Общая характеристика детей с ЗПР
презентация для интерактивной доски по коррекционной педагогике на тему

Курьез Оксана Ивановна

              Общая характеристика детей с ЗПР

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchaya_harakteristika_detey_s_zprkonsultats_iya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Тезисы выступления

 Курьез О. И.

учителя-дефектолога

МАДОУ «МАЯЧОК»

детский сад № 170

              Общая характеристика детей с ЗПР

   1 слайд. Психология и педагогика детей с ЗПР - научное направление, возникшее в 70-е годы в рамках комплексного изучения причин и проблем школьной неуспеваемости.

 2 слайд. Термин ЗПР введен Груней  Ефимовной Сухаревой и обозначает особый тип нарушения интеллекта, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка (замедление).

Усилия ученых и специалистов-практиков в течение последующих тридцати лет развития теории и практики обучения детей с ЗПР позволили сформулировать классификацию задержки их психического развития, разработать организационно-педагогические аспекты, содержание обучения, создать методики отдельных дисциплин.

 3 слайд. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабовыраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У них нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из детей наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, целенаправ-
ленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности,  энцефалопатических расстройств.

4 слайд. В основе этих симптомов лежит перенесенное ребенком органическое поражение центральной нервной системы и ее резидуально-органическая недостаточность. Другой причиной может быть функциональная незрелость нервной системы.

В практике работы с детьми с ЗПР существуют 2 классификации:

5 слайд.  1. классификация Марии Семеновны Певзнер, Татьяны Александровны Власовой. Дети с ЗПР делятся на две группы:

-непатологические - не связанные с органическими проявлениями и причинами (дети с хроническими болезнями, дети из неблагополучных семей, дети-сироты)

-патологические – имеют нарушения темпа созревания ЦНС.

6 слайд.  2. Наиболее широко используется классификация Клары Самойловны Лебединской, разработанная с учетом этиологии. В соответствии с данной классификацией различают четыре основных варианта ЗПР: конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического происхождения.

   Причины ЗПР конституционального происхождения: негрубые обменно-трофические заболевания во время беременности, и на первом году жизни ребенка, недостатки питания матери во время беременности, и ребенка в раннем возрасте.

   Причины ЗПР соматогенного происхождения: длительная соматическая недостаточность различного генеза (хронические инфекции, аллергические состояния, врожденные или приобретенные пороки, в первую очередь сердца).

   Причины ЗПР  психогенного происхождения: неблагоприятные условия воспитания с момента рождения (гипоопека, гиперопека, жестокость родителей).

   Причины ЗПР  церебрально-органического происхождения: наличие негрубой органической недостаточности,  вследствие патологии беременности и родов, недоношенность).

 7 слайд.   Независимо от причин возникновения дети с задержкой психического развития характеризуются особенностями познавательной деятельности.

8 слайд.  Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.

9 слайд. Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий по сравнению с нормой уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.

В отличие от умственно отсталых детей дошкольники с задержкой психического развития не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Поэтому ребенок может правильно выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака («дай красный карандаш»), но самостоятельно назвать цвет показанного карандаша затрудняется.

Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали.

   Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предмета, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью.

Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.

Названные выше недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предметов, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

10 слайд.  У детей с задержкой психического развития замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрйтельно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением, письмом.

Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок.

11 слайд. Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации

12 слайд. Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности.  Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.

Отмечается репродуктивный характер деятельности детей с задержкой психического развития. Замедлен процесс формирования мыслительных операций. К старшему дошкольному возрасту у детей с задержкой психического развития не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления: дети не выделяют существенных признаков при обобщении, обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. Например, отвечая на вопрос: «Как назвать одним словом диван, шкаф, кровать, стул?» — ребенок может ответить: «Это у нас дома есть», «Это все в комнате стоит», «Это все нужное человеку».

Затрудняются сравнивать предметы, сравнивая по случайным признакам, с трудом выделяют признаки различия. Например, отвечая на вопрос: «Чем не похожи люди и животные?» — ребенок произносит: «У людей есть тапочки, а у зверей — нет».

Однако в отличие от умственно отсталых детей дошкольники с задержкой психического развития после получения помощи выполняют предложенные задания на более высоком, близком к норме уровне.

13 слайд. Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с задержкой психического развития.

   На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций типа «Коля старше Миши», «Береза растет на краю поля», дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс декодирования текстов, то есть затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа.

Дети рассматриваемой группы имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужено употребление глаголов. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества и продолжается до 7-8 лет.

Грамматический строй речи отличается некоторыми особенностями. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи. Но основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.

    В плане организации коррекционной работы с детьми важно учитывать и своеобразие формирования функций речи, особенно ее планирующей, регулирующей функции. При задержке психического развития отмечается слабость словесной регуляции действий. Поэтому методический подход предполагает развитие всех форм опосредствования: использование реальных предметов и предметов-заместителей, наглядных моделей, а также развитие словесной регуляции. В различных видах деятельности важно учить детей сопровождать свои действия речью, подводить итог выполненной работы, а на более поздних этапах — составлять инструкции для себя и для других, то есть обучать действиям планирования.

14 слайд.  В игровой деятельности у детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивая бытовую тематику.

   Ролевое поведение отличается импульсивностью. Например, ребенок собирается играть в «больницу», с увлечением надевает белый халат, берет чемоданчик с «инструментами» и идет..: в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей. Не сформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается.

15 слайд. Также хочется отметить некоторые особенности формирования двигательной сферы детей с задержкой психического развития. У них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, однако обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность таких двигательных качеств, как точность, выносливость, гибкость, ловкость. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики, зрительно-моторной координации, что тормозит формирование у детей графомоторных навыков.

16 слайд.  В 1994 году И. Ф. Марковская опубликовала материал о детях с ЗПР ЦОГ, доказав наличие органических нарушений коры головного мозга. В коре головного мозга присутствуют 75% потенциально сохранных клеток, которые могут дозреть при создании оптимальных условий до 10-11 лет, и 25% погибших либо недозрелых (пограничных с у\о). К 10-11 годам происходит переворот «формулы Марковской».

Поэтому с 1990 годов создается сеть специальных д\с для детей с ЗПР, занимающихся по особым программам с учетом особенностей познавательного и речевого развития детей с ЗПР, которые являются пропедевтическими курсами, способствующими успешному усвоению предметных программ для начальной школы.

17 слайд.  В детском саду № 170 функционируют 2 группы  компенсирующей направленности для детей  с ЗПР,

18 слайд.  в которой реализуется адаптированная образовательная программа для детей данной категории,  составленная на основе примерной адаптированной осн6овной образовательной прграммы дошкольного образования детей с ЗПР и программы Светланы Гавриловны  Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР».

19, 20, 21слайд.  Основная методическая литература учителя-дефектолога для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного возраста представлена на экране.

22 слайд. Основными принципами при обучении детей являются

  • Раннее начало обучения (следует из формулы Марковской)
  • Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии Коррекционно-развивающая работа должна строится на основе диагностики, что у ребенка недостаточно развито, над тем и необходимо работать, т.к.детям с ЗПР  свойственна мозаичность нарушений.
  • Многократное повторение материала, т.к. опыт детей долго не закрепляется и не обобщается в слове.
  • Наглядность обучения
  • Обучение на основе всех видов восприятия. Необходимо задействовать все виды восприятия зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой, обонятельной.
  • Опора на жизненный опыт детей
  • Осуществление подачи материала на основе практической деятельности
  • Четкая инструкция педагога.

23 слайд.   Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика детей с общим недоразвитием речи

В теории и практике логопедии под общим нарушениям речи (ОНР) (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирован...

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлен перечень программ для детей дошкольного возраста....

Общая характеристика детей с ОНР

Консультация для воспитателей и родителей...

Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

В данной презентации освещена краткая информация о детях с ОВЗ: определение, классификация, причины появления детей с ОВЗ, факторы влияющие на  развитие, особые образовательные потребности детей ...

Общая характеристика детей с синдромом Дауна

Обучение детей с синдромом Дауна игровым навыкам в дошкольном учреждении....

Выступление на городском методическом объединении на тему: « Общая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи»

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на...

Консультация для родителей "Общая характеристика детей возрастная группа 6-8 лет"

Данная консультация познакомит родителей с процессом развития ребенка старшего дошкольного возраста, поможет понять ребенка на данном этапе развития....