Значение конструктивной деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста
статья по конструированию, ручному труду ( группа) по теме

Михайлова Ирина Анатольевна

Значение конструктивной деятельности, задачи, методы и приемы конструктивной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение конструктивной деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста.

Формирование конструктивной деятельности – важный этап в психическом развитии ребенка.

Сформированность конструктивной деятельности  определяет, прежде всего. Уровень наглядно-образного мышления. Развитие конструирования находиться в непосредственной зависимости от уровня сформированности восприятия, внимания, мышления, качества игровой деятельности, тонкой моторики и речевого развития ребенка.

С одной стороны, развитие конструктивной деятельности зависит от уровня психического и физического развития ребенка, с другой способствует формированию не только практических навыков и умений, но и развитию всех психических процессов, особенно творческого мышления.

Конструктивная деятельность также является основой формирования и закрепления представлений о величине и количестве, о различных плоских геометрических фигурах и объемных геометрических телах, играет важную роль в процессе формирования манипуляторной деятельности рук, развитие пространственных ориентировок, наглядных форм мышления.

Конструирование и строительные игры предоставляют огромные возможности для всестороннего развития личности и познавательной деятельности дошкольника. Занятия конструированием не только способствует развитию сенсорно-перцептивной деятельности, но и формирует умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач, стимулирует развития воображения, а так же способствует совершенствованию коммуникативных навыков и активизирует речевое развитие.

Кроме развития конструктивного праксиса и наглядных форм мышления, обучение конструированию способствует формированию глазомера, развитию способностей к анализу, положительно сказывается на регуляции произвольной деятельности ребенка.

Особую роль в конструктивной деятельности играет речевое сопровождение процесса: анализ образца, оречвление замысла, планирование последовательности деятельности, словесный отчет с анализом результата.

В процессе усвоения навыков конструирования складывается умение последовательно обследовать изображаемые предметы и образцы конструкция, выделять составные части сложной формы и устанавливать их взаимное расположение, соотносить модель и реальный отражаемый объект. Все это способствует овладению внешними ориентировочными действиями и последующему переводу их в план восприятия.

Конструирование занимает значительное место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Существующая система воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях предусматривает овладение детьми разнообразием методов приемов конструирования: создание построек из игрового строительного материала, разного по сложности и размерам, поделок из плоскостных геометрических фигур, из бумаги, картона, разнообразного природного материала и так называемого «бросового» материала. Дошкольная педагогика и психология неразрывно связывает все виды конструктивной деятельности детей с игрой.

Задачи, методы и приемы конструктивной деятельности постепенно и в соответствии с возрастом и наработанным детьми практическим опытом также постепенно усложняются. – от сюжетного конструирования – к решению более сложных конструктивных задач;

- от конструирования по готовому образцу – к конструированию по заданному сюжету или теме, далее по замыслу ребенка;

- от предварительного анализа замысла работы, планирования действий, контроля за выполнением анализа результата с помощью педагога, реализации замысла и самоанализа конечного результата.

Степень участия и роль педагога в обучении конструированию должна быть строго дозированной с постепенным и неуклонным уменьшением и одновременным развитием способности ребенка к самостоятельной целенаправленной деятельности. Развитие мышления непосредственно связано с развитием деятельности и восприятия. Трудности формирования навыков конструирования часто обусловлены недостаточным уровнем развития моторики, зрительно-моторной координации, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально волевой сферы. В то же время совершенствие наглядных форм мышления и конструктивного праксиса приводит к коррекции вышеперечисленных нарушений. Обучение конструированию рекомендуется проводить в несколько этапов:

- конструирование по образцу, составленному из частей;

- конструирование по нерасчлененному образцу;

-свободное конструирование ( ребенок использует приемы и конструктивные навыки, полученные на  предыдущих этапах обучения).

Разбирая образец на детали, а затем собирая их в модель, ребенок на практике осуществляет анализ и синтез. Формируется способность к целенаправленной деятельности. Развитие конструирования невозможно без достаточного уровня развития тонкой моторики, координации движений, пространственной ориентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей и родителей "Значение конструктивной деятельности в дошкольном возрасте".

Конструирование и строительная игра открывают большие возможности для формирования творчества детей, для всестороннего развития ребенка.    Понятие  конструирования подра...

Консультация для родителей. Значение конструктивной деятельности в развитии ребёнка

Значение конструктивной   деятельности   в развитии ребёнка...

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

Роль сенсорного развития детейдошкольного возраста с нарушением зрения и речи в ознакомлении с природой

Данный проект направлен на социализацию детей в обществе, предоставив слабовидящим максимальную возможность через все органы чувств познать природу, стать ее частью и сохранять по мере возможности ее ...

Семинар - практикум для воспитателей групп раннего возраста ДОО «Влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие детей раннего возраста»

В материале раскрывается проблема формирования интереса к конструированию у детей раннего возраста, которая занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное конструктивное творче...