Исследовательско-творческий проект "Я и мой мир игрушек"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Казаковская Ольга Александровна

В основу проекта положена следующая гипотеза: развитие речевой активности у детей с ОВЗ в процессе разития познавательной активности к игрушкам 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tekst.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Я И МОЙ МИР ИГРУШЕК

г. Новосибирск

Май 2016г.

Исследовательско – творческий проект «Я и мой мир игрушек»

Руководитель проекта: Казаковская Ольга Александровна учитель-дефектолог высшей квалификационной категории.

 Тип проекта: исследовательско – творческий

 Вид проекта: краткосрочный (5 дней)

 Участники проекта: Дети с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста (5-7 лет), родители воспитанников.

 Актуальность: В настоящее время у детей наблюдаются различные отклонения психических функций, одно из которых – речевые нарушения. Эта проблема является насущной, что подтверждается статистическими данными академика В.Н.Лубовского, которые свидетельствуют о том, что число детей с нарушением речи в России составляет на сегодняшний день 0,15 % от детской популяции.

Процесс развития речи – явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

В связи с особенностями развития такие дети особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Они не усваивают общественный опыт спонтанно. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания детей с ОВЗ особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности, где особое место принадлежит целенаправленной организации коррекционно-развивающих игр.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые исследуются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Игра помогает ребенку освоить социальный опыт, развить речевую и творческую активность, любознательность, самостоятельность, инициативность. Источником накопления чувственного опыта для ребенка является игрушка, так как именно на игрушку ребёнок переносит все свои человеческие чувства.

 Игрушка — это не просто забава. Дарить игрушки было распространенный всеми обычай - подарок приносит ребенку здоровье и благополучие. Но, мы взрослые, часто замечаем, что дети бросают игрушки, вырывают друг у друга, не видят, что игрушки валяются. И поэтому, в рамках проекта, было решено создать книгу игрушек по произведению А. Барто. Важно выработать у детей привычку беречь игрушку, аккуратно их складывать, убирая после игры. Очень важно научить детей делиться игрушками при игре со сверстниками.

Цель проекта: Развитие речевой активности через познавательно-исследовательскую деятельность с игрушками.          

В основу проекта положена следующая гипотеза: развитие речевой активности у детей с ОВЗ в процессе разития познавательной активности к игрушкам будет успешным, если:

 • создать условия психологической защищённости, эмоционально – положительной атмосферы во время совместной игровой деятельности педагога с детьми;

 • предметно-развивающая среда соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей;

 • развивать эмоциональную отзывчивость в контексте познавательной активности к игрушкам;

 • использовать методы педагогической интеграции.

 • положить начало формирования заботливого, доброжелательного отношения к игрушкам.

 В соответствии с поставленной целью и гипотезой мною определены следующие задачи проекта:

 Для детей:

 1. Раскрыть сущность и особенности предметно-отобразительной игры детей с ОВЗ - учить внимательно рассматривать игрушки, обогащать словарный запас, развивать навыки фразовой и связной речи, побуждать к высказываниям.

 2. Развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом и дальнейшим действием; учить детей использовать слова - названия для более глубокого восприятия различных качеств предмета.

 3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям».

 4.  Воспитывать желание беречь игрушку и заботиться о ней.

 Для педагога:

 1. Поддерживать стремление каждого ребенка активно вступать в общение, высказываться;

 2. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно - отобразительной игры; стимулировать ребенка повторять за педагогом слова и фразы из знакомых стихотворений.

 Ожидаемые результаты:

 Дети:

 1. проявляют интерес к экспериментированию с различными игрушками;

 2. овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;

 3. проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;

 4. возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;

 Родители:

 1. обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

 2. повышение компетентности родителей при выборе игрушки.

         

 Этапы реализации проекта:

 I. Подготовительный этап:

 1. Определение педагогом темы, цели, задач, и содержания проекта, прогнозирование результата.

 2. Изучение психолого-педагогической литературы на тему:

 “Особенности развития предметно-отобразительной игры у детей с ОВЗ”.

 3. Обсуждение с родителями темы проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

 4. Подбор игрушек.

 5. Беседа - консультация с родителями на тему: «Как я играю дома».

 II. Основной этап реализации проекта:

ПЛАН ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1 день

 «Наша Таня»

 1. Обследование мяча - тонет или нет в воде (в виде экспериментальной деятельности).

 2. Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Наша Таня».

 3. Игра с куклой «Угостим куклу чаем».

 4. Подвижная игра «Прокати мяч через ворота»

2 день

«Машина»

 1. Обследование машины.

 2. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».

 3. Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Грузовик».

 4. Рисование «Дорога для грузовика».

3 день

 «Самолет»

 1. Обследование самолета.

 2. Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Самолет».

 3. Подвижная игра «Самолеты».

4 день

 «Зайка»

 1. Обследование зайки.

 2. Подвижная игра «Зайка серенький сидит и ушами шевелит».

 3. Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Зайка».

5 день

«Мишка»

 1. Обследование мишки.

 2. Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол…».

 3. Подвижная игра «У медведя во бору».

 

 Содержание деятельности родителей:

 1. Помощь родителей при подборе игрушек.

 2. Написание сочинений на тему “Любимая игрушка моего ребёнка”.

 3. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывая приобретенный опыт детей.

 III. Заключительный этап.

  • Фотоколлаж: «Я играю».
  • Выставка детских рисунков «Дорога для грузовика».
  • Демонстрация книжки - игрушек по стихам А. Барто и альбома сочинений родителей на тему “Любимая игрушка моего ребёнка”.

         Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

 1. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей с ОВЗ и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую).

 2. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание играть с игрушками.

 3. Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог.

 4. Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

 

 Литература:

 1. Е. А. Косаковская «Игрушка в жизни ребенка».2005г.

 2. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»2011г.

 3. А. Барто «Игрушки» 2000г.

 4. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. – М. : ТЦ «Сфера», 2006г.

 5. Кряжева Н. Л. развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004г.

 6. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / составитель Дёмина Е. С. – М. : ТЦ «Сфера», 2006г.

 7. Воспитание детей в игре./под ред. Менджерицкой Д. В. – М. : Просвещение, 1979г.

 8. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред. Новосёловой С. Л. – М. : Просвещение, 1985г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский творческий краткосрочный проект «Волшебница-вода» в средней группе

Исследовательский творческий краткосрочный проект «Волшебница-вода»Составители: воспитатель первой квалификационной категории Туманова Л.И.Участники проекта: воспитатели группы, дети средней...

Познавательно-исследовательский, творческо-информационный проект в старшей группе «Зимушка-зима!»

Актуальность проекта: Актуальность в том, чтобы сформировать у детей элементарные представления о зимних природных явлениях, забавах, о том, как животные готовятся к зиме, о птицах, зимующих рядо...

Исследовательско - творческий краткосрочный проект «Будь здоров!»

Проект направлен на формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста через систему знаний и представлений об окружающем мире, привлечение родителе к решению оздоровительных ...

Исследовательско-творческий педагогический проект в младшей группе «Снежинка-красавица».

Тип проекта: воспитательныйВид проекта: исследовательский с элементами творчества.Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели.Длительность проекта: краткосро...

Методическая разработка познавательно-исследовательского, творческо-игрового, проекта в детском саду, младшей группы: «Тайна дождика»

ТТема нашей разработки  достаточно актуальна для данного возраста,так как она подразумевает под собой общение с природой,познание тайн явлений природы.Участие детей в проекте позволит сформироват...

ПРОЕКТ «МИР КАМНЕЙ» информационно-познавательно-исследовательски-творческий долгосрочный проект

Паспорт проектаНаименование проекта«Мир камней».Заказчик Администрация МБДОУ «Детский сад «Островок»Ответственный за исполнение Собгайда П. Е - воспитатель перв...