Влияние компьютерных игр на психическое развитие детей дошкольного возраста
консультация по психологии
Влияние компьютерных игр на несформированную детскую психику. Какие опасности скрываются за невинной игрой? Что нужно знать взрослым, чтобы компьютерные игры
не навредили ребенку?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Влияние компьютерных игр на психическое развитие
детей дошкольного возраста»
Влияние компьютерных игр на несформированную детскую психику
Яркость и динамизм виртуальных образов привлекают ребенка. Он получает возможность манипулировать новой интересной реальностью. В мире компьютерной игры он не ощущает себя беспомощным, сам все решает, всего добивается и чувствует себя при этом сильным, умным и взрослым. Игра предоставляет неограниченные возможности. Большой риск попасть в зависимость от игромании имеют дети, родители которых не дают им возможность реализоваться в повседневной жизни. Если ребенок не может реализоваться в реальном мире, на помощь приходит виртуальный.
Признаки, которые являются сигналом формирования зависимости
от виртуальных игр:
- Во время игры ребенок абсолютно перестает реагировать на просьбы, проявляет агрессию при попытке отвлечь его.
- Он постоянно говорит о компьютерных играх, с нетерпением ждет возвращения к монитору.
- Если запретить игры за компьютером или ограничить их время, у ребенка портиться настроение, возникает подавленное состояние.
- Оторванный от игры ребенок не может найти себе развлечения в реальном мире.
- Возникает острая потребность в иге.
Какие опасности скрываются за невинной игрой?
Первое, на что обращают внимание специалисты – это значительное повышение агрессивности у детей, которые играют в жестокие игры. Постоянное повторение «боевых действий» формирует установку на то, чтобы добиться результата, нужно быть максимально агрессивным. Уничтожая героев игры, ребенок чувствует наслаждение. Это провоцирует возникновение фиксации на агрессии. Она, в свою очередь, переноситься на взаимоотношения в реальном мире.
Дети, которые с раннего возраста увлекаются виртуальными играми, часто имеют значительные проблемы в сфере общения. Результаты исследований показывают, что они просто не заинтересованы в установлении контактов с окружающими. Они плохо понимают чувства и эмоции других людей, не учитывают их потребности, а значит, неспособны наладить продуктивное общение.
Дошкольники, которые много времени проводили за компьютерными играми, воспринимают визуальные образы, но плохо реагируют на звуковые сигналы. Это становится в дальнейшем причиной плохой обучаемости в школе. Они не способы адекватно реагировать на звуковые инструкции, что значительно понижает их успеваемость.
Игры, особенно в вечернее время, приводят к нарушению сна. Они сокращают глубокую фазу сна, во время которой отдыхает нервная система, перерабатывается и систематизируется полученная за день информация, что негативно влияет на развитие ребенка.
Психические расстройства, которые вызывает у детей чрезмерное увлечение компьютерными играми:
- демонстративность поведения;
- агрессивность;
- недостаточное развитие речи;
- чрезмерная возбудимость;
- расстройство сна;
- нарушение контакта с окружающими;
- тревожность;
- дезадаптация;
- нарушения эмоциональной сферы;
- проблемы с социализацией;
- нарушения концентрации внимания.
Некоторые специалисты утверждают, что грамотное использование компьютерных игр может оказывать на развитие ребенка позитивное влияние. Компьютерный мир предлагает игры для детей разного возраста. Дошкольники с помощью них учатся узнавать формы и цвета, запоминать буквы и цифры, у них развивается способность логически мыслить, воображать. Дети, играющие в развивающие компьютерные игры, отличаются широтой кругозора: у них прекрасно развито представление об
окружающем мире, обычно, они опережают своих сверстников в психическом развитии, легче усваивают учебный материал, уверены в своих знаниях. Изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным, так как ребенок не прилагает при этом особых усилий, у него начинает функционировать эмоциональная и образная память.
Работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук и зрительно-моторной координации. Дошкольник учится соотносить движения своих рук с результатами, которые он наблюдает на экране. Зрительно-моторная координация служит основой для овладения письмом и рисования.
Что нужно знать взрослым, чтобы компьютерные игры
не навредили ребенку?
1) Следим за временем
Для детей 5-7 лет можно проводить не больше одного компьютерного занятия в течение дня. Но не чаще трех дней в неделю, лучше во вторник, среду и четверг. После желательно делать гимнастику для глаз. Если работа за компьютером ведется в форме развивающих игр, то для детей пяти лет она не должна превышать 10 минут, шести-семи лет - 15 минут.
Для детей с хронической патологией, часто болеющих (более четырех раз в год) или в течение последних двух недель перенесших заболевание, продолжительность занятий должна быть сокращена. Для 5-летних - до 7 минут, 6-летних - до 10 минут.
2) Контроль
Нельзя дошкольника оставлять с компьютером один на один, необходимо следить за тем, во что он играет, как он ведет себя в процессе игры, какие эмоции она вызывает.
3) Общение с ребенком
Каким бы не был современным мир, какие бы требование не выставлял современному человеку, «живое» общение с родителем еще никто не отменял: беседуйте с ребенком, гуляйте, проводите больше свой досуг совместно. И тогда ребенок будет меньше тянуться к компьютерным играм и относиться к ним как к единственному средству развлечения. А будет обращаться к ним как к дополнительному средству получения знаний.
4) Соблюдайте дистанцию
Расстояние от экрана до глаз ребенка должно составлять 60 - 70 см. При этом линия взгляда должна приходиться на середину или верхнюю треть экрана. Этого можно достичь за счет мебели, которая соответствует росту ребенка. Например, приобрести стул с высокой спинкой и подлокотниками. Его конструкция обеспечивает поддержание рациональной рабочей позы, снижает напряжение мышц шеи, плеч и предупреждает утомление спины.
5) Да будет свет!
Освещенность на рабочем столе должна составлять 300 - 500 люксов, а на экране монитора - 300 люксов. Для чего рекомендуется дополнительно использовать настольную лампу для освещения клавиатуры. Но чтобы экран не блестел, лучше применять светильники рассеянного света, повесить жалюзи или обычные занавески на окна.
6) Следим за воздухом
Комнату, где установлен компьютер, нужно периодически проветривать для создания благоприятного микроклимата (19 - 21 °С, влажность воздуха 55 - 62%). Помимо этого, можно использовать промышленные и бытовые увлажнители воздуха или просто часто делать влажную уборку.
7) Проверяем настройки
Показатели яркости и контрастности дети легко могут сбить. Поэтому не забываем проверять настройки яркости изображения. Причем необходимо оптимально подобрать цвет фона (рекомендуются белые или желтые знаки на синем фоне, черные на зеленом или белом) и размер шрифта. Это снижает утомляемость ребенка.
Таким образом, следует позаботиться о качестве и количестве потребляемой ребенком компьютерной продукции, заинтересовать ребенка обучающими и развивающими играми, не допускать использования низкопробных игр и следить за временем, которое дошкольник проводит за компьютером.
Полностью ограничить ребенка дошкольного возраста от взаимодействия с компьютером в наше время достаточно сложно, и специалисты рекомендуют не прибегать к крайностям. Чтобы исключить вероятность возникновения зависимости от виртуальных игр, достаточно наполнить жизнь ребенка интересными яркими событиями. Если родители уделяют своему малышу достаточное количество позитивного внимания и предлагают захватывающие альтернативные виды деятельности, у него вырабатывается стойкий иммунитет к киберзависимости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние телевидения на психическое развитие детей дошкольного возраста
Телевизор и компьютер в наши дни прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как только ребенок начинает сидеть, его усаживают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказк...

Семинар-практикум для родителей «Влияние мультипликационных фильмов на речевое и психическое развитие детей дошкольного возраста»
На семинаре-практикуме родители старшей логопедической группы знакомятся с влиянием мультипликационных фильмов на развитие речи и психику детей дошкольного возраста. Они упражняются ...

Семинар-практикум для родителей «Влияние мультипликационных фильмов на речевое и психическое развитие детей дошкольного возраста»
Цель: познакомить родителей с влиянием мультипликационных фильмов на развитие речи и психику детей дошкольного возраста. Задачи: формировать представление родителей об эмоциональном благополучии дошк...

Влияние фитбол-гимнастики на всестороннее физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста
Статья посвящена влиянию фитбол мячей на организм ребенка....

«Влияние современных гаджетов и компьютерных игр на речевое развитие детей дошкольного возраста»
«Влияние современных гаджетов и компьютерных игр на речевое развитие детей дошкольного возраста»...
«Влияние компьютерных игр на психическое развитие детей дошкольного возраста»
Современный мир находится в эпохе развития информационных технологий, где компьютер выступает неотъемлемой частью нашей жизни. Дети проводят за компьютерами немало времени, пользуясь ими не толь...
Влияние продуктивной деятельности на психическое развитие детей дошкольного возраста
Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития детей дошкольного возраста, помогают ребенку передать свои впечатления об окружающем его мире. И напрямую связаны ...
