Главные вкладки

    Статья по теме:
    Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Классификация игр.

    Кожунова Надежда Викторовна
    Учебный материал по педагогике.
     
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kontrolnaya_po_pedagogike.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Классификация игр.

    План:

    1. Происхождение игры.
    2. Социальный характер игры.
    3. Значение игры в развитии и воспитании детей.
    4. Место игры в организации детской жизни.
    5. Условия для организации игровой деятельности.
    6. Классификация детских игр: творческие игры ( режиссёрская, сюжетно-ролевая, строительно-конструктивная, театрализованная), игры с правилами (игры с предметами и игрушками, дидактические игры, подвижные игры).
    7. Использование игры в семейном воспитании.

    В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что проливает свет на её природу.

    Большинство современных учёных объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определённом этапе развития общества. В начале XX века не было единодушия в решении вопроса, что является первичным в истории человечества: труд или игра. Впервые с утверждением о том, что «игра – это дитя труда», выступил немецкий психолог и философ В.Вунд, а в дальнейшем эту точку зрения развил русский философ Г.В. Плеханов в работе «Письма без адреса» (1912). Он пришёл к выводу, что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. В истории общества труд старше искусства и игры: сначала были земледельческие работы, охота, войны, а затем это находило отражение в плясках, песнях, элементах драматического и изобразительного искусства.

    Д.Б. Эльконин считал, что на заре существования человеческого общества детской игры не было. Дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых (сбор плодов, кореньев, ловля рыбы и др.).

    Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, земледелию привели к изменению положения ребёнка в обществе: малыш уже не мог принимать участие в работе взрослых, поскольку она требовала умений, знаний, сноровки, ловкости и т.д. Взрослые стали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых действиях (лук, копьё, аркан). Возникли игры-упражнения, в ходе которых ребёнок овладевал необходимыми навыками и умениями в использовании орудий труда, так как игрушки были их моделями.

    Наконец, с возникновением различных ремёсел, развитием техники, сложных орудий труда игрушки перестали быть моделями последних. Игрушки становятся образами орудий труда. Возникает ролевая игра, в которой находит удовлетворение свойственное маленькому ребёнку стремление к активному участию в жизни взрослых. Ребёнок в воображаемой ситуации воспроизводит действия, поведения, взаимоотношения взрослых. Следовательно, ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врождённых инстинктов, а в результате вполне определённых социальных условий жизни ребёнка в обществе.

    Социальное назначение игры заключается в том, что она служит средством передачи «культурных ценностей из рода в род», подготавливает детей к труду. Игра имеет социальную основу. Детские игры и прежних лет, и сегодняшней жизни убеждают, что они связаны с миром взрослых. В первые годы жизни у ребёнка преобладает интерес к предметам, вещам, которые используют окружающие. Поэтому в играх детей этого возраста воссоздаются действия взрослого с чем-то, с каким-то предметом (ребёнок готовит еду на игрушечной плите, купает куклу в тазике). А.А. Люблинская очень метко назвала игры малышей «полуигрой-полутрудом».

    В развёрнутой форме ролевой игры (с4-5 лет), на первый план выступают отношения между людьми, которые осуществляются через действия с предметами, а иногда и без них. Таким образом, игра становися способом выделения и моделирования  (воссоздания в специально-созданных условиях) отношений между людьми, а следовательно, начинает служить усвоению социального опыта.

    Игра социальна и по способам её осуществления. Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребёнок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребёнка, а это обусловливает её развивающий эффект.

    Значение игры в развитии и воспитании детей. В ходе социально-исторического развития человеческая игра приобретает всё большее значение для формирования личности ребёнка. С её помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.

    Место игры в организации детской жизни.

     В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребёнок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности(стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, потребность в познании окружающего мира, потребность в активных движениях, потребность в общении); в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности (труд, учение); игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребёнка, его психических процессов, в том числе воображения (благодаря способности переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями (кубик становится мылом, утюгом, хлебом, машинкой, которая едет по столу-дороге и гудит) дети используют в игре предметы-заместители). Широкое использование предметов-заместителей в игре в дальнейшем позволит ребёнку овладеть другими типами замещения, например моделями, схемами, символами и знаками, что потребуется в учении.

    Условия для организации игровой деятельности. Взрослые способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники,


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

    Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требова...

    Консультация для воспитателей «Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

    Подробное описание всех компонентов сюжетно-ролевой игры  в схемах  и  таблицах ....

    Презентация "Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"

    В презентации раскрыта роль игры, как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста, представлены все виды игры. Каждый вид сопровождается фотографиями детей в игре....

    Деловая игра для родителейна тему: «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

    Цель: создание условий для передачи педагогического опыта по теме «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста», используя различные методы работы с детьми....

    Деловая игра для воспитателей "Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"

    Методическая разработка для воспитателей по орагнизации игровой деятельности с дошкольниками....