Консультация для воспитателей. «Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста».
консультация
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. » В.А.Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_.docx | 30.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30
Консультация для воспитателей.
«Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста».
Подготовила: воспитатель Нажмудинова К.Н.
д. Фуньково, 2021г.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. » В.А.Сухомлинский
* самостоятельность *учебная деятельность
*активное участие в жизни взрослых
* познание окружающего мира
* активное движение
* общение
◄Способ действия - взрослый, как носитель норм и образов действия. Взрослый для дошкольника значимая фигура - это и конкретная личность, и носитель образцов человеческой культуры.
2 3
2 3
1
4 4
1 Взрослый (источник знания, способов действия, типов взаимоотношений) -ребёнок. 2Совместная игра со взрослым. 3 Игра со сверстниками. 4 Усвоение норм, ребёнок делает их «своими».
◄Игра в детском саду ( двучастная )
играющий партнёр
I) Совместная игра детей и воспитателя
носитель специфического «языка» игры
II) Свободная самостоятельная деятельность детей .
◄Структура сюжетно-ролевой игры.
С/ р игра:
- Тема (явления, отображаемые в игре );
- Сюжет (ряд событий, происходящих в определённой последовательности);
- Роль ( образ, игровая позиция - « я- водитель» ) ;
- Содержание ( игровые действия ( реальные, изображаемые ), предметы ( реальные, заместители)) .
◄Принципы организации сюжетно-ролевой игры.
◄Способы построения с/ р игры.
Руководство сюжетно-ролевой игрой это процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры.
Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей.
Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко выделяют следующие способы построения
игры:
☼ последовательность предметно-игровых действий, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие, используя соответствующие предметы, игрушки;
☼ ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы;
☼ сюжетосложение, посредством которого ребенок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие.
◄ Стили руководства игрой.
Руководство | ||
Прямое | Косвенное | |
Роль взрослого | Главная (врач, мама, продавец) | Второстепенная (покупатель, дочка, пассажир) |
Приёмы руководства | Прямые указания (Пробей чек); конкретные или общие вопросы (Твоя дочка болеет? Что делать?);оказание помощи; совет по ходу игры; предложение новой темы . | Советы, наводящие вопросы, создание проблемной ситуации и т.д. |
◄Руководство с/р игрой в возрастных группах.
Ролевое поведение (два аспекта):
1 специфические действия с предметами (доктор делает укол);
2 ролевая речь (мама спрашивает у дочки, хочет ли она кушать).
Возрастная группа | Особенности руководства Цель | Роль воспитателя |
Младшая группа (3-4 года ) | Цель: Учить принимать на себя игровую роль и обозначит ее для партнера. Учитывать личные интересы каждого из детей. Учить ребенка осуществлять специфические для роли условные предметные действия; Формировать умение развертывать ролевое взаимодействие - ролевой диалог. Формировать умение изменять ролевое поведении в зависимости какая роль у партнеров. Формировать умение менять свою роль, если изменился сюжет. Перевести внимание от действия с игрушкой на взаимодействие с партнером. | Последовательность: 1)основная роль -(втягивание ребенка в совместную игру) «независимые»; 2) второстепенная роль « взаимо-дополнительные» 3) воспитатель уступает основную роль другому ребенку, «замыкает»детей для ролевого взаимодействия. |
Средняя группа (4-5 лет) | Цель: формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, уметь менять игровую роль, обозначать свою новую роль для партнеров. Необходимо: 1)использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными; 2)отказ от однозначного соответствия персонажей (ролей) количеству участников игры (персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников). Характер игры - свободная импровизация. | Взрослый – участник, партнер. |
Старшая и подготовительная группы (5-7 лет) | Цель: формировать умение комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. Учить новому способу построения игры совместному «сюжетосложе-нию». Формировать умение заменять речью действия с предметами. Продолжать учить детей слушать друг друга, вариант рассказа партнера. Учить выстраивать новые цепочки событий , соединяя разноконтекстные роли в самостоятельной совместной игре. Последовательность:1)совместное «вспоминание»(пересказ) известной сказки; 2)частичное преобразование известной сказки («расшатывание» сюжета); 3) придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов; 4) развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефоных разговоров»; 5) придумывание историй на основе реалистических событий. Особенность- игра-придумывание. | Совместная игра: •сначала с двумя детьми (пересказ сказки); •через 1-2 дня придумывание общей сказки(преобразование); •«наблюдатели» -пассивное участие других детей; •соединение творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием; |
Для осуществления адекватных педагогических воздействий по отношению к сюжетной игре детей, необходимо:
- хорошо понимать её специфику;
- иметь представления о её развивающем значении;
- знать о её особенностях на каждом возрастном этапе;
- уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов;
- выделять достаточное время для игры в режиме дня;
- помнить, что конспект игры – это не застывшая догма, а возможный проект, который меняется в зависимости от конкретной ситуации.
Список литературы
1.Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. и др. « Истоки»: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / науч. ред. Парамонова Л.А.и др.- М.: Просвещение ,2003
2. Бондаренко И.В. Игровые досуги для детей 2-5 лет .- М.: Сфера , 2009.
3. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие.- М.: Айрис Пресс, 2008.
4. Виноградова Н.А. , Позднякова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников : практическое пособие .- М. : Айрис Пресс , 2008.
5. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети : из опыта дошкольных образовательных учреждений России.- М. : Линка Пресс , 2006.
6. Зайцева И.В., Ветрова И.Н. Сюжетно-ролевые игры //Воспитатель ДОУ.- 2009 № 10(28). С.48-56.
7. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей.- М.: Просвещение , 1988.
8. Калиниченко А.В. , Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников : методическое пособие.- М.: Айрис Пресс, 2004.
9. Козлова С. А. , Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ.сред. пед. учеб. завед.- М.: AcademiA, 1998.
10.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателей.- М.,2001.
12. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей.- М.: Этрол Лада, 2005.
13. Соснина Г. Ярко, красочно, современно.//Дошкольное воспитание.-2009 №10 .С.124-125.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»
Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требова...
Консультация для воспитателей «Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»
Подробное описание всех компонентов сюжетно-ролевой игры в схемах и таблицах ....
Консультация для родителей на тему: "Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь...
Консультация для педагогов ДОУ "Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"
«Без игры, нет и, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий об окружающе...
Консультация для воспитателей «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Классификация игр».
Консультация для воспитателей...
Деловая игра для воспитателей "Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"
Методическая разработка для воспитателей по орагнизации игровой деятельности с дошкольниками....
статья. Консультация для родителей «Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»
laquo;Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка...