-образного мышления. Развитие конструирования находиться в непосредственной зависимости от уровня сформированности восприятия, внимания, мышления, качества игровой деятельности, тонкой моторики и речевого развития ребенка.

С одной стороны, развитие конструктивной деятельности зависит от уровня психического и физического развития ребенка, с другой способствует формированию не только практических навыков и умений, но и развитию всех психических процессов, особенно творческого мышления.

Конструктивная деятельность также является основой формирования и закрепления представлений о величине и количестве, о различных плоских геометрических фигурах и объемных геометрических телах, играет важную роль в процессе формирования манипуляторной деятельности рук, развитие пространственных ориентировок, наглядных форм мышления.

Конструирование и строительные игры предоставляют огромные возможности для всестороннего развития личности и познавательной деятельности дошкольника. Занятия конструированием не только способствует развитию сенсорно-перцептивной деятельности, но и формирует умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач, стимулирует развития воображения, а так же способствует совершенствованию коммуникативных навыков и активизирует речевое развитие.

Кроме развития конструктивного праксиса и наглядных форм мышления, обучение конструированию способствует формированию глазомера, развитию способностей к анализу, положительно сказывается на регуляции произвольной деятельности ребенка.

Особую роль в конструктивной деятельности играет речевое сопровождение процесса: анализ образца, оречвление замысла, планирование последовательности деятельности, словесный отчет с анализом результата.

В процессе усвоения навыков конструирования складывается умение последовательно обследовать изображаемые предметы и образцы конструкция, выделять составные части сложной формы и устанавливать их взаимное расположение, соотносить модель и реальный отражаемый объект. Все это способствует овладению внешними ориентировочными действиями и последующему переводу их в план восприятия.

Конструирование занимает значительное место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Существующая система воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях предусматривает овладение детьми разнообразием методов приемов конструирования: создание построек из игрового строительного материала, разного по сложности и размерам, поделок из плоскостных геометрических фигур, из бумаги, картона, разнообразного природного материала и так называемого «бросового» материала. Дошкольная педагогика и психология неразрывно связывает все виды конструктивной деятельности детей с игрой.

Задачи, методы и приемы конструктивной деятельности постепенно и в соответствии с возрастом и наработанным детьми практическим опытом также постепенно усложняются. – от сюжетного конструирования – к решению более сложных конструктивных задач;

- от конструирования по готовому образцу – к конструированию по заданному сюжету или теме, далее по замыслу ребенка;

- от предварительного анализа замысла работы, планирования действий, контроля за выполнением анализа результата с помощью педагога, реализации замысла и самоанализа конечного результата.

Степень участия и роль педагога в обучении конструированию должна быть строго дозированной с постепенным и неуклонным уменьшением и одновременным развитием способности ребенка к самостоятельной целенаправленной деятельности. Развитие мышления непосредственно связано с развитием деятельности и восприятия. Трудности формирования навыков конструирования часто обусловлены недостаточным уровнем развития моторики, зрительно-моторной координации, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально волевой сферы. В то же время совершенствие наглядных форм мышления и конструктивного праксиса приводит к коррекции вышеперечисленных нарушений. Обучение конструированию рекомендуется проводить в несколько этапов:

- конструирование по образцу, составленному из частей;

- конструирование по нерасчлененному образцу;

-свободное конструирование ( ребенок использует приемы и конструктивные навыки, полученные на  предыдущих этапах обучения).

Разбирая образец на детали, а затем собирая их в модель, ребенок на практике осуществляет анализ и синтез. Формируется способность к целенаправленной деятельности. Развитие конструирования невозможно без достаточного уровня развития тонкой моторики, координации движений, пространственной ориентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевого и психического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими растройствами психической сферы в экспериментальной деятельности

Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение ...

Коррекция речевого и психического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими растройствами психической сферы в экспериментальной деятельности.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира у ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им  окружающего мира. До...

Значение конструктивной деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста

Значение конструктивной деятельности, задачи, методы и приемы конструктивной деятельности....

Семинар - практикум для воспитателей групп раннего возраста ДОО «Влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие детей раннего возраста»

В материале раскрывается проблема формирования интереса к конструированию у детей раннего возраста, которая занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное конструктивное творче...

Статья "Конструктивная деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста"

Позитивная социализация ребёнка возможна только на основе разнообразных и разнонаправленных видов детской деятельности. В деятельности дошкольники осваивают предметный мир и мир отношений между людьми...

Влияние продуктивной деятельности на психическое развитие детей дошкольного возраста

Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития детей дошкольного возраста,  помогают ребенку передать свои впечатления об окружающем его мире. И напрямую связаны ...