Развитие сенсомоторных функций у детей 1-го года жизни
статья по коррекционной педагогике по теме

Полянская Ирина Валерьевна

Статья раскрывает значение сенсомоторного воспитания ребенка 1 года жизни, закладывающего основу для физического, психического и личностного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_sensomotornyh_funktsiy_u_detey_1-go_goda_zhizni.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ранний возраст – это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Как показывают современные исследования, возможности ребенка велики. Двухнедельный ребенок следит за перемещающимися предметами, в три недели он внимательно рассматривает предметы окружающей обстановки, различает даже близкие цветовые тона: красный и оранжевый, оранжевый и желтый и т.д. В первые месяцы жизни особое значение имеет сенсорное воспитание. Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, благодаря чему формируется целостная интегративная деятельность – сенсомоторное поведение, которое составляет основу психического развития ребенка.      Для нормального созревания мозга необходимо активное функционирование анализаторов (органов чувств). А развивающийся мозг будет способствовать развитию анализаторных систем. Если ребенок не имеет достаточного количества внешних впечатлений, развитие его резко замедляется.

К органам чувств относятся глаза, уши, нос, язык, кожа. При их функционировании возникают зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Глаза младенца после рождения готовы к ощущению. Дети слышат звуки еще до рождения. После рождения это восприятие совершенствуется. Появляется слуховое сосредоточение, т. е. малыш начинает прислушиваться к звукам. Появляется координация между слухом и зрением. Уже в 2 месяца ребенок поворачивает голову в сторону источника звука. На сильные шумы дитя начинает реагировать дрожанием тела, движением головы, при неожиданном шуме ребенок нередко закрывает глаза. Ощущение и восприятие – это процессы отражения предметов и явлений окружающей действительности. Ощущения возникают при воздействии на организм отдельных свойств предметов (запаха, вкуса, звука, двигательных стимулов).

Восприятие  - это целостное отражение объектов и явлений окружающего мира. Процесс восприятия тесно связан с речью, мышлением, памятью, представлениями. К моменту рождения дети реагируют на запах. Об этом можно судить по мимике, дыханию, общим движениям. О наличии обонятельных ощущений в первые дни жизни можно судить по тому, что малыш узнает грудь матери, издающую очень тонкий запах. Если поднести к его носу сильно пахнущее вещество ребенок проявляет сильное беспокойство, как бы стараясь отвернуться от неприятных ощущений. Скажем несколько слов о развитии осязания, вначале развивающегося самостоятельно, а затем под контролем зрения. Наиболее развита осязательная чувствительность губ у ребенка. Губы долго являются главным органом осязательного познания: дети очень долго стремятся отправить в рот всякую попавшуюся в руки вещь, точно они только тогда по-настоящему знакомятся с ней. К концу третьего месяца губы служат в качестве органа осязательного восприятия, к этому же времени начинает развиваться хватание рукой.

С рождения у младенца наблюдаются только простейшие зрительные рефлексы: ориентировочная реакция - поворот глаз и головы к источнику света; зрачковая реакция - сужение зрачка при усилении освещения; защитная реакция - зажмуривание глаз или поворот в сторону от очень яркого света. Новорожденный способен видеть на очень небольшом расстоянии. В 10 дней малыш может «поймать взглядом» медленно движущийся предмет. В 18-20 дней кроха может зафиксировать взгляд на лице взрослого или при остановке движущегося предмета в течение нескольких секунд (2-5). В период новорожденности на основе имеющихся зрительных и слуховых реакций происходит познание окружающих предметов, их физических свойств. Так, на 5 – 6 день после рождения ребенок начинает более или менее устойчиво следить взглядом за предметом. Познавательная деятельность детей младенческого возраста, качественно отличается от познавательной деятельности взрослого:

  1. Она выделяется как особая, специфическая деятельность, переплетаясь с другими ведущими линиями развития ребенка. Это определяется развитием восприятия, формированием основных движений, совершенствованием действий руки, овладением речью, приобретением первых социальных навыков и т.д.
  2. Ребенок  1 – го года жизни не способен к сложной деятельности, но начало уже положено: он проявляет интерес ко всему окружающему.
  3. Внимание младенца привлекает, как правило, все движущееся, яркое, издающее звуки. Он пытается познать мир, который предстает перед его глазами. Но наибольший интерес ребенок проявляет не к предметам, а ко взрослому человеку, который берет его на руки, переносит с места на место, разговаривает с ним, улыбается ему, показывает игрушки, совершает различные действия с разными предметами. Уже на первом месяце жизни ребенок выделяет из всей многообразной действительности человека, особым образом реагируя на его эмоциональные проявления, речевое общение, действия.    

        Первые проявления познавательной активности ребенка связаны с ориентировочными реакциями, на основе которых возникают сначала отклик на воздействие извне, а несколько позднее своеобразная манипулятивная деятельность с предметами. При этом активность ребенка поддерживается таким свойством ориентировочных реакций, как способность возникать при появлении каждого нового объекта. Именно этой функцией мозга и объясняется неиссякаемый интерес ребенка к окружающему его миру, который для него так велик и многообразен, что в первые месяцы жизнь ребенка представляет собой цепь бесчисленных, сменяющих друг друга ориентировочных реакций. Нервная система и органы чувств новорожденного ребенка обеспечивают не только восприятие зрительных, слуховых, тактильных, температурных раздражителей, но и элементарный анализ их качества и силы. Это и помогает младенцу выделять все новое и новое в окружающем, а со временем и более дифференцированно анализировать его. Ученые доказали, что грудного ребенка интересуют те виды форм, которые впоследствии будут помогать ему узнавать предметы, реагировать на других людей и ориентироваться в пространстве, то есть информация, существенная для выживания.

У детей, родившихся в асфиксии, перенесших родовую травму или другие болезненные состояния в период родов, т.е. у детей «группы риска» важно с первых месяцев их жизни стимулировать накопление чувственного опыта, развивать моторную активность. Малыша необходимо как можно раньше научить комплексному обследованию и познанию окружающих предметов с помощью совместной деятельности зрения, слуха, тактильно-кинестетического восприятия. Первым необходимым условием успешности этой работы является правильная организация сенсорно-моторного окружения.

Известно, что уже с первых недель жизни у ребенка развивается бинокулярное зрение (одновременное восприятие предметов двумя глазами), что позволяет ему видеть предметы. К концу первого месяца младенец уже фиксирует глазами крупные предметы и в последующем следит глазами за передвигающимися крупными и яркими предметами и людьми. Контрастная чувствительность, т.е. способность различать небольшую разницу в яркости соседних поверхностей, низка при рождении. Новорожденный способен видеть объекты, имеющие высокий контраст, например глаза и губы на лице человека. Этого достаточно для ранней коммуникации, так как новорожденный видит и имитирует некоторые основные выражения лица. Контрастная чувствительность быстро повышается на протяжении первого года жизни ребенка и достигает уровня взрослых к концу третьего года. Цветовое зрение младенцев изучено недостаточно. Цветовая чувствительность двухмесячного ребенка и взрослого сходны. В течение нескольких первых недель жизни младенец интересуется высококонтрастными черными и белыми изображениями, имеющими простые геометрические формы. Ребенок рассматривает их дольше, чем сложные черно-белые изображения или цветные изображения или объекты. Предпочтение простых форм исчезает в возрасте двух месяцев. Затем ребенок начинает интересоваться новыми и более сложными зрительными объектами. Интерес к новому – типичная черта нормального младенца.

        Управление движениями глаз у новорожденного еще не совершенно. Однако рефлекс фиксации, основа развития зрения, отмечается при рождении. Этот рефлекс есть даже у недоношенных детей, рожденных после 33 недель беременности. Новорожденный обычно фиксирует объект (т. е. смотрит на него) и пытается проследить его движения глазами, когда объект медленно перемещают в горизонтальной плоскости. Чтобы младенец прослеживал движение, подчас требуются очень привлекательные объекты, например лицо или мигающий свет. Нередко ребенок гораздо лучше фиксирует любимую игрушку. Движение по вертикали иногда наблюдается при рождении, хотя обычно появляется в возрасте от четырех до восьми недель. В первые недели движения глаз прерывистые и не координированные, но они становятся плавными в течение второго месяца. К концу первого года жизни прослеживание движущегося объекта еще не совершенно. Корректирующие движения, необходимые для поддерживания фиксации объекта, младенца медленнее, чем у взрослого человека. Таким образом, изображение объекта прыгает из стороны в сторону. Новорожденным свойственны и саккадические движения, т.е. скачки глаз для перевода взгляда на объект, появляющийся на периферии поля зрения, но они очень медленные. Взрослый перемещает глаза на периферический объект одним движением, а младенец для достижения фиксации совершает несколько движений меньшей амплитуды. У шестимесячного ребенка саккадические движения быстрые и точные. Они комбинируются с одновременным поворотом головы и попыткой дотянуться до объекта рукой.

В течение первого месяца жизни младенец начинает смотреть на объекты, находящиеся близко от его лица. Он особенно интересуется человеческими лицами и очень внимательно смотрит в глаза взрослому. Задача взрослого – вызвать слежение глазами за перемещающимися предметами. В возрасте шести месяцев ребенок наблюдает за тем, что его окружает, смотрит на игрушки и на то, как они падают из его рук, узнает любимые игрушки и еду на расстоянии. Для развития зрительно-слуховых связей используют звучащие игрушки. Ребенка учат отыскивать взором звучащий предмет, расположенный на разном расстоянии и в различном направлении от ребенка. Большое значение имеет развитие ощупывающих движений рук малыша одновременно со зрительной фиксацией ощупываемого предмета. С этой целью ребенку вкладывают в руку различные по форме, величине, тяжести, фактуре игрушки и предметы и привлекают его зрительное внимание к объекту, находящемуся в руке. Ребенка побуждают к захвату предметов и помогают ему в его осуществлении. Предметы и игрушки подбирают соответственно психомоторным возможностям ребенка и его возрасту. Работа по развитию зрительно-моторной координации и дифференцированных движений рук проводится в соответствии с нормальными закономерностями развития этих функций у здорового ребенка.

От 1 до 3 месяцев. В этот возрастной период ребенок делает колоссальный прорыв в развитии зрительных реакций. Некоторые специалисты считают, что в это время в основном и происходит развитие глазо-двигательного аппарата. Какие же новые способности можно обнаружить у младенца в этот период? Их очень много.

К концу первого месяца жизни ребенок может фиксировать взгляд на неподвижных предметах. К двухмесячному возрасту у ребенка появляется бинокулярная фиксация (т. е. устойчивое фиксирование предметов двумя глазами), являющаяся основой бинокулярного зрения. Острота зрения приближается в среднем к 0,05±0,01, как у глубоко слабовидящего человека. Длительность фиксации лица взрослого или неподвижного предмета к 3 месяцам достигает 7-10, а иногда и 25 минут. Продолжают развиваться прослеживающие движения глаз. Совершенствуется возможный маршрут слежения. Меняется характер движения - постепенно прослеживающие движения глаз становятся плавными. (Ребенок прослеживает предмет или лицо взрослого, иногда «теряя» его). Увеличивается угол, на котором возможно прослеживание, - от 90 градусов в 1-1,5 месяца до 180 градусов в 2,5-3,5 месяца. В 3 месяца малыш длительно прослеживает движущийся предмет (в горизонтальной и вертикальной плоскости), лежа на спине и в вертикальном положении на руках взрослого. В 2,5-3 месяца возникает многократный перевод взгляда с одного предмета на другой. К 3 месяцам острота зрения возрастает до 0,07±0,01. Появляется чувствительность к цвету. К 3 месяцам формируется согласованность движений глаз с движениями головы и туловища. В 3 месяца появляется новое положение, в котором малышу следует «рассматривать» и прослеживать картинки и предметы - лежа на животе. В этот период является эмоционально-личностное общение с ребенком. Общение, направленное на развитие его зрительных и слуховых реакций, расширяет ориентировку в окружающем мире, способствует развитию движений рук, а в дальнейшем общих движений и речи. Ребенок не только следит за движущейся игрушкой и сосредотачивается на неподвижной игрушке, но и устанавливает связь между зрительными и слуховыми впечатлениями.

В период 1 – 3 месяцев развивают зрительное и слуховое внимание, высоко звучащие игрушки вкладывают в руку ребенка с целью развития тактильных ощущений при дополнительной зрительной стимуляции. На основе зрительного и слухового сосредоточения появляются певучие звуки: а-а, э-э, о-о… В развитии движений, прежде всего, надо создать условия для развития у ребенка умения удерживать голову в вертикальном положении. Как только малыш начал держать голову, необходимо развивать упор его ног.

Ранняя стимуляция доречевого развития: проводится тактильная стимуляция губ, развитие слухового внимания, стимуляция гуления. Главная задача этого периода – установление контакта с ребенком с помощью экспрессивной речи. На базе общения происходит развитие потребности в использовании врожденного механизма – звукопроизношения.

В возрасте 3 – 5 месяцев. В этом возрасте у малыша продолжают совершенствоваться зрительные реакции, увеличивается чувствительность к контрастным и цветовым стимулам. Последние исследования ученых показали, что, начиная с 3-х месячного возраста, цветовое восприятие младенцев практически не отличается от такового у взрослых. Острота зрения к 4 месяцам возрастает до 0,1±0,01. В 4 месяца - зрительно узнает близкого взрослого; с 4,5-5 месяцев - начинает различать форму предметов; в 5 месяцев - различает близких и чужых людей по внешнему виду. Приблизительно в 3 месяца ребенок начинает изучать свои ручки. Он может приближать их к глазам и двигать пальчиками. Это первая стадия в развитии очень важной функции - зрительно-моторной координации. После трех месяцев необходимо продолжать учить фиксировать объект, занимаясь с ним, когда ребенок находится в разных положениях.

К четырем месяцам ребенок начинает тянуться к заинтересовавшему его предмету. Поскольку зрение только начинает участвовать в контроле движения рук, то вы увидите, что малыш часто промахивается.

К 5 месяцам «программа» хватания увиденного предмета совершенствуется: при приближении к предмету кисть руки раскрывается и поворачивается так, чтобы предмет удобно было схватить. Поэтому малышу нужно давать предметы, разные по форме и размеру. Голосовые реакции начинают приобретать некоторую самостоятельность. Гуление занимает значительную часть бодрствования, в 5 – 6 месяцев ребенок вступает в период лепета.

В возрасте 4 – 8 месяцев развивают функцию активного, произвольного захвата игрушек, варьируя величину, фактуру, вес игрушек. В этот период ребенок начинает понимать речь взрослого.

Ранняя стимуляция доречевого развития:

 гимнастика губ – сближают губы вместе и растягивают их в стороны, пока не почувствуют сопротивление.

Собирают губы в морщинки, пока ребенок не начнет сопротивляться этим движениям.

Побуждают ребенка тянуться к соске, пище.

Стимулируют движения языка путем надавливания на его кончик ложкой в момент кормления.

Стимулируют движения языка при помощи шпателя.

Побуждают жевание: держат пальцы под подбородком, когда ребенок пытается жевать, пассивно помогая ему в этом, подталкивая нижнюю челюсть вверх и вниз.

Стимулируют лепет и слуховое внимание.

В возрасте 9 – 18 месяцев развивают возможность узнавать знакомые предметы на расстоянии, захватывать с участием большого пальца и конечных фаланг других. В игре учат исследовать предметы путем повторных проб действий с ними, в том числе и проб с опорожнением и наполнением. В процессе коррекционной работы развивают зрительно-тактильные связи, проводят активные игры с ребенком – складывание кубиков, игры с песком и водой, простейшими сборными игрушками.

Ранняя стимуляция предречевого развития: 

Стимулируют и развивают жевание.

Развивают возможность одновременного восприятия ритмичных звуков и зрительного восприятия движений руки взрослого.

Развивают слуховое внимание и элементарную звуковую дифференцировку, а также определение звука в пространстве различными звучащими игрушками.

 Закрепляют связь между словом, предметом и простейшим действием. Обучают ребенка давать предмет по просьбе взрослого.

По подражанию развивают интонацию просьбы.

Для развития зрительных функций у детей первого года жизни полезно использовать в играх карточки, помогающие упражнять глаза малыша воспринимать различные линии, формы, цвет. Особенно важны они для детей с ослабленным зрением, рожденных физиологически незрелыми, недоношенных, маловесных, с проблемами в развитии.

Последовательность показа карточек соответствует этапам развития зрительной системы ребенка. У всех малышей первого месяца жизни острота зрения очень низкая, и обнаружить, выделить из фона объект ребенку легче, если этот объект контрастен фону и имеет четкий контур. Следовательно, первые изображения будут черно-белые. Поскольку у грудных детей, как утверждают ученые, существует врожденный механизм опознания человеческого лица и уже в 5 – 7 минут от рождения он видит лицо, то первая карточка, которую можно использовать для развития зрительного восприятия будет черно-белое изображение человеческого лица.

        С ростом и развитием ребенка изменяются острота зрения и другие зрительные функции, поэтому изображения на карточках предлагаются цветные, но все еще достаточно контрастные.

После шести месяцев  - крупные картинки с четким черным контуром, яркого цвета, с изображением тех предметов, которые ребенок видит часто: яблоко, банан, мячик и т.д. При рассматривании изображения фруктов или овощей, можно предложить ребенку кусочек этого фрукта или овоща. Вкусовые ощущения обогатят впечатления ребенка. Необходимо дать возможность малышу не просто смотреть, а видеть многообразие признаков предметов. Только так, из разнообразия цветов, форм, величин создается зрительный образ конкретного предмета, похожего на другие или совсем не похожего на них.

        Таким образом, дети уже в раннем возрасте способны регистрировать большую часть информации, доступную взрослым людям, но могут перерабатывать меньшую ее долю. В результате созревания, по-видимому, развивается способность к переработке большого количества информации. Задача педагога заключается в том, чтобы увеличивать количество информации, предлагаемой детям. И тогда возникнут благоприятные основы для их последующего развития и совершенствования. Все психические процессы у ребенка развиваются через речь. Речь ребенка необходимо развивать своевременно, с самого раннего возраста. Общее психическое развитие ребенка в течение 1 – го года становится основой для последующего развития речи. Хорошо развитая речь – это гарантия общего психического развития ребенка. Многие причины задержки развития речи, ее дефекты у детей в старшем возрасте кроются в условиях ее развития на этом этапе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Актуальные проблемы логопатологии: исследования и коррекция. С-Пб,  2001.
  2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.,1981
  3. Бернадская М.Э. Решетки. Развитие зрения. Дмитров, 2004.
  4. Бернадская М.Э., Громова О.Е. Вижу – не вижу.//Погремушка 04.03// Издательский дом карапуз.
  5. Бауэр Т. «Зрительный мир грудного ребенка» // «Восприятие». М., 1974.
  6. Воспитание и обучение детей раннего возраста/под ред. Л.Н. Павловой/ М., 1986.
  7. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М. Логопедия. Екатеринбург, 1999.
  8. Зеньковский. В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.
  9. Кудрина Т.П. Развитие зрительных функций у детей от рождения до трех лет. М.,2004.
  10. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М.,1997.
  11. Педагогика раннего возраста (по программе «Кроха»)  /под ред. Г. Г. Григорьевой/ М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО РИСОВАНИЮ

В настоящее время все больше педагогов начинают ставить целью обучения не просто накопление знаний и овладение навыками и умениями, но и решение более важных задач – развитие у детей творческого...

Учебно-методические пособия для индивидуального развития эмоциональной сферы детей 4 го года жизни с использованием дидактических игр

Для дальнейшего развития эмоциональной сферы сейчас ребёнка полезно учить       -различать внешние проявления ярких и однозначных эмоциональных состояний (по выражен...

Конспект Н.О.Д. по развитию речи для детей 3-его года жизни.Тема:"Сказка в гости приходи , малышей развесели"!

1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.2. Закреплять знание детей об овощах.3. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.4. Продолжать обогащать с...

Конспект Н.О.Д. по развитию речи для детей 3-его года жизни. Тема: «Сказка в гости приходи , малышей развесели"!

Цель:1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.2. Закреплять знание детей об овощах.3. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.4. Продолжать обогащ...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...

Конспект Н.О.Д. по развитию речи для детей 3-его года жизни. Тема: «Сказка в гости приходи , малышей развесели"! план-конспект занятия по развитию речи на тему

Цель:1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.2. Закреплять знание детей об овощах.3. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.4. Продолжать обогащ...