Проект "Здоровые глазки"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

совместный проект с родителями воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorovye_glazki.docx986.98 КБ

Предварительный просмотр:

Совместный проект группы «Сказка»
«Здоровые глазки»

Воспитатели средней группы:

 Ю.В. Маринушкина, Т.И. Петренко.

Участники: воспитатели группы, родители группы, узкие специалисты, врач-офтальмолог,мед.сестра офтальмологического кабинета.

Вид проекта: коррекционно – развивающий.
Срок реализации проекта:  долгосрочный (ноябрь 2017г.- апрель 2018г.)

Актуальность:

В мировой практике социально-правовой защиты детства выделяется несколько категорий детей, находящихся в особо трудных условиях и являющихся наименее защищенной частью общества.   Среди них и дети с нарушениями функций зрительного анализатора, которые неизбежно ограничивают индивидуальные возможности их жизнедеятельности и трудоспособности. При глубоком нарушении зрения у детей страдают познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление и др.), происходят изменения в развитии двигательных функций , ограничивается овладение социальным опытом. Для лечения детей с нарушением зрения офтальмологи используют специальные медицинские аппараты. Воспитатель может значительно повысить эффективность занятий на аппаратах и сократить сроки лечения, проводя серию специально подобранных упражнений, дидактических игр. В результате таких занятий у детей повышается уровень зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, что является основой готовности ребёнка к школе.         Таким образом, дети с нарушением зрения имеют специфические особенности, требующие специального обучения, проведения коррекционно-развивающей работы, широкого осуществления системы реабилитационных мероприятий.

Работа с детьми имеющими нарушение зрения требует от педагогов пересмотра форм организации и методов работы, овладение коррекционно-развивающими игровыми технологиями, осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку. Отсюда возникает необходимость создания центра зрительной активности

Проблематика:

ФГОС ДО п. 3.3.1 Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Не соответствие РППС в ДОУ требованиям ФГОС ДО.

Новизна:

  • Заключается в совместной с родителями группы разработке и создании развивающей предметно – пространственной среды в группе, а именно, обновление и пополнение коррекционного центра зрительной активности, оригинальными, авторскими,  современными играми и пособиями, позволяющими в игровой форме применять их в коррекционной деятельности с детьми с нарушением зрения. 

Цель проекта

  • Укрепление и сохранение зрения детей, развитие зрительного восприятия посредством использования коррекционных игр центра зрительной активности. 

Задачи проекта

Научить детей бережному отношению к своему зрению, сохранению зрения.

Повысить уровень зрительного восприятия посредством использования коррекционных дидактических игр.

Повысить эффективность занятий на медицинских аппаратах и сократить сроки лечения.

Заинтересовать и привлечь родителей к созданию центра зрительной активности, показать важность данной проблемы

Ожидаемый результат

  • Создание в группе…. « комплексного, системного, вариативного, инвариантного, пластически меняющегося механизма непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности»

Этапы реализации

  1. Подготовительный (ноябрь 2017г.) - углубленное изучение проблемы.
  2. Основной (декабрь 2017г.- март 2018г.) - распределение и реализация видов деятельности между участниками проекта.
  3. Заключительный (апрель 2018г.) -  непосредственное оценивание проделанной  работы.

Подготовительный  этап

  • Изучение нормативных требований по организации развивающей  предметно-пространственной среды в ДОУ компенсирующей вида.
  • Проведение  анализа  РППС группового помещения.
  • Разработка алгоритма  преобразования коррекционно-развивающей среды в группе, с учётом психофизиологических особенностей воспитанников, ФГОС ДО, ОП  ДО МБДОУ № 218, учебно-методическое пособие «Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида» Л.И.Плаксина.

При организации предметно-развивающей среды в группе для детей с нарушениями зрения реализуется ее коррекционная направленность по следующим направлениям

  • - создание офтальмогигиенических условий для  деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности;
  • - профилактика появления зрительного утомления и связанных с этим расстройств зрения;
  • - вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений на полисенсорной основе, а так же в овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности. 

При организации предметно-развивающей среды в группе для детей с нарушениями зрения реализуется ее коррекционная направленность по следующим направлениям

  • - создание офтальмогигиенических условий для  деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности;
  • - профилактика появления зрительного утомления и связанных с этим расстройств зрения;
  • - вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений на полисенсорной основе, а так же в овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности. 

ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ IV ВИДА (ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ)
ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО САДА КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ

  • Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действия с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру.
  • Формировать у детей зрительные способы обследования предметов: различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал) и соотносить их форму с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т. д.), соотносить, находить их форму в реальных объемных предметах.
  • Различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный), соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов и т.д..

Основной этап

1. Проведение группового родительского собрания 12 декабря 2017г. с целью привлечения родителей в процесс проектной деятельности для оказание добровольной практической или финансовой помощи.

2. Изготовление, обновление, приобретение коррекционных игр и пособий.

3. Разработка методического оснащения центра.

Содержание центра

  • -цветной фланелеграф для фронтальной работы
  • -индивидуальные фланелеграфы
  • -подставки
  • -указки
  • -лупы
  • -фоны для восприятия
  • -ограничительные рамки
  • Назначение
  • Обязательно: белый, черный
  • Светло-темно серый, темно-зеленый, коричневый, темно-бордовый
  • Для индивидуального восприятия благоприятен показ на черно-белом фоне, на зеленом, коричневом, оранжевом
  • Разного размера: от 13 на 15 (оптимальный формат восприятия для детей с нарушением зрения) и до формата А4

Пособия по развитию зрительного восприятия:
-пособия на восприятие цвета
-пособия на восприятие формы 
-пособия на восприятие величины

  • -на различение
  • -на сравнение и соотнесение
  • -на локализацию определенного цвета из множества других цветов
  • -на фиксацию по насыщенности цвета
  • -на ритмическую последовательность
  • -на анализ и синтез сочетания цветов
  • -на формирование цветовых образов 
  • -игры на практическое выделение формы
  • -на сравнение и соотнесение
  • -на локализацию определенной формы среди других форм
  • -на ритмическую последовательность
  • -на анализ и синтез сочетания форм (плоскостное конструирование)
  • -на соотношение формы предмета с геометрическим эталоном 
  • -игры на практическое выделение величины
  • -на сравнение и соотнесение
  • -на локализацию определенной величины предмета среди других величин
  • -на ритмическую последовательность
  • -на выкладывание предметов по убыванию и возрастанию величин
  • -на словесное обозначение величин
  • -на развитие глазомера
  • -набор условных мерок

Формирование предметных представлений 

  • натуральные предметы
  • -муляжи
  • -игрушки
  • -цветные картинки разного размера
  • -картинки с изображением одного объекта , но в разных модальностях (различные положения, ракурс)
  • -объемный предмет и его плоскостное изображение
  • -цветное изображение – силуэт – контур
  • -недорисованные изображения
  • -восприятие предметов на зашумленном фоне, перекрытие, пересечение контуров
  • -игры на целостное восприятие (анализ и синтез изображения)
  • -трафареты: внутренние и внешние
  • -алгоритмы иллюстрации по предметному восприятию

Пособия на развитие зрительно-слуховой памяти,  
Пособия на развитие тактильно-кинестетических ощущений

  • игры на дифференцировку звуков по источнику звучания, месту, громкости
  • -игры на соотнесение одинаковых звуков
  • -звуковые шумы
  • различные поверхности (тактильные дощечки)
  • -напольные сенсорные дорожки
  • -наборы геометрических форм и предметов для опознания объектов на ощупь
  • -набор различных видов ткани

Пособия на ориентировку в пространстве,
Пособия по развитию мыслительной деятельности

  • -игры на восприятие пространственных отношений между предметами
  • -игры на умение воспроизводить (моделирование) пространственных отношений между предметами
  • -игры на ориентировку на листе бумаги и на плоскости фланелеграфа
  • -игры на ориентировку в помещении
  • -игры на формирование пространственных представлений
  • -схемы и макеты группы
  • игры на группировку предметов по разным свойствам
  • -игры на выделение существенного свойства предмета
  • -игры на определение причинно-следственных зависимостей
  • -игры на формирование соотношений между словом и образом
  • -игры на обобщение

Пособия по развитию мелкой моторики рук

  • шнуровки, застежки, пособия на нанизывание, плетение
  • -наборы мозаики
  • -набор плоскостных геометрических фигур для конструирования, выкладывания орнаментов
  • -счетные палочки
  • -набор предметов разной формы и размера
  • -набор предметов для игр с водой
  • -бросовый материал
  • -пальчиковый театр
  • -раскраски

Пособия на восприятие различных видов картин,
Пособия по развитию зрительных функций

  • набор сюжетных, предметных и пейзажных картин
  • -наборы изображений поз человека
  • -набор с изображением эмоций
  • -серии сюжетных картин
  • кольцебросы
  • -серсомотиваторы
  • -лабиринты
  • -калька для обводки по контору изображений предметов
  • -пазлы
  • -игры на прослеживающую функцию глаз
  • -мишени

Заключительный этап

Презентация проекта:

Конкурс «Лучший коррекционный центр зрительной активности в ДОУ»  (апрель 2017г).

Для детей и родителей ДОУ: круглый стол «Играя – развиваем…» (12 апреля 2018г.)

Выставка коррекционных игр и пособий, в рамках «Вернисаж на Енисее» в «Импульсе» (апрель 2018г)

Мотивация  родителей воспитанников на ежегодное традиционное обновление центра зрительной активности в группе 

Круглый стол «Играя, развиваем…»

C:\Users\ДОМ\Desktop\Мероприятие ко дню матери(мл.гр.)\мероприятие коднюматери.JPG

C:\Users\ДОМ\Desktop\Мероприятие ко дню матери(мл.гр.)\DSCN0785.JPG

C:\Users\ДОМ\Desktop\Мероприятие ко дню матери(мл.гр.)\DSCN0777.JPG

Зрительная гимнастика


Результат:

Для детей:

Активизация интереса детей к собственному здоровьесбережению

Для педагогов:

Обновленный центр зрительной активности в группе оснащен достаточным количеством коррекционных игр и пособий для занятий с детьми, разнообразным методическим материалом для подготовки и проведения занятий педагогами, оборудованием для теоретического и практического просвещения родителей воспитанников.

Коррекционно-развивающая среда в группе  соответствует как общим нормативным актам проектирования РППС,  так и решает  задачи коррекционно-педагогической  работы, направленной на преодоление трудностей социальной адаптации детей с нарушением зрения.

Для родителей:

Включенность в образовательно – коррекционный процесс в группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки про глазки

Гимнастика для глаз в стихах, гимнастика по дням недели...

Сказки про глазки

Рекомендации по обучению дошкольников правильному выполнению упражнений для снятия зрительного напряжения и профилактики зрительного утомления...

как закапывать глазки

как правильно закапывать глаза и закладывать мазь в глазки...

Реализация ФГТ. Конспект занятия "Мои помощники глазки"

Цели и зади Цель Создание условий для естественногопсихологического развития ребенка Задачи Развитие эмоциональной сферы Развитие коммуникативных умений Развитие волевой сферы Развитие ли...

"Играем глазками"

Консультация для родителей как в домашних условиях проводить зрительную гимнастику. Гимнастики авторские....

"Здоровые глазки вашего ребенка"

Консультация для родителей. Проведение зрительных гимнастик в домашних условиях....

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности "Глазки, глазки, что вы делали?"

Образовательные области – Познание, Здоровье, Коммуникация, Социализация, Безопасность.Задачи:Обучающие:Дать детям знания о строении глаза, значении и возможности глаз человека.Расширять словарь...