Главные вкладки

    «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Классификация игр».
    консультация по физкультуре на тему

    Макушкина Татьяна Николаевна

    Консультация для воспитателей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_igra_osnovnoy_vid_deyatelnosti.docx23.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  автономное дошкольное  образовательное учреждение городского округа Саранск «Центр развития ребенка – Детский сад №90»

    Консультация для воспитателей:

    «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Классификация игр».

    Подготовила: Т.Н. Макушкина

    инструктор по физической культуре

    высшей квалификационной категории

    Саранск

    2016

    Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Классификация игр.

       Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. К сожалению, играми часто пренебрегают, ошибочно считая, что они лишь развлекают детей и развивают в них соперничество. Правильно подобранные игры являются эффективным средством для формирования морально-волевых качеств детей, подготовить их к нагрузкам, в том числе и к нагрузкам общения в школе, к которым дошкольник еще не привык. Ведь в игре дети самостоятельно общаются со сверстниками, их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок становится членом коллектива, учится оценивать свои действия и поступки. Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному и младшему школьному возрасту способ усвоения общественного опыта. Педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что игра – это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, внимательности, выражать свои мысли и строить диалоги, развивает речь. Ребенок учится выражать свои мысли, чувства, стремления, учится подчинять свою деятельность, мысли строгим правилам игры, учится быть целенаправленным.

        Воспитательное значение игры во многом зависит от мастерства воспитателя, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного и корректного руководства взаимоотношения детей. Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Игра – свободно развивающаяся деятельность, предпринимаемая ради удовольствия от самого процесса, а не от результата. Игре присущ творческий, импровизированный характер, т. е.игра, является своеобразным «полетом творчества» для ребенка.

    Почему игра является ведущим видом деятельности ребенка – дошкольника? Ответ прост: игра ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка.

        В игре, благодаря игровой мотивации, развиваются:

    . воображение и фантазия

    . коммуникативные способности

    . способность к символизации и преобразованию

    . функция общения

    . произвольность поведения

    . идеальный план

    . умение думать и др.

        В игре удовлетворяются основные потребности ребенка:

    . в движении

    . в общении

    . в познании

    . в самореализации, свободе, самостоятельности

    . в радости, удовольствии

    . потребность быть «как взрослый».  

    Отечественная классификация игр:

    Классификация П. Ф. Лесгафта, Н.К. Крупской базируется на степени самостоятельности и творчестве детей в игре:

    Игры делятся на две группы.

    1.Игры, придуманные самими детьми – творческие: режиссерские, сюжетно- ролевые, театрализованные, игры со  строительным материалом, игры – фантазирования, хороводные, игры – эксперименты.

    2. Игры, придуманные взрослыми – игры с правилами: дидактические, развивающие, подвижные спортивные игры, которые классифицируются с учетом разных оснований дидактические игры.

    В какие игры мы играем с детьми?

    1.дидактические

    2. сюжетно – ролевые

    3. театрализованные, режиссерские

    4. игры – фантазии

    5. строительно-конструктивные

    6. игры – экспериментирования

    7. подвижные игры.

        Дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка. Они расширяют представления малыша об окружающем мире, обучают ребенка наблюдать и выделять характерные признаки предмета (величину, форму, цвет) различать их, а так же устанавливать простейшие взаимосвязи.

    Виды дидактических игр: 

    1.Игры с предметами (игрушками).

    2.Настольно-печатные игры.

    3.Словесные игры.  

    Сюжетно – ролевые игры развивают символическую функцию мышления, самостоятельность, готовность к взаимопомощи, сотрудничеству, умение ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений. Такие игры могут стать той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог, применяя различные методы, формирует личность ребенка, ее духовную и общественную направленность.

    Театрализованные игры - это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

    Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

    Игры – фантазии способствуют развитию воображения, оригинальности мыслительной деятельности, умению находить решение в нестандартных ситуациях.

    Строительно-конструктивныеигры являются практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта.

    Строительно-конструктивные игры  значительно влияют на развитие ребенка-дошкольника, способствуют развитию у ребенка творчества, мышления, пространственного воображения, которые лежат в основе конструкторской деятельности. В процессе этих игр происходит формирование положительных взаимоотношений между сверстниками. Обычно, строительно-конструктивные игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Так же  у детей заметно развивается интерес к технике, они учатся доводить начатое дело до конца, видеть результат коллективного труда, его пользу.

       В замысле строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Это способствует развитию конструктивного мышления, умению создавать различные модели, расширяет знания детей о цвете, величине, форме .

    Игры – экспериментирования. Это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно – гигиенических умений, навыков, навыков ЗОЖ.

    Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Для успешного развития необходимо уделять больше внимание на создания условий, активности самих детей.

    Дошкольники учатся во время эксперимента ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

    В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

    - Как я это делаю?

    - Почему я это делаю именно так, а не иначе?

    - Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

    Подвижные игры привлекают детей возможностью применить свои знания и умения для решения конкретной двигательной задачи в условиях меняющейся игровой обстановки. Физические качества – сила, ловкость, быстрота, выносливость – развиваются и совершенствуются в процессе подвижных игр. Игры помогают развивать у детей умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, подчинять личные интересы интересам коллектива, воспитывают сдержанность, самообладание, дисциплину, чувство ответственности за успех звена, команды.

    Как играть с детьми?

        Игра должна приносить радость. Не заставляйте, а заинтересовывайте. Все задания должны делать самостоятельно. Успех в самом начале, начинать надо с посильных задач. Увлечение детей приходит ( волнами ), когда у ребенка остывает интерес, «забывайте» об игре на пару месяцев. Запретный плод сладок. Пусть игры стоят на видном, но не очень доступном месте. Оживляйте игру сказкой или рассказом. Больше хвалите за успехи. Создавайте в игре непринужденную обстановку.

        В заключении хочется сказать, что игра как психологическая проблема дает еще  много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от воспитателя. Воспитание ребенка это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на Земле. Когда мы вместе с детьми бегаем, гоняем мяч, катаемся с горки, дети начинают верить, что их воспитатели не всегда были взрослыми и мы становимся ближе к друг другу.


    Список используемой литературы:

    1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забавы или пагуба?: Современный ребенок в «игровой цивилизации». – М.: Данилов Благовестник, 1999.

    2. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.

    3. Васильева О.К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников.- СПб. Винникотт Д. Игра и реальность. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2002.

    4. Занозина А, Гришанина С. Перспективное планирование физкультурные занятий с детьми 6-7 лет. Линка-Пресс, 2008.

    5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Изд. Центр «Академия»,  2006 тство-Пресс, 2003.

    6. Миллер С. Психология игры. – СПб.: Университетская книга,1999.

    7. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1982.

    8. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/teatralizovannye-igry-i-uprazhneniya-dlya-mladshih-doshkolnikov/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

    Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требова...

    Консультация для воспитателей «Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

    Подробное описание всех компонентов сюжетно-ролевой игры  в схемах  и  таблицах ....

    Презентация "Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"

    В презентации раскрыта роль игры, как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста, представлены все виды игры. Каждый вид сопровождается фотографиями детей в игре....

    Деловая игра для родителейна тему: «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

    Цель: создание условий для передачи педагогического опыта по теме «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста», используя различные методы работы с детьми....

    Деловая игра для воспитателей "Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"

    Методическая разработка для воспитателей по орагнизации игровой деятельности с дошкольниками....