«Влияние современных гаджетов и компьютерных игр на речевое развитие детей дошкольного возраста»
консультация

Наталья Старостина
«Влияние современных гаджетов и компьютерных игр на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете № 2

ноябрь 2020г.

«Влияние современных гаджетов и компьютерных игр на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Подготовила и выступила воспитатель МБДОУ д/с № 3

Старостина Н.С.

Ноябрь 2020г.

За последнее десятилетие компьютер прочно обосновался в жизни каждого человека, как взрослого, так и ребенка. Трудно представить себе семью, в доме которой бы не было компьютера, а за появлением все новых производных гаджетов мы не успеваем следить. Наши дети, наблюдая за жизнью взрослых, все раньше начинают проявлять интерес к электронным устройствам, и, чаще того, не без помощи взрослых, которые вручают ребенку в руки телефон или что - то подобное, еще в раннем детстве. В этот период электронный гаджет помогает родителям в любой ситуации ожидания, например,в очереди в поликлинике, или же когда родители не могут или не знают, как занять ребенка, не находят времени для живого общения с ребенком: чтения книжек или игр. Электронные помощники выручают везде и всегда!

В результате этого появилась новая проблема – электронная зависимость детей, и что настораживает все более, детей дошкольного возраста.Связь «Компьютер - дети» год от года становится все прочнее.

Какое влияние оказывает электронная зависимость на развитие детей?

Электронная зависимость ведет к тому, что общение в виртуальном мире, компьютерные игры заменяют живое общение и совместные игры.Ребенку хорошо наедине со своим электронным «другом», никто ему больше не нужен.По данным ЮНЕСКО 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день ( а должно быть не более 1,5 – 2ч, с перерывом каждые 20 мин). Это не может не оставить свой отпечаток. В последние годы и родители,и педагоги всё больше жалуются на задержку речевого развития: дети позже начинают говорить, их речь бедна и примитивна.

Как показывают последние исследования, в настоящее время около 25 % детей 4-х лет имеют нарушения речевого развития (ОНР, ЗРР), проявления аутизма год от года увеличиваются. За последние два десятилетия произошел рост речевой патологии, более чем в 6 раз. По мнению зарубежных авторов, электронныеигрушкивлияют на развитие детей таким образом,что они учатсястрелятьраньше, чемговорить.  Следовательно, излишнее увлечение гаджетами, компьютерными играми приводит к снижению речевой мотивации и потребности в живом общении, в результате, ведет к речевому недоразвитию.

Ряд педагогов и психологов, рассматривая взаимосвязь компьютера и развития речи ребенка, размышляют о том, почему у зависимого ребенка отмечается снижение речевых функций, ведь ребёнок постоянно слышит речь, будь то героев мультфильма или компьютерной игры.  Делают вывод, что эти звуки являются для ребенка пустыми, они не обращены к нему лично, ребенок не включен в диалог не только слухом и артикуляцией, но и своими действиями. Эти звуки не вызывают у ребенка образы, не побуждают к действиям, ребенок остается пассивным слушателем

Давным-давно, еще в прошлом веке Борис Гребенщиков пророчески спел: «Наши телефоны будут наши друзья». Это очень печально и страшно, когда только телефон – друг, и не только телефон. В общем, когда вся реальность переходит в виртуальность, ребенку хорошо с телефоном или планшетом и никто ему больше не нужен.  А если это вошло в жизнь еще на раннем возрасте, ребенок  все чаще молчит, снижается его речевая мотивация и потребность в живом общении

Ребенку  не хватает «практики» общения. Все внимание уходит на зрительное восприятие картинки, на поглощение, а не на отдачу. Поэтому очень часто дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами. Как следствие, серьезно нарушается формирование внутренней речи. А ведь во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление, словом всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Вслед за речью у детей отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Им скучно рисовать, конструировать. Их ничего не интересует и не увлекает. Им малоинтересно общаться друг с другом. Ведь куда легче нажать на кнопку и ждать готовых развлечений. Растет число страхов у детей, в том числе не свойственных их возрасту, агрессия. Герои большинства западных мультфильмов позволяют себе грубить, хамить, бить друзей, высмеивать! Думаю вы обращали внимание на озвучку современных мультиков? Специально искаженные, шепелявые, гнусавые голоса! Это запоминается ребенком, и он начинает подражать «положительному» главному герою. Все это искажает картину мира ребенка, формирует неправильное представление о том, какой должна быть семья, дружба, какие качества ценны в человеке. В этих мультфильмах нет места таким качествам как доброта, милосердие, трудолюбие, спокойствие, мудрость. Показываемое насилие в "мультиках" и компьютерных играх учит презирать слабого, навязывает не только особый образ жизни, но даже особую манеру общения. 

Ученые провели исследования, в результате которых доказано, что дети, которые проводят за компьютером очень много времени, не могут грамотно писать и разговаривать. Современные технологии ведут к росту безграмотности среди школьников — дисграфии (человек не может грамотно писать) и дислексии (человек не может грамотно говорить и писать). 

После опроса родителей: «Как часто вы читаете детям?», «Проявляют ли дети инициативу,обращаются ли с просьбой почитать им?», было выявлено снижение интереса к чтению, дети быстро устают, отвлекаются. Многие дети слабо воспринимают информацию на слух, трудно заучивают стихи, затрудняются выстраивать логические связи после прослушивания текста. Это связано с тем, что слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений. В исследованиях Института педагогики и экологии медиасредств (Штутгарт, Германия) дается объяснение этому, детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они получают с экрана. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать детские книжки.

Задачами  ДОУ является всестороннее, гармоничное развитие ребенка, развитие его коммуникативных навыков, формирование средств коммуникации, речевой  готовности к обучению в школе.  ДОУ помнит о том, что от компьютера и гаджетов уже никуда не уйти, поэтому мы должно работать с семьями детей  по профилактике электронной зависимости у детей. Компьютер был ведь создан для того, чтобы помогать, развиваться, а не для того, чтобы нам  вредить.

Нам необходимо перенаправить внимание ребёнка с компьютера, как средства для игры, на компьютер – средство обучения, познания и развития.

Нужно сделать так, чтобы ребенок в игре получал задания и был вынужден использовать свой речевой опыт, а также мог развивать собственную речь и интеллект.

В этом нам могут помочь образовательныепрограммыпообучениюдетейдошкольноговозраста, где компьютернаяиграявляетсяэлементомзанятия,анепросторазвлечением. Если ДОУ оснащено мультимедийной установкой, интерактивной доской  можно использовать эти программы в образовательном процессе.

Если имеется выход в сеть интернет, то на помощь приходят сайты с развивающими онлайн играми. Сюда можно отнести следующие ресурсы:

Детская развивающая игра Домашний логопед. Учимся говорить правильно;
игра «Лунтик. Подготовка к школе», игра «Баба Яга учится читать»
- Программа «Говорящая русская азбука» Azbuka Pro 1.7;  «Эти трудные звуки»
- Коррекция речи. Логопедические упражнения (dvd-диск), издательство «Учитель» Волгоград, 2013

http://www.boltun-spb.ru/for_logoped.html (Болтунишка)

Материал для речевого развития детей.

https://ladushki.ru/  (Ладушки)

Живая азбука

http://razvivajka.ru/  (Развивайка)

Тренажер устного счета по уровням сложности, решение примеров, закрепление состава чисел, умножение и т.д.

http://www.teremoc.ru/game/game627 (Теремок)

Игры –пазлы, игры развивающие, счет, для девочек, английский и др

http://samouchka.com.ua/ (Самоучка)

материал для детей подготовительной группы

Обучение грамоте:

Знакомство с буквами

С какой буквы начинается слово?

Первая буква

Найди буквы

Учимся читать

Учимся читать - Сложи слова

Учимся читать - Создай рисунок

Учимся читать - "Причитывание" согласных

Учимся читать - Подпиши рисунокУчимся читать - Найди слово

http://www.logozavr.ru/1220/ (Логозавр)

Уроки мудрой совы (изучаем буквы, конструируем  их, развиваем звуковой анализ)

Математика, подготовка к школе

Логические игры

https://solnet.ee/ (Солнет )

Эти ресурсы можно использовать педагогам для подготовки занятий, при наличии мультимедийного экрана использовать как часть занятия с детьми, можно рекомендовать родителям для развития и обучения детей.

Через15минпосленачалазанятия(либоигры)закомпьютеромсдетьминеобходимопровестиспециальнуюгимнастикудляснятиязрительногонапряжения,авконцезанятия(игры)–физкультурнуюминуткудляснятиямышечногонапряжения.Длительностьзанятиязакомпьютеромопределяетсясанитарныминормами:25мин–длядетей5–6лет,30мин–длядетей6–7лет.

В нашей практике используются беседы с родителями на тему:  «Компьютер:  враг или помощник?»  Разработана памятка для родителей по профилактике электронной зависимости у детей с рекомендациями:

-установить строгий дозированный режим в использовании гаджета, - заменить простые игры на развивающие и обучающие,  - отслеживать качество и безопасность используемых компьютерных программ, мультиков, - найти совместное занятие с ребенком целью уменьшения времени сидения за электронным устройством, - ввести в семье традицию  «День без компьютера, интернета и игр».

Родители должны всегда знать, какие сайты посещает их ребенок, должны дозировать время его пребывания за монитором. В этом может помочь программа «КиберМама»  для ограничения времени работы на компьютере, позволяющая создавать расписание работы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ в интернет.

Разумно организованное, дозированное взаимодействие ребенка с электронными помощниками, под контролем взрослых, помогает избегать проблемы электронной зависимости у детей, и, как следствия, речевого недоразвития,  способствует  интеллектуальному развитию ребенка, приобретению новых знаний.

Взрослым следует помнить о принципе «Не навреди!». Не стоит опережать события, пусть ребенок играет, рисует, немного шалит, а с миром электронных средств познакомится тогда, когда это будет необходимо.

Список литературы

1.Белоусова М.В., Прусаков В.Ф., Уткузова М.А. Расстройства аутистического спектра в практике детского врача //Практическая медицина. – 2009. - №6. http://mfvt.ru

2. Карпов А.М.,Чудновский Е.В.,Герасимова В.В. и др. Компьютерная деятельность детей – фактор риска психических и личностных нарушений. Тезисы докладов III международного симпозиума «Феномены природы и экологии человека». – Казань, 1997. – с.201-202.

3. Керделлан К.,Грезийон Г. Дети процессора: как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. Пер.с фр. А. Лущанова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 272 с.

4. Развитие личности ребенка /под ред. Л.А. Головей. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 576 с.

5. Смирнова Е.О. Взрослеет поколение «экранных детей», каковы опасные последствия. /Статья доктора психологических наук. - Источник: eco-mir.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста.

Аннотация к методической разработке.Консультация для родителей.Тема: «Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста».Образовательная область: п...

Цель, задачи, положительные и отрицательные стороны авторских компьютерных игр в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Роль авторских компьютерных игр в речевом  развитии детей старшего и подготовительного дошкольного возраста....

Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста.

Живя в России и всем сердцем любя её, мы должны в совершенстве владеть русским языком, знать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном ...

«Влияние компьютерных игр на психическое развитие детей дошкольного возраста»

Современный мир находится в эпохе развития информационных технологий, где компьютер выступает неотъемлемой частью нашей жизни.  Дети проводят за компьютерами немало времени, пользуясь ими не толь...

Влияние LEGO-конструирования на развитие мелкой моторики рук при формировании речевого развития детей дошкольного возраста

В современной системе образования на первый план выдвигаются задачи формирования творческой личности, способной к активной умственной деятельности. А к...

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формир...

Влияние современных гаджетов на речевое развитие детей дошкольного возраста

Влияние современных гаджетов на речевое развитие детей дошкольного возраста...