Годовой отчет учтеля-дефектолога
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Примерный аналитический отчет за год учителя-дефектолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anal.otchet_defektologa.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчёт

о проделанной коррекционной работе  

за 2017-2018 учебный год

учителя – дефектолога

Блинковой Наталии Сергеевны.

     Работа в группе компенсирующей направленности велась с 1 сентября 2017 года по 31 мая 2018 года. В группу по решению ПМПК были зачислены 16 детей: 3-е из которых, по заявлению родителей были переведены в обще развивающую группу, 1 ребенок не посещал группу в течение учебного года, а с остальными детьми (12 чел.) велась ежедневная коррекционно-развивающая деятельность. Из 12 человек, посещающих группу: 5 человек имеют заключение ЗПР и 7 человек - РАС. Группа разновозрастная: 4 чел.-подготовительного возраста, 5 чел.- старшего и 4 чел.- среднего возраста.

Целью работы являлось создание условий для развития и адаптации детей в различных сферах жизни: социальной, учебной, бытовой и максимальная компенсация отклоняющегося развития. 

Годовое планирование КРО осуществлялось по следующим направлениям:

  1. Обследование познавательного развития детей (начало, середина и конец года).
  2. Разработка плана коррекционной работы и поэтапная его реализация.
  3. Коррекционно-развивающая деятельность с детьми (фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия).
  4. Консультирование родителей детей.
  5. Консультирование воспитателей и специалистов ДОУ.
  6. Самообразование.
  7. Методическая работа.

Диагностика.

 

В сентябре 2017 учебного года была проведена диагностика познавательного развития детей группы, содержательными критериями которой стали:

         - уровень запаса представлений об окружающем мире;

         - особенности восприятия;

         - пространственно-временные представления;

         - особенности мышления, внимания и памяти;

         -  исследование уровня элементарных математических представлений;

         - состояние моторики;

         - уровень саморегуляции.

         В январе 2018 года была проведена промежуточная диагностика познавательного развития детей, с целью отслеживания положительной динамики и редактирования индивидуальных маршрутов развития.

         В мае 2018 года была проведена итоговая диагностика, которая показала стойкую положительную динамику развития 10 человек и незначительную динамику развития 2 человек группы. Сравнительные таблицы  по результатам диагностики  можно  посмотреть в приложении.

       Для диагностики детей использовались следующие материалы: Практический материал С.Д. Забрамной, О.В. Боровик, Диагностический альбом Н.Я. Семаго, Диагностика мыслительных операций и саморегуляции по У.В.Ульенковой.

Коррекционно-развивающая работа.

     Коррекционно-развивающее обучение строилось с учетом актуальных возможностей каждого ребенка. Формы работы: - фронтальные занятия (утренний круг) - подгрупповые занятия (ФЭМП и ознакомление с окр. миром) - индивидуальные занятия (ИКР). Занятия организовывались таким образом, чтобы, опираясь на игру, постоянно подводить детей к выполнению учебных заданий.

Ежедневно с детьми велась работа по следующим направлениям:

- формирование базовых предпосылок учебной деятельности (навыков имитации, понимания инструкций, навыков работы по образцу и т.д.);

- сенсорное и сенсомоторное развитие;

- формирование пространственно-временных отношений;

- умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);

- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

  • развитие социально-бытовых навыков.

 Программы и методические пособия, используемые в коррекционной работе с детьми с ОВЗ:

Нарушения

Программы, методики

Задержка психического развития

Л.Б.Баряева «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. - Спб., 2001.

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/Под общей ред. С.Г. Шевченко. —М.: Школьная Пресса, 2003 г.

Л.Б.Баряева «Математическое образование дошкольников с ЗПР: диагностика и коррекция». -Спб: - 2001 г.

И.А.Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми с ЗПР»

И.А.Морозова, М.А. Пушкарева «Формирование элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми с ЗПР»

Нарушение интеллектуального развития

  1. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева: Коррекционно развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М., 2005.

Ранний детский аутизм

Аутизм:коррекционная работа при тяжелых осложнениях и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога С.С.Морозова — М.,ВЛАДОС,2007.

С.В.Исханова  «Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками». М.

Л.Г.Нуриева  «Развитие речи у аутичных детей», М.,Теревинф, 2006 .

Результаты работы по итогам учебного 2017-2018 года.

         В результате анализа данных на начало года более 80% детей имели низкий уровень познавательного развития. (см. таблицу 2). В ходе обследования, проведённого в течение первых двух недель сентября, у детей в разной степени были выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, мыслительных процессов, речи в сочетании со сниженной познавательной активностью, самоконтроля, саморегуляции, способности к запоминанию, концентрация внимания. У всех детей отмечался дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень развития элементарных математических представлений, а также запаздывание формирования мышления в целом (способности к обобщению, классификации, анализу, абстрагированию, логическим построениям). У отдельных детей отмечались признаки психомоторной возбудимости.

 В течение 4 и 5 недель мая проводилось итоговое диагностическое обследование, анализ результатов которого показал наличие устойчивой положительной динамики в развитии высших психических функций у детей. Более 75 % детей уже находятся на среднем уровне познавательного развития и только 25 % на низком (см.таблицу 2).  Наметилась тенденция к развитию элементов словесно-логического мышления. По-прежнему сохраняются показатели низкого уровня саморегуляции и самоконтроля (см.таблицу 2),  их показатели повысились незначительно к концу года.  И выражаются в основном в снижении количества ошибок при выполнении вербальных и невербальных заданий и пониманием вербальной инструкции. Большая часть детей имеет положительную динамику развития восприятия и понимания пространственно-временных отношений. У части детей появились устойчивые знания, умения, навыки в практике усвоения элементарного математического материала, расширился запас знаний и представлений об окружающем мире. (См. таблицу 1)

      В конце учебного года 2 ребенка подготовительного возраста поступили в первый класс общеобразовательной школы.

Работа с родителями.

Коррекционно-развивающая работа осуществлялась в тесном контакте с родителями и воспитателями. 

Велось тесное сотрудничество с родителями: еженедельно давались рекомендации и дополнительные задания для закрепления пройденных тем  в индивидуальные тетради детей.

- Воспитателям давались рекомендации о каждом ребёнке, велись тетради взаимосвязи в течение учебного года.

- Уголок группы  пополнялся рекомендациями для родителей.

- Систематически родители приглашались на индивидуальные занятия.

Самообразование.

Систематически знакомлюсь с интересной информацией для самообразования с помощью методической литературы на темы «Особенности детей с РАС»,  «Использование ИКТ с детьми ОВЗ  в ДОУ».

 

Задачи на 2018-2019 учебный год.

1. Необходимо продолжить работу над познавательным развитием у детей с ОВЗ.

2.  Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся пробелов развитии ребёнка и его социальной адаптации.

3.  Повышение своего профессионального уровня.

4.  Пополнение кабинета играми и пособиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой отчет учителя-логопеда

Годовой отчет за 2011-2012г.г.В старшей логопедической группе № 3 на начало учебного года: 11 человек(по протоколу №29 от24 марта 2011года):ОНР (2 уровень)+ ст. форма Дизартрии – 3 человекаОНР (3...

Годовой отчет воспитателя

Отчет воспитателя о проделанной работе...

Годовой отчет педагога-психолога

Отчет работы педагога-психолога ДОУ за учебный год...

Годовой отчет по музыкальному воспитанию

Годовой отчет по музыкальному воспитанию...

Годовой отчет учителя- логопеда

Анализ эффективности коррекционной работы учителя-логопеда....

Отчеты. Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ. Годовой отчет пишется в конце учебного года по по пунктам Годового плана и является приложением к Аналитическ...

Реализация образовательной программы и годового плана (показатели по годовому отчету об итогах работы за 3 года в табл.) в группе «Солнышко»

Образовательная работа с воспитанниками проводилась по пяти образовательным областям: «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», &l...