Главные вкладки

    КОНСПЕКТ семинара-практикума для родителей «Дружный круг!» в младшей группе.
    методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

    Смирнова Ирина Алексеевна

    Обучение специальным движениям рук и их тренировка; развитие внимания, связанного с координацией движений; развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений. Стимулирование развития сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №1637»


    111401, г. Москва, ул. 3-я Владимирская, д.12А                                                                  тел.:(495) 672-02-35

    e-mail: 1637@edu.mos.ru                                                                                       тел./факс: (495) 672-01-99

    КОНСПЕКТ

    семинара-практикума для родителей  

    «Дружный круг!»

    в младшей группе

                                                                           Составила и провела

                                                                            учитель-дефектолог

                                                                            (тифлопедагог)

                                                                            Смирнова И.А.    

                                                                           

                                                                           

    Москва, 2016год

    Коррекционное занятие на семинаре-практикуме: развитие осязания и мелкой моторики.

    Цель коррекционной работы: обучение специальным движениям рук и их тренировка; развитие внимания, связанного с координацией движений; развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений. Стимулирование развития сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.

    Совершенствовать навыки обводки фломастером по трафарету и штрихования в одном направлении восковым мелком.

    Расширять представления детей о природе и обществе людей,  развивать ориентацию в признаках и свойствах предметов окружающего мира с помощью сенсорных анализаторов.  Дать каждому ребенку возможность получить опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя частью коллектива.  Продолжать учить называть время года - «осень», повторить основные признаки.

    Коррекционная направленность методов обучения: занятие подгрупповое с родителями, в помещении групповой комнаты.

    Пособия и материалы: волшебный мешочек, цветные круги на каждого ребенка. Трафареты «Яблоко» и «помидор», листы бумаги для рисования, цветные карандаши, фломастеры. 4-е тазика с песком, мелкие игрушки, наборы для игр с песком. Аудиозаписи с веселой мелодией, звуками флейты.

    Ход: педагог достает волшебный мешочек для Круга и включает аудиозапись мелодии, исполняемой на флейте. Дети и взрослые (родители) рассаживаются по кругу на ковре.

    Дети и взрослые берутся за руки и произносят:

    Собрались все дети в круг,

    Ты мой друг и я твой друг.

    Вместе за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся!

     

    1. Ведущий достает из мешочка игрушек, здоровается с ним: «Здравствуй, Колобок!» и передает его по кругу. Как только он попадает в руки к ребенку, ведущий здоровается с ним, называя по имени: «Здравствуй, Дима!», от имени Колобка, а ребенок отвечает ему.  
    2. Игра на подражание «Раз-два-три, посмотри: это – я, а это – ты». Участники рассказывают стихотворение, хлопая в ладоши и показывая на себя и на других.
    3. Педагог закрепляет с детьми понятие «время года – осень». Дети отвечают на вопросы, и педагог обобщает ответы детей.  Читает стихотворение Алексея Плещеева «Осенняя песенка»:

    Миновало лето,                Птички улетели, 
    Осень наступила.             Стали дни короче, 
    На полях и в рощах         Солнышка не видно, 
    Пусто и уныло.                Темны, темны ночи.

    1. Педагог проводит ритмические пальчиковые игры, которые создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность детей: «Фонарики», «Моем руки», «Заготавливаем капусту», «Печем блины».
    2. Далее педагог проводит игру по правилам «Собираем пирамидку», которая учит ждать своей очереди. Способствует развитию зрительно-моторной координации, слухового внимания и цветоразличению.
    3. Дети и родители рассаживаются в парах на ковре напротив друг друга. Ведущий круга проводит глазную гимнастику и упражнения на укрепление глазодвигательных мышц. Родители обучаются методике и правильным приемам проведения коррекционной гимнастики со своими детьми.
    4. Затем, ведущий предлагает навестить бабушку Маланью. Это очень веселая хороводная игра «Бабушка Маланья», в которой водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные – его повторить. В игре достигается согласованность движений всех детей, единство в создании образа и настроения. На взрослого, изображающего «Маланью» можно надеть платочек или фартучек, он становится в круг. Все участники начинают петь веселую песенку, сопровождая ее выразительными движениями. Слова:

    «У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движения: за руки по кругу).

    Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, с такой головой, с такой бородой (движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают брови руками, делают «круглые глаза», «большой» нос и уши, показывают усы и пр.)

    Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки)

    На нее глядели и делали вот так... (Повторяют за ведущим любое смешное движение).

    Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать, поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, предающими настроение. Движение должно повториться несколько раз, чтобы дети могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

    1. Далее дети со своими родителями переходят в творческие мастерские. Педагоги разделяют участников на две подгруппы. Первую подгруппу приглашают за стол, где воспитатели проводят с детьми коррекционные упражнения на развитие зрительно-моторной координации и закрепление навыков рисования (обводка по трафарету и штрихование). Родителям детей предлагают принять активное участие в процессе закрепления навыков рисования у детей, показывают приемы  педагогического воздействия.

    Вторую подгруппу детей со своими родителями приглашает к себе учитель-дефектолог и проводит  ритуал приветствия «Чувствительные ладошки», в процессе которого осуществляется: знакомство с материалом; пробуждение интереса к занятиям; обучение специальным движениям и их тренировка; развитие внимания, связанного с координацией движений; развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений; развитие речи, памяти, мышления. Игры: «Здравствуй, песок!»; «Волшебные следы на песке»: «Идут медвежата», «Прыгают зайцы». Игра с использованием тактильной доски: рисуем линии в разном направлении (геометрические фигуры, спирали). Игра с использованием камней и природных материалов: фасоль, каштаны:  «Посади огород».  Рефлексия «Нарисуем свое настроение сейчас».

    1. После занятий с песком все дети и родители идут мыть руки. Педагог сопровождает действия детей словами потешки «Водичка, водичка умой мое личико…».
    2. Педагог раскладывает на ковре цветные круги и просит детей занять свободный кружок. Дети рассаживаются на ковре, а родители садятся рядом со своими детьми. Далее раздает всем массажные мячи и проводит следующие упражнения: «Сжимаем мяч», «Раскатываем вверх-вниз», «Раскатываем по кругу», «Раскатываем на полу вперед-назад, по кругу», «Покатился колобок (прокатываем по ногам)», «Катаем по кругу на животе (лежа на спине)». Дети отдают мяч своей маме.

    Педагог показывает родителям, как делать массаж рук ребенку. Родители под руководством педагогов проводят массаж рук своему ребенку:

    •  Растирание середины ладоней и оснований больших пальцев.
      Активизируем речевые зоны.
    • Растирание запястий.
    • Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.
    • Массаж каждого пальчика с переходом на ладонь до запястья.
    • Массаж кончиков пальцев. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.
    • Возьмите кисть ребёнка в свою руку и лёгким легкими круговыми движения четырех пальцев поглаживаем  ладонь, и пальцы малыша.
    • Ребенок самостоятельно встряхивает кистями рук.
    1. В конце  круга ведущий проводит пальчиковую игру «Как живешь? Вот так...» для создания положительного эмоционального настроя в процессе коллективного взаимодействия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект семинара-практикума для родителей 2 младшей группы на тему: «О здоровье всерьёз».

    формиФормирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей....

    Конспект мастер класс для родителей детей 2-ой младшей группы Заучивание стихотворения А.Прокофьева «Метель»

    Конспект  мастер класс  для родителей детей 2-ой  младшей группы Заучивание стихотворения А.Прокофьева «Метель»Цели: Познакомить со стихотворением. Формировать диалогическую речь, учить...

    Конспект мастер класс для родителей детей 2-ой младшей группы Заучивание стихотворения А.Прокофьева «Метель»

    Конспект  мастер класс  для родителей детей 2-ой  младшей группы Заучивание стихотворения А.Прокофьева «Метель»Цели: Познакомить со стихотворением. Формировать диалогическую речь, учить...

    Конспект совместного досуга для родителей и детей 2 младшей группе ДОУ

    Конспект содержит цель, задачи, методику проведения....

    Конспект по развитию речи «Мы — дружные ребята» в младшей группе

    Обучать детей умению вести диалог со взрослым: слушать и понимать заданный вопрос, упражнять в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивост...