Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»
    консультация (младшая группа) по теме

    Сасова Нурья Шамильевна

    Подробное описание всех компонентов сюжетно-ролевой игры  в схемах  и  таблицах .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл консультация 30.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей.

    «Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста».

     Подготовила: воспитатель  Сасова Н.Ш.

    Москва, 2013

    «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем  мире. »   В.А.Сухомлинский                                                                                                                

               

                                             

                       * самостоятельность                                     *учебная деятельность

                       *активное участие в жизни взрослых

                       * познание окружающего мира

                       *  активное движение

                       *   общение                                                                                                                                                                                                      

    ◄Способ действия - взрослый, как носитель норм и образов действия.                                                                                                                  Взрослый для дошкольника значимая фигура - это и конкретная личность, и  носитель образцов человеческой культуры.

                                                 

                    

                                         

                              2                                                                    3

                                                       2           3

                              1

                    4                                                                           4                      

    1 Взрослый   (источник знания, способов  действия, типов взаимоотношений) -ребёнок.                                                                                                                        2Совместная игра со взрослым.                                                                                                     3 Игра со сверстниками.                                                                                                                     4 Усвоение норм, ребёнок  делает их «своими».

    ◄Игра в детском саду ( двучастная )

                                                                                          играющий партнёр

                                                                               

    I) Совместная игра детей и воспитателя

                                                                         носитель специфического «языка» игры

    II) Свободная  самостоятельная  деятельность  детей .

    ◄Структура сюжетно-ролевой игры.

    С/ р игра:

    - Тема (явления, отображаемые в игре );

    - Сюжет (ряд событий, происходящих в определённой последовательности);

    - Роль ( образ, игровая позиция - « я- водитель» ) ;                                               

    - Содержание ( игровые действия ( реальные, изображаемые ),  предметы                     ( реальные, заместители)) .

                                                                                   

    ◄Принципы организации сюжетно-ролевой игры.

    ◄Способы построения с/ р игры.

    Руководство сюжетно-ролевой игрой это процесс постепенной передачи       дошкольникам усложняющихся способов построения игры.

    Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей.

    Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко  выделяют следующие способы построения    

    игры:

    ☼ последовательность предметно-игровых действий, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие, используя соответствующие предметы, игрушки;

    ☼ ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы;

    ☼ сюжетосложение,  посредством которого ребенок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие.

    ◄ Стили руководства игрой.

    Руководство

    Прямое

    Косвенное

    Роль взрослого

    Главная (врач, мама, продавец)

    Второстепенная (покупатель, дочка, пассажир)

    Приёмы руководства

    Прямые указания (Пробей чек); конкретные или общие вопросы (Твоя дочка болеет? Что делать?);оказание помощи; совет по ходу игры; предложение новой темы .

    Советы, наводящие вопросы, создание проблемной ситуации и т.д.

    ◄Руководство с/р игрой в возрастных группах.

    Ролевое поведение (два аспекта):

    1 специфические действия с предметами  (доктор делает укол);

    2 ролевая речь (мама спрашивает у дочки, хочет  ли она кушать).    

    Возрастная группа

    Особенности руководства

                                           Цель

    Роль воспитателя

    Младшая группа    (3-4 года )

    Цель: Учить принимать на себя игровую роль и обозначит ее для партнера. Учитывать личные интересы каждого из детей.        

    Учить ребенка осуществлять специфические для роли условные предметные действия;                                          Формировать умение развертывать ролевое взаимодействие - ролевой диалог.                                                                  Формировать умение изменять ролевое поведении  в зависимости  какая роль  у партнеров.                               Формировать умение менять свою роль, если изменился сюжет.    Перевести внимание от действия с игрушкой на взаимодействие с партнером.

    Последовательность: 1)основная роль -(втягивание ребенка в совместную игру) «независимые»;        

    2) второстепенная роль  « взаимо-дополнительные»                                  

    3) воспитатель уступает основную роль другому ребенку, «замыкает»детей для ролевого взаимодействия.

    Средняя группа            (4-5 лет)    

      Цель: формировать умение изменять      ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, уметь менять игровую роль, обозначать свою новую роль для партнеров.      

    Необходимо:                                               1)использование  многоперсонажных сюжетов с определенной  ролевой  структурой, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными;              2)отказ от однозначного соответствия персонажей (ролей) количеству участников игры (персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников).

    Характер игры - свободная импровизация.

    Взрослый – участник, партнер.

    Старшая и подготовительная группы (5-7 лет)

    Цель: формировать умение комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. Учить новому способу построения игры совместному «сюжетосложе-нию».

    Формировать умение заменять речью действия с предметами.

    Продолжать учить детей слушать друг друга, вариант рассказа партнера.

    Учить выстраивать новые цепочки событий , соединяя разноконтекстные роли в самостоятельной совместной игре.    

    Последовательность:1)совместное «вспоминание»(пересказ) известной сказки;  2)частичное преобразование  известной сказки («расшатывание» сюжета); 3) придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов; 4) развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефоных разговоров»; 5) придумывание историй на основе реалистических событий.

    Особенность- игра-придумывание.

    Совместная игра:   •сначала с двумя           детьми  (пересказ сказки);                      

    •через 1-2 дня придумывание  общей сказки(преобразование);  

    •«наблюдатели» -пассивное участие других детей;

    •соединение творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием;            

    Для  осуществления  адекватных педагогических воздействий по отношению к сюжетной игре детей, необходимо:

    - хорошо понимать её специфику;

    - иметь представления о её развивающем значении;

    - знать о её особенностях на каждом возрастном этапе;

    - уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов;

    - выделять достаточное время для игры в режиме дня;

    - помнить, что конспект игры – это не застывшая  догма, а возможный проект, который  меняется в зависимости от конкретной ситуации.

    Список литературы

    1.Алиева Т.И., Антонова Т.В.,  Арнаутова Е.П. и др.  « Истоки»: Базисная программа развития ребенка-дошкольника /  науч. ред. Парамонова Л.А.и др.- М.: Просвещение ,2003

    2. Бондаренко И.В.  Игровые досуги для детей 2-5 лет .-  М.: Сфера , 2009.

    3. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие.- М.: Айрис Пресс, 2008.

    4. Виноградова Н.А. , Позднякова Н.В.  Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников : практическое пособие .- М. : Айрис  Пресс , 2008.

    5. Доронова Т. Н.  Играют взрослые и дети : из опыта дошкольных образовательных учреждений России.-  М. : Линка  Пресс , 2006.

    6. Зайцева И.В., Ветрова  И.Н.  Сюжетно-ролевые игры //Воспитатель  ДОУ.- 2009  № 10(28). С.48-56.

    7. Зворыгина Е.В.  Первые сюжетные игры малышей.- М.: Просвещение , 1988.

    8. Калиниченко А.В. , Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников : методическое пособие.- М.: Айрис Пресс, 2004.

    9. Козлова С. А. , Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ.сред. пед. учеб. завед.-  М.: AcademiA,  1998.

    10.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателей.- М.,2001.  

    12. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей.-  М.: Этрол Лада,  2005.                                                                                      

    13.  Соснина Г. Ярко, красочно, современно.//Дошкольное воспитание.-2009 №10 .С.124-125.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

    Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требова...

    Консультация для родителей на тему: "Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"

    «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста дома»

    Развитие детей старшего дошкольного возраста через игру в домашних условиях....

    Деловая игра для родителейна тему: «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

    Цель: создание условий для передачи педагогического опыта по теме «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста», используя различные методы работы с детьми....

    Консультация для педагогов ДОУ "Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"

    «Без игры, нет и, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий об окружающе...

    Деловая игра для воспитателей "Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"

    Методическая разработка для воспитателей по орагнизации игровой деятельности с дошкольниками....