"Доступная среда" Индивидуальная программа логопедического сопровождения ребенка с ОНР при дизартрии, имеющего сочетанные нарушения.
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Каретникова Елена Иирживна

Данная  Индивидуальная программа является выпускной квалификационной работой (МГПУ, 2015 г.)  по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий государственной программы "Доступная среда". Разработаны рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с  общим недоразвитием речи при дизартрии, обусловленным зрительной патологией в образовательной организации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dostupnaya_sreda_kval.rabota.docx121.39 КБ

Предварительный просмотр:

http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2015/05/18/vypusknaya-kvalifikatsionnaya-rabotaМинистерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Каретникова Елена Иирживна

(ГБОУ СОШ № 1375, Москва)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с  общим недоразвитием речи при дизартрии, обусловленным зрительной патологией в образовательной организации.

по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов

ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

2015 год

ОГЛАВЛЕНИЕ…………………………………………………..1

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………2-3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

I глава.

Теоретические аспекты изучаемой проблемы…………………3-9

II глава. 

Практические аспекты деятельности педагогических кадров из опыта образовательной организации…………………………………..9-29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..31

 ВВЕДЕНИЕ

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок с речевыми нарушениями. Это ставит перед  учителем - логопедом дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника, что возможно посредством разработки и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП). Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГОС, лечение и оздоровление, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – систему дошкольного воспитания и обучения.

Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его конкретного речевого диагноза. Необходимость оптимизации учебной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями диктуется задачами совершенствования коррекционно-развивающего обучения этой категории детей в условиях их интеграции в общеобразовательную среду. Одним из условий эффективности этого процесса является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

Основная часть.  

Теоретические аспекты изучаемой проблемы

 Индивидуальная  программа разработана с учетом целей и задач основной  образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей  воспитанников ДОУ.

 В программе   определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи.

 Данная рабочая индивидуальная программа предназначена для обучения и воспитания ребёнка старшей комбинированной  группы  для детей с нарушением зрения (подтверждённая инвалидность)  и речи.

На сегодняшний день важна  сочетаемость коррекционной и общеразвивающей программы, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в   детском саду.  

Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

 Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико - грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.). В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).

Процесс нормализации речи ребёнка  осуществляется с учётом общедидактических и специальных принципов:

1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

5. Комплексность воздействия на ребенка.

6. Воздействие на все стороны речи.

7. Учет ведущей деятельности.

8. Учет индивидуальных особенностей ребенка.

Цель индивидуального маршрута

     Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, имеющего зрительные нарушения. Осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы воспитанника.

Основные задачи коррекционного обучения

  1. Устранение дефектов звукопроизношения   и развитие фонематических процессов.
  2. Развитие навыков звукового анализа  и синтеза.
  3. Уточнение, расширение и обогащение  пассивного и активного словаря.
  4. Формирование лексико-грамматического строя речи.
  5. Развитие связной речи.
  6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Основные направления, формы, приёмы организации работы учителя-логопеда в рамках работы логопункта с детьми, имеющими сочетанные нарушения (речевые и зрительные).

   Компонент парциального содержания коррекционного образования в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения 4-7 лет представлен программами:

- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под ред. Л.И. Плаксиной, раздел «Коррекция речевых нарушений»,  

- Программа логопедической работы по преодолению  общего недоразвития речи у детей. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова,

     

 Работа логопеда планируется на основе результатов обследования, которому посвящаются первые две недели обучения. Эти результаты отражаются в специальной речевой карте обследования. В ней также отмечается состояние всех основных речевых и неречевых функций (речь, слух, зрение, моторика и др.), указываются причины и этиология речевой и зрительной патологии. В период обследования логопед комплектует подгруппы из детей с однородными нарушениями речи и зрения не более 3—5 человек в каждой.

     Дети с нарушением зрения и общим недоразвитием речи (ОНР) не в состоянии полноценно овладевать учебным материалом на занятиях со всей группой. Наблюдаются не только отставание в развитии речи, но и нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. Поэтому учителя-логопеды объединяют детей в подгруппы с учетом уровня речевого развития и дефекта зрения.  

  Специфика работы логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения, заключается в том, что она требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приемами обучения, применения специальных средств наглядности. При организации занятий особое внимание обращается на использование сохранного зрения у детей. При выборе и создании дидактического материала учитывается его величина и интенсивность окраски. Весь дидактический наглядный материал, используемый логопедом на занятии, носит предметный характер, по возможности взят из реального мира (свежие овощи, фрукты, ягоды и т. д., а также муляжи, макеты, чучела и др.). Для профилактики зрительного утомления и предупреждения прогрессирования глазных болезней логопеды чередуют периоды зрительного восприятия на близком и дальнем расстоянии от глаз.

     Вся коррекционная логопедическая работа имеет специфическую методическую направленность, проводится дифференцированно и охватывает различные стороны речевой и познавательной деятельности.

 

         Старший дошкольный возраст (5-6 лет). 

 Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.

     Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка.

     К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства.

     В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.

     На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи II уровня речевого развития.

 В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Условия эффективного решения задач

  1. Творческий профессиональный контакт учителя-логопеда с воспитателями и родителями воспитанника.
  2. Взаимосвязь в работе всех педагогов-специалистов.
  3. Четкое понимание цели коррекционно-развивающего обучения, общих и частных задач систематической работы.
  4. Отслеживание динамики речевого и общего развития .
  5. Выявление и анализ всех имеющихся у воспитанника затруднений.
  6. Разноуровневый подход в работе на  подгрупповых и индивидуальных занятиях.
  7. Усиленная индивидуальная работа .
  8. Решение целого комплекса задач на материале каждой лексической темы (словарь, словообразование, словоизменение, типы предложения, развитие психических функций и т.д.).

Использование инновационных педагогических технологий в коррекционной работе с дошкольниками: ИКТ,  проектный метод, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии и др.

  Практические аспекты деятельности педагогических кадров из опыта образовательной организации.

      Индивидуальная программа логопедического сопровождения.

Разработана на основе:

- Программы логопедической работы по преодолению  общего недоразвития речи у детей. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой;

- Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

- Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (Пр. АООП) на основе ФГОС ДО, ФГОС НОО для слабовидящих обучающихся.

2015г.

Заключение внутреннего

психолого-медико-педагогического консилиума

Фамилия   Г. ____________________________________________________

Имя__ Роман____________________________________________________

Дата рождения ___04.11.2010__  Группа _старшая____________________

Адрес            Кленовый бульвар, д. 70, корп.1, кв. 96                                

Телефон  _____8 (499)_____________              

Фамилия, имя, отчество родителей

 ____________Г.Анастасия Ивановна___________ ___________________

____________Г.Дмитрий Александрович____________________________          

Кем направлен на ПМПк __________администрацией_________________

Причина обращения : подтверждение  необходимости психолого-дефектологического  сопровождения.

Медицинские данные: Низкие зрительные функции вследствие нистагма; Нистагм горизонтальный, гипоплазия макулы, косоглазие монолатеральное расходящееся,  миопический астигматизм сложный. Предметное зрение. СПДВА, ОНР. ОВЗ (инвалид). Находится на плеопто-ортоптическом лечении.

         

Актуальное состояние:

Посещает группу комбинированной направленности  (нарушение  зрения).  Посещает детский сад регулярно. Наблюдение за общением ребенка со сверстниками и взрослыми позволяет говорить, что ребенок воспринимает окружающую его обстановку адекватно. Ребенок излишне активен. Мелкая моторика развита слабо. Настроение ребенка недостаточно устойчивое. Управлять своим поведением умеет не всегда. Во время непосредственного обследования ребенок проявляет интерес к определенным заданиям (динамическим), на конечный результат настроен, инструкции понимает в полном объеме. Внимание не устойчиво, двигательная активность повышена, быстро истощается и  требует переключения на другой вид деятельности.

    Больше идет на контакт «один-на-один». В коллективе детей  интерес к предлагаемым задачам спадает. Темп деятельности снижен,  не всегда способен контролировать свою деятельность, помощь со стороны взрослого принимает. Работоспособность слабая.

       Эмоциональный фон характеризуется повышенной возбудимостью, наблюдаются колебания настроения.

       Наблюдается немотивированная избирательность познавательной активности.

Развитие по областям:

Общие представления об окружающем мире снижено. Трудовой деятельностью занимается по настроению. Познавательное развитие  на границе функционального уровня (дисгармонично).

Объем словаря снижен.  Грубо нарушено звукопроизношение. Фонематическое восприятие снижено. В речи наблюдаются аграмматизмы. Слоговая структура слова требует значительного совершенствования. Повышенная саливация. Речевое развитие ниже функционального и коммуникативное развитие на границе функционального.

Социально-бытовые навыки сформированы недостаточно (неаккуратен во время еды). Ребенок может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, обуваться, а одевается и раздевается при помощи взрослого. Осознает себя во времени и пространстве. Любит похвалу и одобрение. Уровень социализации функциональный.

Физическое развитие на границе функционального уровня (нарушена зрительно-моторная, двигательная координация). Художественно - эстетическое ниже функционального. Общий уровень развития –  пограничный функциональный.

Трудности (отмеченные тифлопедагогом)  наблюдаются:  в восприятии предмета в модальностях, сюжетности восприятия, целостности восприятия;соотнесение по оттенку, форме, величине; группировка по признаку, соотнесение эталона с предметным изображением и реальным объектом; анализ и синтез образца; объем восприятия снижен; узнавание в модальностях затруднено. В большом пространстве ориентируется плохо, ориентировка на плоскости в стадии  формирования. Употребление пространственных обозначений в речи снижено. Предметные представления по ближайшему окружению, временные понятия в стадии формирования. Мелкая моторика и  общая навыки осязания развиты слабо. Причины трудностей в овладении этими видами деятельности заключается в нарушении зрения.

Заключение: Речевое  развитие  не соответствует  норме. Предметно-практическая деятельность сформирована  на функциональном уровне. Развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы на нижней границе возрастной нормы. Зрительное восприятие нарушено. Временная и пространственная ориентировка нарушена. Мелкая моторика  развита недостаточно . Общая моторика развита слабо. Общее развитие ниже функционального.

Рекомендации : Воспитание и обучение по индивидуально-ориентированной программе на основе образовательной программы для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Коррекционно-компенсирующая, развивающая работа тифлопедагога по всем линиям развития, логопедическая коррекция. Индивидуальные  и групповые развивающие занятия на развитие ВПФ и познавательных интересов. Группы для детей с ОВЗ  IV вида. ИПР в наличии.

Директор ГБОУ СОШ                             /_________________/                    

Руководитель ППС                                 /_________________/                

Председатель ПМПк СП                      / _________________/

Члены ПМПк: (специальность, подпись)

Педагог-психолог                                    /_________________/

Учитель логопед                                     /_________________/

Учитель-дефектолог (тифлопедагог)   /________________/

  Воспитатель                                          /_________________/

Дата проведения ПМПк « 21» мая 2015 г.                                                                             М.П.

Заключение  ЦПМПК:  Обучение и воспитание по АООП для слабовидящих. Нуждается в  коррекционно-логопедической помощи.

Направление работы учителя-логопеда: Развитие и коррекция  всех сторон речи.  

Логопедическое заключение: ОНР II уровня речевого развития при стертой форме дизартрии.

Актуальная проблема: Речь малопонятна, не разборчива, нарушение звукопроизношения, нарушена слоговая структура слова, фонематический слух, понимание лексической стороны речи, выраженная бедность словаря, несформированность связной речи. Грубые нарушения предложно-падежных конструкций, гиперсаливация .

Цель программы: Устранение нарушений речи посредством специального коррекционно-развивающего обучения.

Задачи: Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие мимики и эмоций.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.

Коррекция слоговой структуры слова.

Пополнение активного словаря.

Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.

Развитие математических операций, обобщений.

  В содержание индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы, составленной учителем-логопедом ДОУ, входят следующие разделы:

- сведения о ребенке и семье, в которой он воспитывается;

- результаты первичного логопедического и педагогического обследования, включающие собранный специалистами и врачами, обслуживающими ребенка, анамнез;

- учебный план обучения ребенка с ОВЗ;

- перспективное планирование коррекционно-развивающей работы;

- планирование работы учителя-логопеда с семьей;

- консультации и материалы для практических занятий с родителями и педагогами;

- мониторинг результатов совместной деятельности в комплексе «логопед - ребенок с ОВЗ – родители» (на конец учебного года).

Содержание коррекционно-логопедической работы:

1. Развитие общей и мелкой моторики: 

Логоритмические упражнения под музыку.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

2. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха:

Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.

Узнавание звука на фоне ряда звуков.

Узнавание звуков на фоне слова.

Определение первого гласного звука в слове.

Определение последнего гласного и согласного звука в слове.

3. Развитие мимики и эмоций: Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.

4. Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения: 

• Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков и массаж языка.

• Артикуляционные упражнения для губ:

• Артикуляционные упражнения для языка:

• Постановка и автоматизация звуков: свистящих.

• Автоматизация звуков.

• Дифференциация звуков.

5. Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи:

Классификация предметов.

Образование прилагательных от существительных.

Расширение словаря признаков, слов-действий.

Называние антонимов.

Развитие математических операций, сравнений, обобщений предметов.

Установление причинно-следственных конструкций.

 Сроки динамического контроля: январь, май

Сроки реализации индивидуальной программы сопровождения с 15.09.15 по 30.05.16 г.

Результаты работы по данной индивидуальной программе рассматриваются на итоговом внутреннем заседании ПМП(к) в мае 2016 года и доводятся до сведения родителей (законных представителей) под роспись с рекомендациями на летний оздоровительный период.

Взаимодействие с ребёнком реализуется через различные организационные формы:

- непосредственную индивидуальную и подгрупповую деятельность;

- игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные и т. д.).

 При организации взаимодействия с детьми обязательно решается триединая задача: образовательная, воспитательная, коррекционная, что является фактором успешности обучения и социализации ребёнка.

• Внедрение новых технологий, программ и форм оказания логопедической помощи;

В работе с ребёнком  используются:

- определенный организационно-методический инструментарий с элементами наглядности, рекомендованный для детей с нарушением зрения, игровые технологии.

Основным видом игровой деятельности в логопедической работе использовать дидактические игры. Они применяются в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи, ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

Внедрение в практику работы здоровьесберегающих образовательных технологий, применение следующих здоровьесберегающих компонентов:

1. Дыхательная гимнастика и игры на развитие дыхания.

2. Развитие общей моторики.

3. Су - Джок терапия.

4. Аурикулотерапия.

5. Кинезеологические упражнения,

6. Система работы по развитию мелкой моторики рук.

7. Упражнения на релаксацию.

8. Зрительные гимнастики.

• Взаимодействие логопеда со всеми участниками коррекционно-педагогического процесса по преодолению речевых и зрительных нарушений у ребёнка.

Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития

(подгрупповые занятия)

Период

Основное содержание работы

I

Сентябрь, октябрь, ноябрь,

Развитие понимания речи

Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь.

Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков.

Формировать понимание обобщающего значения слов.

Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью. Активизация речевой деятельности и развитие

лексико-грамматических средств языка Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры (кот, .мак, муха, ваза, лопата, молоко).

Учить детей первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т. д.). Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных.

Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности. Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.). Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой моя» и их согласованию с существительными.

Закреплять навык составления простых предложений по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!), Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит).

Развитие самостоятельной

фразовой речи

Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что? »

Учить детей запоминать короткие двустишия и потешки.

Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша

ест. А ты?).

Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где кукла? Можно взять?)-Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам. Закреплять умение заканчивать предложение,

начатое логопедом.

Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они). Учить детей составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений (по вопросному

плану).

Лексические  темы: «Помещение детского сада», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Фрукты», «Овощи», «Продукты питания», «Игрушки»» «Осень», «Зима», «Праздник Новый год», «Развлечения детей в зимнее время» и_ т.д.

II Январь,

февраль,

март,

апрель,

май, начало июня

Активизация речевой деятельности и развитие

лексико-грамматических средств языка Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много)-Учить использовать в самостоятельной речи распространенные предложения за счет введения в них однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.)-Продолжать учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи).

Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, в, под).

Учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, поспал,
подал, ушел, унес, убрал
и т. п.).
Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением.        

Закрепить в самостоятельной речи детей первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными.

Закрепить в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. п.).

Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят).

Учить детей подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос (Например: Спит кто? Собака, кошка). Учить называть части предмета для определения целого (спинка стул, ветки дерево, стрелки — часы).

Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки зима, корабль море). Учить подбирать существительные к названию действия (кататься велосипед, летать самолет, варить — суп, резать — хлеб). Учить детей отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию. Учить детей употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник), основных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.).

Развитие самостоятельной  фразовой речи

Закрепить навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?*.

Расширять объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.). Заучивать короткие двустишия и потешки. Закрепить навыки ведения диалога: умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать, переадресовывать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Вова играет. А ты?).

Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух-трех-четырех простых предложений (по картинному и вопросному

плану).

Учить составлять предложения по демонстрации

действий, по вопросам.

Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое логопедом.

Развитие произносительной стороны речи Учить детей различать речевые и неречевые

звуки.

Учить детей определять источник звука. Учить дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию.

Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка.

Вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза).

Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений.

Учить детей отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов. Формировать звуко-слоговую структуру слова. Учить детей дифференцировать на слух короткие

и длинные слова.

Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов, например: «па-па-па* с разным ударением, силой голоса, интонацией. Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку).

Учить воспроизводить слоги со стечением согласных (такта, попто).

Лексические  темы: «Игры и развлечения детей зимой», «Рождество», «Крещенье», «Святки»; «Помощь птицам и животным зимой», «Теплая одежда», «Приход весны», «Масленица», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Прилет птиц», «Природные явления весны», «Труд людей весной», «Сад-огород», «Лето» и Др.        

Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Свистящая и шипящая группа звуков [с], [с`], [з], [з`], [ш], [ж], африкат [ц]

Этапы работы

Кол-во часов

Содержание работы

Виды работ

Оборудование

1-й этап 

Развитие общей и речевой моторики

Общее количество часов:

дизартрия – 7-14

А (1-3 ч.)

   Развитие общей моторики (для  дизартриков):

  • ходьба
  • гимнастика рук и ног
  • гимнастика туловища
  • комплексная гимнастика конечностей и туловища
  • упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки

1. Выполнение гимнастических упражнений

2. Игры на развитие координации и чувства ритма

Б (1-3 ч.) 

   Развитие мелких движений кистей рук и пальцев (для дизартриков):

  • «Собираем ягоды», «Пальчики здороваются», «Пальчики моются», «Замочек», «Пальцы шагают», «Колечко», «Гармошка», «Бутончик», «Зайка»
  • вычерчивание фигур
  • обведение шаблонов
  • вырезание ножницами различных фигур
  • разбирание по сортам семян, по цвету мозаик
  • лепка, штриховка, рисование по пунктиру
  • складывание ладоней перед собой и постукивание пальцами каждой пары
  • показывание пальцев по два и по три
  • сжимание резиновой груши при одновременном направлении воздушной струи на определенные цели

  1. Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда
  2. Выполнение заданий в группе под наблюдением логопеда
  3. Самостоятельная работа дома

Комплекты пластинок

Ножницы

Трафареты

Мозаики

Мячи

Резиновая груша

Пластилин, скакалки

В (1-3 ч.)

   Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти

1. Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:

  • «Делай так»
  • «Что изменилось?»
  • «Чего не стало?»
  • «Составление целого предмета из частей»
  • «Найди фигурку по подобию»
  • «Кто больше запомнит или увидит».

2. Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:

  • «Угадай, чей голос»
  • «Улиточка»
  • «Улови шепот»
  • «Жмурки с голосом»
  • «Где позвонили?»
  • «Скажи, что звучит»
  • «Лягушка»

Предметные картинки

Игрушки

Дидактические игры

Звучащие игрушки

Г (1-3 ч.)

   Развитие подвижности артикуляционного аппарата:

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:

  • «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка»
  • «Чашечка», «Ковшик»
  • «Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка»
  • «Горка», «Киска сердится»
  • «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане»
  • удерживание бумажных трубочек
  • комбинированные упражнения под счёт

2. Упражнения. направленные на развитие подвижности мышц языка:

  • язык широкий («чашечкой»)
  • язык узкий («горкой»)
  • поочерёдное высовывание языка («лопаткой», «жалом») 4-5 раз подряд
  • поднимание и опускание языка за верхние и нижние зубы
  • «Качели»
  • втягивание и вытягивание широкого языка
  • удерживание языка в состоянии покоя
  • упражнение в произнесении звуков т-с
  • прищелкивание
  • комбинированные упражнения для языка и нижней челюсти.

        П р и м е ч а н и е: 

для дuзартриков: дополнительная гимнастика мышц зева и жевательно-артикуляторных мышц.

1. Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые)

2. Самостоятельные упражнения

3. Отработка артикуляционных движений под счёт

4. Выработка кинестетических ощущений для данного звука

5. Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор

6. Имитационные игры («Кто дальше загонит мяч», «Сдуть снежинку»,  «Загнать мяч в ворота», «Тепло – холодно» и др.)

Настенное зеркало

Индивидуальные зеркала

Марлевые салфетки

Бумажные трубочки

Кусочки ваты, бумаги

2-й этап

Постановка и коррекция  звука

Количество часов:

дизартрия - 5-8

А (1-3 ч.)

   Знакомство с артикуляцией звука

1. Показ артикуляции перед зеркалом

2. Показ профиля данного звука

3. Показ положения языка кистью руки

4. Наглядная демонстрация желобка по сагитальной линии языка

5. Закрепление артикуляционных упражнений (особенно для дизартриков)

6. Работа с профилями гласных звуков (для дизартриков)

Зеркала настольные

Зеркало настенное

Профили звуков

Шпатели

Игровой материал

Б

(1 ч.)

   Специальные упражнения для звуков [с], [с`], [з], [з`], [ц]:

1. Работа над вспомогательными звуками:

  • многократные удары кончика языка у верхних дёсен (шёпотное с нижнего подъема «т - т - т»)
  • с присоединением голоса («д - д - д»)
  • выполнение сильного задувания, вызывающего звуки «тс-с-с»

2. Механическая помощь при постановке звука:

  • удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем
  • образование холодной струи воздуха (упражнение «Ледяная горка»)

Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики:

  • игры на выработку вибраторных движений кончика языка
  • работа над силой выдоха
  • имитационные игры

Полоски бумаги

Карандаши

Пробирки

Соломинки разных размеров

Лодочки разных размеров

Воздушные шарики

Игрушка «тещин язык»

В

(1 ч.)

   Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно):

  • игра в «Ути»
  • массаж языка в случае бокового произношения

Г

(1 ч.)

   Специальные упражнения для звука [ш], [ж]:

П е р в ы й   с п о с о б: - от «Чашечки».

В т о р о й   с п о с о б: постановка звука [ш] от [р]

Т р е т и й   с п о с о б: механическая помощь при постановке звука:

прижатие шпателем широкого языка к верхним дёснам от [с]

Шпатели логопедические

Зонды логопедические массажные

Вата

Бинт

Спирт

Д

(1 ч.)

   Koppeкция звука:

Работа над:

  • точностью
  • чистотой (без вспомогательных движений)
  • плавностью (без толчков)
  • силой (с напряжением)
  • темпом (от замедленного к быстрому)
  • достижение уcтoйчивости полученного результата

Игры для развития физиологического и речевого голоса и дыхания

Е

(1 ч.)

   Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно)

1. Работа над голосом:

  • вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса
  • произнесение гласных и их сочетаний с изменением силы и высоты голоса

2. Работа над дыханием:

  • выработка плавного длительного выдоха
  • работа над силой выдоха

Различение теплой – холодной воздушной струи

3-й этап

Автоматизация поставленного звука в речи, развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности

Количество часов:

дизартрия - 10-15

А (1-4 ч.)

 

   Работа над звуком:

1. Звук в слоге:

  • открытом
  • закрытом
  • в звукосочетаниях

2. Звук в слове:

  • в начале
  • в середине
  • в конце
  • в сочетаниях с гласными

3. Звук в предложении

4. Звук в тексте

5. Пословицы, поговорки, стихи

6. Скороговорки

1. Произнесение слов, слогов и предложений

2. Работа с игровым материалом, картинками

3. Заучивание и прогoваривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок

Игрушки

Игры

Предметные картинки

Сюжетные картинки

Картинки к загадкам и скороговоркам

Б (1-4 ч.)

 

   Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений

1. Узнавание звука на фоне слога, слова

1. Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово

2. Запомнить со слуха и повторить ряд слогов, слов в определённой последовательности

3. Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов

4. Игра «Услышь своё имя»

5.Отхлопать ритмическую структуру слова

Сигнальные карточки

В (2-4 ч.)

 

2. Формирование фонематического анализа

1. Определить первый звук в слоге, слове

2. Определить последний звук

3. Назвать все входящие в слово звуки

Мячи

Флажки

«Светофорчики»

Предметные картинки

Г (2-4 ч.)

 

4. Развитие фонематических представлений

1. Подобрать слово на заданный звук, слог

2. Подобрать картинки на звук

Картинный материал для автоматизации поставленных звуков, альбом для закрепления поставленных звуков, логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков, папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков

Д (2-4 ч.)

 

5. Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая)

1. Пересказ различных текстов

2. Составление рассказов:

  • по опорным словам
  • по сюжетным картинкам

3. Инсценирование сказок

Игрушки, сюжетные картинки для детей дошкольного возраста, картинки по развитию речи, настольный театр, проигрыватель, проектор, сборники по исправлению недостатков произношения

4-й этап

Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком

Количество часов:

дизартрия - 20

Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения

Введение звука в самостоятельную речь

Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития дошкольника. – С.-Пб., 2002

Соколенко Н.И. Посмотри и назови, т.2 – С.-Пб., 1997

Крылова Т. Учимся говорить правильно. – М., 2003

Лопухина И. Логопедия/ Речь, ритм, движение. – С.-Пб., 1997

Буденая Т.В., Логопедическая гимнастика. – С.-Пб., 2001

Пожеленко В.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999

 Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Воспитание звуком. – С.-Пб., 2003

Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков. – Ярославль, 2004

Календарный план проведения подгрупповых занятий(2 чел.) по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.

Неделя

Лексическая тема

занятия

Содержание материала по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи



1-2



Детский сад

 

СЕНТЯБРЬ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

3

Овощи

1

Развитие общего внимания и понимания речи.

2

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

 

 

4

 

 

Фрукты

1

Образование мн. числа существительных от ед. в И.п. и Р.п. (слива – сливы – слив). Составление предложений с данными существительными по картинке и демонстрации действий.

2

Формирование понятия о действии предмета. Практическое усвоение глаголов 3 л., ед. числа, наст. времени (она взяла, он взял).

 

1

 

Осень

1

ОКТЯБРЬ

Категория одушевленности имен сущ. Обучение постановке вопросов (кто? что?) и правильному подбору сущ. к заданному вопросу.

2

Заучивание простого текста из 3 предложений.

2

Деревья и кусты

1

Практическое усвоение глаголов жен. и муж. рода, прошедшего времени.

2

Составление 3-х словных предложений. Понятие “слово”, “предложение”.

3

Перелетные птицы

1

Согласование сущ. и глаг. в числе.

2

Уточнение названий наиболее воспринимаемых признаков (цвет, форма, размер, вкус).

 

4

 

Семья

1

Закрепление употребления в речи полных имен и уменьшительных образованных от собственного имени. Усвоение и употребление сущ. в Р.п., мн. ч. (сестра – сестер).

2

Пересказ текста, составленного по демонстрации действий или по картинке.

 

5

 

Одежда

1

Усвоение рода имен сущ. Подбор к им. сущ. притяжательных местоимений (мой, моя, мое, мои) и их согласование в роде и числе.

2

Составление предложений по вопросам и объединение их в короткий рассказ.

 

 

1

 

Обувь

1

НОЯБРЬ

Знакомство с приставочными глаголами и их значениями. Закрепление правильного употребления сущ. в Р.п., ед. и мн. числа.

2

Пересказ короткого текста.

 

2

 

Я - человек

1

Согласование числительных с сущ. и глаг. Составление предложений с глаг. соверш. и несоверш. вида по картинкам или демонстрации действий.

2

Составление рассказа по картинке или серии картин.

3

Мебель

1

Употребление и дифференциация предлогов –НА – В – ПОД – и составление предложений с ними.

2

Составление предложений по картинке и объединение их в короткий рассказ.

4

КАНИКУЛЫ

 

 

1

 

 

Посуда

1

ДЕКАБРЬ

Образование относительных прилаг. в значении соотнесенности к материалу изготовления (деревянный, металлическая).

2

Практическое усвоение и употребление сущ. в форме Т.п., ед. ч. (значение орудийности).

3

Составление рассказа-описания.

 

2

 

Продукты

1

Образование относительных прилаг. в значении соотнесенности к продуктам (гороховый, мясной, фруктовый) и согласование их в роде, числе, падеже.

2

Распространение предложений определениями.

3

Составление рассказа по демонстрации действий или по картинке.

 

3

Зима.

Новый год

1

Практическое усвоение относительных прилагательных и притяжательных местоимений.

2

Закрепление навыка составления предложений по опорным словам.

3

Заучивание короткого рассказа.

4

КАНИКУЛЫ

1

ЯНВАРЬ

КАНИКУЛЫ

 

2

 

Зимние забавы

1

Закрепления навыка образования притяжательных местоимений.

2

Предложный падеж с предлогом -О-, ед. числа. Подбор определений к предметам (Какой? Какая? Какое? Какие?).

3

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

3

Зимующие птицы

1

Практическое усвоение предлогов –За-В-На-Под-.

2

Практическое усвоение словоизменения и словообразования Р.п. и Т.п. сущ., ед. и мн. ч.

3

Работа над пониманием текста с усложненной ситуацией.

 

4

 

Домашние птицы

1

Усвоение предлогов -К-От- и их дифференциация в речи.

2

Закрепление умения самостоятельно задавать вопросы. Употребление существительных в Д.п., ед.ч. и согласование их с глаголами (дать кому? Чему?).

3

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

 

5

Домашние животные и их детеныши

1

Усвоение образования глаголов от звукоподражаний. Практическое усвоение относительных прилагательных.

2

Обучение постановке вопросов чей? Чья? Чьё? Чьи? Составление предложений по опорным словам.

3

Составление рассказа-описания (или по серии сюжетных картин).

 

1

 

Дикие звери наших лесов

1

ФЕВРАЛЬ

Усвоение и правильное употребление приставочных глаголов с предлогами-Из-Через-От-.

2

Согласование существительных с глаголами.

3

Составление описания-загадки о животном с использованием прилагательных.

 

 

2

 

Животные жарких стран

1

Закрепление правильного употребления в речи существительных Р.п., мн.ч. (зверь – зверей, лев – львов).

2

Усвоение и правильное употребление чередований корневых согласных первого лица, ед.ч., наст.вр. (хотеть – хочу, бежать – бегу).

3

Практическое усвоение составления загадок-описаний о предмете. Сравнение предметов.

3

Наша армия

1

Закрепление согласования сущ. с прилаг. в роде и падеже.

2

Составление предложений по опорным словам.

3

Обучение пересказу прочитанного текста.

4

Транспорт

1

Различение и правильное употребление в речи сложных предлогов-Из-за,-Через-

2

Практическое усвоение навыка образования сложных слов.

3

Составление рассказа по сюжетной картинке.

 

 

1

 

 

Мамин день

1

МАРТ

Составление простых распространенных предложений с однородными определениями, с введением в предложение сложных предлогов.

2

Усвоение конструкций Д. п. без предлогов и с предлогом -К-.

3

Составление рассказа-описания (по фотографии).

 

2

 

Ранняя весна

1

Образование родственных слов.

2

Распространение предложений с помощью вопросов, подсказок и без них.

3

Составление рассказа по серии картин.

 

3

Наш город-Москва

1

Образование и правильное употребление степеней сравнения имен прилагательных (высокий – выше).

2

Дифференциация предлогов с разными падежными конструкциями.

3

Составление рассказа по картинке или по плану логопеда.

4

КАНИКУЛЫ

1

Наша Родина

1

АПРЕЛЬ

Практическое усвоение слов-синонимов.

2

Составление рассказа по картинке.

3

Закрепление навыка пересказа прочитанного текста

2

Космос

1

Работа над предложением с союзом –А-.

2

Согласование прилагательных с существительными в роде.

3

Составление рассказа по плану логопеда или по картинке.

3

Почта

1

Практическое усвоение слов-антонимов.

2

Работа над предложением с союзом –Потому-что-.

3

Составление рассказа по серии картин.

4

Библиотека

1

Согласование существительных с числительными.

2

Распространение предложений путем введения однородных определений.

3

Составление рассказа по наблюдениям.

 

1

 

День победы

1

МАЙ

Работа над сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями с различными союзами.

2

Пересказ прочитанного текста.

3

Составление рассказа по картинке или рисункам детей.

2

Насекомые

1

Согласование существительных с числительными.

2

Пересказ рассказа.

3

Игра-драматизация.

3

Работа над лексическими и грамматическими темами требующими дополнительного повторения и закрепления (по усмотрению логопеда).

4

Цветы

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Планируемый результат – достижение  ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, обеспечение  социальной адаптации и интеграции в обществе. Тесное взаимодействие учителя-логопеда, дефектолога (тифлопедагога), педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики поможет осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта ребёнка с  ОВЗ, чем достигается эффективность и стабильность результатов.

Список использованной литературы.

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И. Плаксиной, раздел «Коррекция речевых нарушений»;
  • Развитие связной речи у детей 5-7лет с нарушениями зрения. Е.А. Лапп;
  • Программа логопедической работы по преодолению  общего недоразвития речи у детей. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова;
  • Фронтальные логопедические занятия. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.;
  • Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи. Ткаченко Т.А.;
  • Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников. Гомзяк О.С.;
  • Руководство по организации работы логопеда в ДОУ: Сборник примерных форм документов и методических материалов/ Авт. сост. В. О. Йощенко;
  • «От звука к букве. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5 – 7 лет. Методическое и дидактическое пособие по обучению грамоте» Колесниковой Е.В., - «Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте»;
  • Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.;
  • http://www.logoped.ru/skotes30.htm.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа логопедической работы при открытой ринолалии

Данная программа по устранению дефектов речи у детей с открытой ринолалией предназначена для работы логопедов в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Программа содержит краткую психолого-...

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими сочетанные нарушения психического развития и зрения

Основной контингент нашего детского сада составляют дети с задержкой психического развития. У некоторых наших воспитанников процесс компенсации проблем развития осложняется наличием сочетанных деф...

Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи), задержку психического развития с 3 до 7 лет

Адаптированная образовательная программа разработана для детей с 3 до 7 лет с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи), задержку психического развития, посещающих группы общеразви...

Конспект логопедического занятия с детьми старшего возраста, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «Космос».

Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме «Космос», развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....

Индивидуальная программа логопедического сопровождения

Индивидуальная программа логопедического сопровождения...

Индивидуальная программа логопедического сопровождения воспитанницу младшего дошкольного возраста

Индивидуальная программа логопедического сопровождения воспитанницу младшего дошкольного возраста...