«Развитие элементарных математических представлений в процессе самообслуживания и элементарного бытового труда»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Большакова Надежда Александровна

Для формирования у дошкольников математических представлений необходимо опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения. Этого можно достичь, если строить обучение детей элементам математики в непроизвольной повседневной жизни (в совместной деятельности детей и взрослых, в общении друг с другом).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_emp_v_protsesse_samoobsluzhivaniya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

 «Развитие элементарных математических представлений в процессе самообслуживания и элементарного бытового труда»

Учитель-дефектолог

Н.А.Большакова

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Дошкольный возраст характеризуется своими особенностями. Формирование знаний у детей происходит в тесной взаимосвязи с их практическими действиями.

Для формирования у дошкольников математических представлений необходимо опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения. Этого можно достичь, если строить обучение детей элементам математики в непроизвольной повседневной жизни (в совместной деятельности детей и взрослых, в общении друг с другом). Дети должны понимать, что приобретенные ими знания действительно им нужны и научились ими пользоваться. Это будет способствовать дальнейшему развитию интереса детей к математике и расширению полученных знаний. Одна из важнейших задач заключается в том, чтобы те знания, умения и навыки, которые дети получают на занятиях по математике, использовались ими в разных жизненных условиях – на других занятиях, в играх, в быту, на прогулке.

Это можно продемонстрировать на примере одного из  видов детской деятельности - самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Основные разделы по формированию элементарных математических представлений, это:

Количество

Величина

Форма

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Давайте рассмотрим, как идет работа по формированию элементарных математических представлений по этим разделам в процессе самообслуживания и элементарного бытового труда.

Самообслуживание

Упражнять в прямом, обратном и порядковом  счете

-Пересчет предметов одежды, количество пуговиц и петель, карманов и  чего-либо.

- Во время умывания, посчитать какое полотенце по счету, соответствует ли цифре.

- Причесывание – счет зубчиков на расческе

- При построении правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»

Умение решать и составлять задачи

- Решение задач типа: «У Сережи на кофте 3 пуговицы, а у Дани 5. У кого пуговиц больше?»  или  «Сначала оделись 2 девочки, а потом 3 мальчика. Сколько оделось детей?» и т.п.

- Логические задачи: «Если будут заплетать две косички, сколько понадобится резиночек?, а если на каждую косичку по две резиночки? И т.д.

Закрепление понятия пара-составление пар предметов

-Пара варежек, сапог носков. Построение парами.

- Во время умывания, пара глаз, ушей, еще чего?

Сравнение множеств

- Кого больше одетых детей или не одевшихся,

чего больше пуговиц или петель

Развитие представлений о величине

-Понятие «длинный – короткий» - сравнить длину носка и гольфа, скамейки и стула, размер ботинок, перчаток.

Шарфы – широкий - узкий

Шкафы – высокий - низкий

Развивать умение измерять длину, ширину, высоту предметов с помощью условной меры

- Посчитать сколько пядей в шкафу, в скамейке. Измерить высоту шкафа варежками, длину раздевалки сапогами,  шагами.

Закрепление знаний о геометрических фигурах

- Формы предметов

- Рассказать о геометрических фигурах на промаркированных шкафах (цвет, форма, размер, на какие предметы они похожи)

Формирование пространственных представлений

- Упражнять детей в определении расположения предметов в шкафу на полке, над полкой, под полкой, вверху, внизу.

- Кто сидит рядом - понятия слева,  справа, между

-Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул

- Одеваем сначала правого ботинка, рукавицы, потом левого и т.п.

Формирование временных представлений. Развивать «чувство времени»,

- С помощью песочных часов измеряет время, затраченное на одевание (уборку игрушек и т.д.) и тем самым дети практически усваивают, что такое «долго», «быстро», учатся ориентироваться во времени.

- Закрепить представление о частях суток, когда мы одеваемся (умываемся, причесываемся) утром, днем …

Учить устанавливать последовательность событий

- Алгоритм одевания, мытья рук.  Понятия «сначала –  потом». Алгоритм выращивания растений. Последовательность действий во время дежурства.

Элементарный бытовой труд и труд в природе

Упражнять в прямом, обратном и порядковом  счете

При уходе за растениями дети подсчитывают количество вновь распустившихся листьев, бутонов, цветков.

Счет посуды во время дежурства. Считаем сколько ложек супа съели – первая, вторая…

Счет раздаточного материала  и т.п.

Обратный отсчет при завершении работы.

Умение решать и составлять задачи

«Вчера на веточке распустилось 3 листочка, а сегодня еще один. Сколько листочков распустилось на веточке?» и т.д.

 - Придумывание задач.

Сравнение множеств

- Во время сервировки стола дежурные сопоставляют количество приборов и число детей, каких тарелок больше: глубоких или мелких? Чего больше – тарелок или блюдец, ложек или вилок, столов или стульев и др.,

Заготавливая природный материал, дети сортируют семена раскладывают их в кучки (по 5 -10 ), пересчитывают и сравнивают.

 -Во время коллективного труда: группы по 5 человек.

Развитие представлений о величине

Карандаши длинные-короткие, кисточки толстые-тонкие

Цветочные горшки – большие, маленькие, широкие, узкие

Тарелки – глубокие, мелкие. Что длиннее ложка или вилка.

У каких растений стебли короткие, у каких – длинные? Дети расчищают площадку от снега, делают узкую и широкую дорожки, ходят по узкой, по широкой и устанавливают, что по узкой дорожке ходить труднее, чем по широкой, что по узкой может пройти один ребенок, а по широкой пара, тройка ребят.

Развивать умение измерять длину, ширину, высоту предметов с помощью условной меры

Измерить длину стола, карандаша, полки и.т.д. Высоту цветочных горшков

При уходе за растениями дети измеряют их рост.

Перенос песка в песочницу – представление о том, что результат измерения зависит от величины условной меры –большие и маленькие ведра.

Закрепление знаний о геометрических фигурах

- На какую геометрическую фигуру похожи салфетки, предметы посуды

При уходе за растениями дети рассматривают их форму, размер.

Формирование пространственных представлений

Горшки на полках слева, справа, вверху, внизу. Дежурство по занятиям – положи листок между карандашом и кисточкой. Поставь пластилин на середину стола.

- Увозить листья на тележке в кучу согласно план-схеме выданной воспитателем.

Формирование представлений о весе предметов

- При мытье игрушек  игра «Тонет- не тонет». При уборке снега, какой лопатой легче убирать большой или маленькой. Какими ведрами легче носить песок? Тележка с листьями тяжелее, когда их много или мало? И.т.п.

Формирование временных представлений

Труд в природе зависит от времени года, времени суток. Полей сегодня цветы на верхней и на нижней полке, завтра польем на средней.

Кто когда дежурил -  вчера, сегодня, завтра.

Таким образом, развитие элементарных математических представлений успешно осуществляется в процессе самообслуживания и элементарного бытового труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Тема: Путешествие в весенний лес.Программное содержание:«Познание»упражнять в сравнении двух групп предметов способами приложения иналожения;закрепить знания о форме и цвете геометрических фигур...

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ»

2 Слайд. Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения ФЭМП, но и сама математика является мощным фактором разв...

Формирование элементарных математических представлений в процессе игры

Формирование элементарных математических представлений в процессе игры«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития....

«Формирование элементарных математических представлений в процессе организации совместной деятельности воспитателя и детей по средствам развивающих логико-математических игр»

laquo;Формирование элементарных математических представлений в процессе организации совместной деятельности воспитателя и детей по средствам развивающих логико-математических игр»...