Консультации для воспитателей и родителей "Значение конструктивной деятельности в дошкольном возрасте".
консультация по конструированию, ручному труду на тему

Порфирьева Марина Ивановна

Конструирование и строительная игра открывают большие возможности для формирования творчества детей, для всестороннего развития ребенка.

    Понятие  конструирования подразумевает под собой процесс детского творчества, в котором создается нечто новое для самого ребенка.

    Термин «конструирование» (от латинского слова construers-построение)  обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

    Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек. Таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения.

     Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определенной логике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение конструктивной деятельности в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе конструирование, поскольку оно  направлено на получение определенного продукта.

Термин «конструирование» (от латинского costructio - построение) обозначает определенное взаимоположение различных частей, элементов, где предмет предстает как единое целое.

Ни один другой вид продуктивной деятельности не расширяет так границы познания, как работа со строительным материалом, которая позволяет:

  1. познакомиться с сенсорными признаками предметов (формой, величиной и цветом), научиться оперировать ими;
  2. формировать и совершенствовать определенные типы перцептивных действий, необходимых для использования сенсорных эталонов, при анализе свойств реальных предметов; целенаправленные пробы, практическое применение и зрительное соотнесение;
  3. познакомиться на практике с пространственными соотношениями элементов: правее, левее, выше, ниже, рядом, перед, за;
  4. развивать мелкую мускулатуру рук и глазомер, учиться соизмерять мышечные усилия и тренировать координацию руки и глаза;
  5. формировать конструктивные способности; умение понимать и воспроизводить тот или иной объект сообразно замыслу;
  6. развивать узнавание образов, воплощать их в постройках, комбинировать знакомые образы в сюжетных постройках;
  7. тренировать речевые возможности: маленькому строителю нужно сформулировать замысел постройки;
  8. создавать основу для развития воображения;
  9. воспитывать даже в младшем дошкольнике самостоятельность: освоив строитель, ребенок может им заниматься, а взрослому остается только подкидывать задачи, создавать условия для творческого развития.

Выделяются два вида конструирования: техническое и художественное. 
К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов (деревянных окрашенных или неокрашенных деталей геометрической формы), из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков, некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов.
К художественному - конструирование из природного и бросового (использованного) материала, из бумаги.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами сказок. При этом они модулируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п.
Существует множество наборов деталей для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них есть наборы тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и др., которые используются как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда в качестве дополняющих основной строительный набор, где отдельные элементы накладывают друг на друга или приставляют один к другому.
Использование крупногабаритных мягких модулей, появившихся сравнительно недавно в качестве средства конструирования, наиболее соответствует умственным и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Крупные модули делятся на два типа: объемные и плоскостные, что позволяет создавать крупномасштабные как объемные, так и плоскостные конструкции. В отличие от мелких настольных материалов крупногабаритные модули позволяют детям создавать конструкции для игр, спортивных соревнований и т.п., соответствующие их росту.

Конструирование из крупных цветных мягких модулей является лишь относительно плоскостным, поскольку все его блоки имеют небольшую высоту. Однако создание конструкций из таких блоков отображают один из видов объемной фигуры. Поэтому детям необходимо четко определить характер их деятельности: они выкладывают из блоков не сам объемный предмет (как в другом виде конструирования), а только его изображение. Такое конструирование способствует развитию у детей не только комбинаторных навыков, но и умения видеть в плоскостном изображении фигуры ее объемность, что важно для успешной дизайнерской деятельности компьютерного конструирования.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит, по выражению А.В. Запорожца, к «формированию» своеобразных эмоциональных образов.
Природный материал (песок, снег, вода) для строительной деятельности можно использовать в играх детей уже в младших группах. Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке, используя как разный природный материал, так и всевозможные упаковки, в том числе картонные коробки разного размера, полки, веревки, пенопласт, пластиковые бутылки. Площадь участка и сами материалы позволяют детям создавать конструкции более масштабных размеров, что способствует успешному переходу детей от организации малого пространства к освоению и организации большого. При этом работа носит в основном коллективный характер.
В педагогической практике используются и другие виды конструирования - компьютерные, из плоскостных геометрических форм.
Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер.
На современном этапе развития технологии конструктивной деятельности появилась тенденция к объединению художественного и технического конструирования. Ярким примером синтеза технического и художественного конструирования может служить искусство оригами.
Таким образом, конструктивная деятельность позволяет вызвать у ребенка потребность к творчеству, развивается логическое, образное мышление, интегративные качества, любознательность, коммуникативность, трудолюбие, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Под руководством воспитателя ребенок, создавая красивое, ощущает себя значимым, умелым, способным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требова...

Консультация для воспитателей «Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

Подробное описание всех компонентов сюжетно-ролевой игры  в схемах  и  таблицах ....

Консультация для воспитателей: «Игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей:«Игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на прогулке»

laquo;Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на прогулке»...

Консультация для воспитателей: «Формирование познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на прогулке».

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний....

Консультация для воспитателей. «Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста».

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем  мире. »   В.А.Сухомлинский...