Влияние продуктивной деятельности на психическое развитие детей дошкольного возраста
материал по психологии

Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития детей дошкольного возраста,  помогают ребенку передать свои впечатления об окружающем его мире. И напрямую связаны с важнейшими психическими функциями - восприятием, моторной координацией, речью и мышлением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние продуктивной деятельности на психическое развитие детей дошкольного возраста

Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития детей дошкольного возраста, и помогают ребенку передать свои впечатления об окружающем его мире. И напрямую связаны с важнейшими психическими функциями - восприятием, моторной координацией, речью и мышлением.

 Занятие продуктивными видами изобразительной деятельности способствует развитию каждой из этих функций и одновременно согласовывает их между собой, помогает ребенку упорядочить новые бурно усваиваемые знания.

Продуктивная изобразительная деятельность влияет на совершенствование такого познавательного процесса, как ощущение. Развитие ощущений у ребенка связано с его разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью. И продуктивная изобразительная деятельность предоставляет для этого очень большие возможности.

В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления. Поэтому на основе ощущений строится познавательный процесс более высокого уровня - восприятие. Оно является основой мышления, практической деятельности человека (как взрослого, так и ребенка). Восприятие ребенка непроизвольный характер. Ребенок пока еще не умеет управлять своим восприятием, не может самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах окружающей действительности он замечает то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Однако, воспринимая целое, ребенок плохо схватывает детали. Ему надо прикоснуться к предмету, потрогать, пощупать, поманипулировать с ним, чтобы создать целостный образ предмета. 

Важно, чтобы взрослый озвучивал деятельность ребенка: называл цвета, пытался увидеть в линиях и каракулях реальные предметы и явления окружающей действительности («дорожка», «мячик», «солнышко» и т. д.). Такое внимание взрослого будет побуждать ребенка к совместному творчеству.

Лепка, как один из видов продуктивной изобразительной деятельности позволяет ребенку изобразить предметы в трехмерном пространстве способствует развитию пространственного восприятия, так как лепные фигуры имеют объем, детали предметов также располагаются в определенной относительности друг к другу.  К тому же дети очень любят обыгрывать лепные поделки. Развитие восприятия пространства, знакомство с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук являются вторым этапом развития восприятия. Взрослому необходимо помнить, что передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание. И еще одно, бесспорно, во время лепки: рука ребенка готовится к письму, кисть и пальцы получают необходимые, но в то же время и щадящие нагрузки.

Прежде чем нарисовать, вылепить или сконструировать предмет, ребенок должен обследовать его, выделить определенные свойства, признаки, сравнить этот предмет с другими, найти общее и отличия. Все это способствует развитию таких операций мышления, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация.

Занятия продуктивными видами изобразительной деятельности способствуют накоплению графических символов, образов у ребенка. При этом зрительные, двигательные, слуховые и тактильные анализаторы, включают в работу различные виды памяти одновременно (двигательную, зрительную, тактильную и слуховую). А так как дети получают удовольствие от процесса и результатов своей «художественной» деятельности, происходит интенсивное развитие эмоциональной памяти, а это одно из самых важных свойств детской памяти.

Продуктивные виды изобразительной деятельности, способствуют развитию как воссоздающего (репродуктивного), так и творческого (продуктивного) воображения детей. Очень важно учитывать тот факт, что детям нужна внешняя опора для создаваемых ими образов. Поэтому взрослому при организации занятий изобразительной деятельностью важно использовать в качестве образцов игрушки, картинки с предметами, которые планируется нарисовать или вылепить.

Хочу отметить, что в процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важным, считаю, воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.

Не могу не отметить, что при правильной организации занятия продуктивной деятельностью, оно также положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения.

Таким образом, продуктивная изобразительная деятельность выступает как определенная сторона психического развития ребенка, это процесс совершенствования и развития многих психических процессов одновременно: восприятия, мышления, памяти и речи. И самое важное, каждое занятие с включением подобных видов деятельности дарит детям радостное настроение, вызывает интерес и желание становиться лучше.

Хочу обратить особое внимание на то, что от нашей оценки продуктов изобразительной деятельности детей зависит самооценка ребенка, эмоциональное благополучие. Поэтому рекомендую обращать внимание на каждого ребенка, подбадривать его, хвалить (даже если работы несовершенны, ввиду малого возраста детей). И делать это не на бегу, не вскользь, а так, чтобы у ребенка загорелись глаза, чтобы он поверил в себя и захотел и дальше делиться с вами своими работами.