Консультация для воспитателей. «Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста».
консультация

Нажмудинова К. Н.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем  мире. »   В.А.Сухомлинский                                                                                                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30

Консультация для воспитателей.

«Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста».

 Подготовила: воспитатель  Нажмудинова К.Н.

д. Фуньково, 2021г.

 «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем  мире. »   В.А.Сухомлинский                                                                                                                

           

                                         

                   * самостоятельность                                     *учебная деятельность

                   *активное участие в жизни взрослых

                   * познание окружающего мира

                   *  активное движение

                   *   общение                                                                                                                                                                                                      

◄Способ действия - взрослый, как носитель норм и образов действия.                                                                                                                  Взрослый для дошкольника значимая фигура - это и конкретная личность, и  носитель образцов человеческой культуры.

                                             

                

                                     

                          2                                                                    3

                                                   2           3

                          1

                4                                                                           4                      

1 Взрослый   (источник знания, способов  действия, типов взаимоотношений) -ребёнок.                                                                                                                        2Совместная игра со взрослым.                                                                                                     3 Игра со сверстниками.                                                                                                                     4 Усвоение норм, ребёнок  делает их «своими».

◄Игра в детском саду ( двучастная )

                                                                                      играющий партнёр

                                                                           

I) Совместная игра детей и воспитателя

                                                                     носитель специфического «языка» игры

II) Свободная  самостоятельная  деятельность  детей .

◄Структура сюжетно-ролевой игры.

С/ р игра:

- Тема (явления, отображаемые в игре );

- Сюжет (ряд событий, происходящих в определённой последовательности);

- Роль ( образ, игровая позиция - « я- водитель» ) ;                                               

- Содержание ( игровые действия ( реальные, изображаемые ),  предметы                     ( реальные, заместители)) .

                                                                               

◄Принципы организации сюжетно-ролевой игры.

◄Способы построения с/ р игры.

Руководство сюжетно-ролевой игрой это процесс постепенной передачи       дошкольникам усложняющихся способов построения игры.

Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей.

Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко  выделяют следующие способы построения    

игры:

☼ последовательность предметно-игровых действий, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие, используя соответствующие предметы, игрушки;

☼ ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы;

☼ сюжетосложение,  посредством которого ребенок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие.

◄ Стили руководства игрой.

Руководство

Прямое

Косвенное

Роль взрослого

Главная (врач, мама, продавец)

Второстепенная (покупатель, дочка, пассажир)

Приёмы руководства

Прямые указания (Пробей чек); конкретные или общие вопросы (Твоя дочка болеет? Что делать?);оказание помощи; совет по ходу игры; предложение новой темы .

Советы, наводящие вопросы, создание проблемной ситуации и т.д.

◄Руководство с/р игрой в возрастных группах.

Ролевое поведение (два аспекта):

1 специфические действия с предметами  (доктор делает укол);

2 ролевая речь (мама спрашивает у дочки, хочет  ли она кушать).    

Возрастная группа

Особенности руководства

                                       Цель

Роль воспитателя

Младшая группа    (3-4 года )

Цель: Учить принимать на себя игровую роль и обозначит ее для партнера. Учитывать личные интересы каждого из детей.        

Учить ребенка осуществлять специфические для роли условные предметные действия;                                          Формировать умение развертывать ролевое взаимодействие - ролевой диалог.                                                                  Формировать умение изменять ролевое поведении  в зависимости  какая роль  у партнеров.                               Формировать умение менять свою роль, если изменился сюжет.    Перевести внимание от действия с игрушкой на взаимодействие с партнером.

Последовательность: 1)основная роль -(втягивание ребенка в совместную игру) «независимые»;        

2) второстепенная роль  « взаимо-дополнительные»                                  

3) воспитатель уступает основную роль другому ребенку, «замыкает»детей для ролевого взаимодействия.

Средняя группа            (4-5 лет)    

  Цель: формировать умение изменять      ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, уметь менять игровую роль, обозначать свою новую роль для партнеров.      

Необходимо:                                               1)использование  многоперсонажных сюжетов с определенной  ролевой  структурой, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными;              2)отказ от однозначного соответствия персонажей (ролей) количеству участников игры (персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников).

Характер игры - свободная импровизация.

Взрослый – участник, партнер.

Старшая и подготовительная группы (5-7 лет)

Цель: формировать умение комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. Учить новому способу построения игры совместному «сюжетосложе-нию».

Формировать умение заменять речью действия с предметами.

Продолжать учить детей слушать друг друга, вариант рассказа партнера.

Учить выстраивать новые цепочки событий , соединяя разноконтекстные роли в самостоятельной совместной игре.    

Последовательность:1)совместное «вспоминание»(пересказ) известной сказки;  2)частичное преобразование  известной сказки («расшатывание» сюжета); 3) придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов; 4) развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефоных разговоров»; 5) придумывание историй на основе реалистических событий.

Особенность- игра-придумывание.

Совместная игра:   •сначала с двумя           детьми  (пересказ сказки);                      

•через 1-2 дня придумывание  общей сказки(преобразование);  

•«наблюдатели» -пассивное участие других детей;

•соединение творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием;            

Для  осуществления  адекватных педагогических воздействий по отношению к сюжетной игре детей, необходимо:

- хорошо понимать её специфику;

- иметь представления о её развивающем значении;

- знать о её особенностях на каждом возрастном этапе;

- уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов;

- выделять достаточное время для игры в режиме дня;

- помнить, что конспект игры – это не застывшая  догма, а возможный проект, который  меняется в зависимости от конкретной ситуации.

Список литературы

1.Алиева Т.И., Антонова Т.В.,  Арнаутова Е.П. и др.  « Истоки»: Базисная программа развития ребенка-дошкольника /  науч. ред. Парамонова Л.А.и др.- М.: Просвещение ,2003

2. Бондаренко И.В.  Игровые досуги для детей 2-5 лет .-  М.: Сфера , 2009.

3. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие.- М.: Айрис Пресс, 2008.

4. Виноградова Н.А. , Позднякова Н.В.  Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников : практическое пособие .- М. : Айрис  Пресс , 2008.

5. Доронова Т. Н.  Играют взрослые и дети : из опыта дошкольных образовательных учреждений России.-  М. : Линка  Пресс , 2006.

6. Зайцева И.В., Ветрова  И.Н.  Сюжетно-ролевые игры //Воспитатель  ДОУ.- 2009  № 10(28). С.48-56.

7. Зворыгина Е.В.  Первые сюжетные игры малышей.- М.: Просвещение , 1988.

8. Калиниченко А.В. , Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников : методическое пособие.- М.: Айрис Пресс, 2004.

9. Козлова С. А. , Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ.сред. пед. учеб. завед.-  М.: AcademiA,  1998.

10.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателей.- М.,2001.  

12. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей.-  М.: Этрол Лада,  2005.                                                                                      

13.  Соснина Г. Ярко, красочно, современно.//Дошкольное воспитание.-2009 №10 .С.124-125.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требова...

Консультация для воспитателей «Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

Подробное описание всех компонентов сюжетно-ролевой игры  в схемах  и  таблицах ....

Консультация для родителей на тему: "Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь...

Консультация для педагогов ДОУ "Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"

«Без игры, нет и, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий об окружающе...

Деловая игра для воспитателей "Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"

Методическая разработка для воспитателей по орагнизации игровой деятельности с дошкольниками....

статья. Консультация для родителей «Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

laquo;Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка...