План – конспект семинара практикума. Тема: Экспериментариум (с детьми подготовительной к школе группе)
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Научить детей познавать мир, экспериментальным путем

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksrepimentarium_makrushina_t.m.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

семинара практикума

Тема: Экспериментариум

с детьми подготовительной к школе группе

Подготовила и провела:

 Макрушина Т.М. воспитатель высшей категории

ГБОУ детский сад №1244

Москва 2013 год

Цель занятия:

  • Научить детей познавать мир, экспериментальным путем

Задачи занятия:

  • Научить детей использовать различные материалы для познания окружающего мира
  • Закрепить знания детей о разновидностях экспериментальной  деятельности
  • Развивать мышление, логику, внимание
  • Воспитывать принцип взаимоподдержки
  • Воспитывать способность решать задачу, поставленную взрослым

Ход занятия:

1 часть

Ведущий:    Мы с вами поговорим о воздухе.

Мальвина:  О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Ведь он невидимый, прозрачный.

Ведущий: (Обращается к детям)

        Но если постараться, его можно увидеть?

Дети:  Можно!

Дети:  (Берет в руку стакан)

Посмотрите, этот стакан кажется пустой. Я переверну стакан вверх дном, и аккуратно, не наклоняя его в сторону, опущу в банку.

Мальвина:  Что получится?

Дети:  Вода не может залиться в стакан, потому что он уже занят воздухом и свободного места там нет.

Мальвина: Молодец! (Дети садятся)

Мальвина: А что будет, если стакан опустить в банку с водой, но не удерживать его прямо, а немного наклонить, что появится? (ответы детей)

Ведущий: Давайте проверим.

Дети: (проводит эксперимент)

        Вода выходит из стаканчика в виде пузырьков.

Мальвина: Я тоже знаю как можно воздух увидеть. Только теперь я буду руководить. (Вызывает детей)

Мальвина: Возьмите трубочки, поместите их конец в воду и тихонько подуйте. (Дети дуют) Что вы видите?

Дети:  Появляются пузырьки воздуха. (Дети садятся)

Мальвина: Вот мы и увидели воздух, а как вы думаете, услышать его можно? (Ответы детей) Да, когда он дует.

Дети: Да, для этого можно подуть в какую-нибудь бутылку или колбу.

Дети: Или приложить бумажку к губам и подуть. (Дети дуют в пробирку, а потом выдыхают струю воздуха на край бумажки, которую приложили к губам) Вот мы и услышали воздух.

Мальвина: Когда вы дуете на бумажку, она дрожит и заставляет дрожать воздух. Вот и получается звук.

(Дети садятся)

Мальвина: Ну вот, мы увидели, услышали воздух. А вот, скажем, почувствовать его можно?

Дети: Да!

Мальвина: Как?

Дети: Надо помахать руками навстречу друг другу.

Мальвина: А почему мы чувствовали воздух?

Дети: Потому что мы руками толкаем воздух, отталкиваем его и воздух движется.

Мальвина: А мы можем увидеть движение воздуха?

Дети: Да, мы можем подуть на любой легкий предмет, например султанчик, и увидим как воздух движется и двигает ленты на султанчике.

Ведущий: Ребята, а что же такое движение воздуха? Послушайте загадку

        Я березку качну,

        Я тебя подтолкну,

        Налечу, засвищу,

        Даже шапку утащу.

        А меня не видать.

        Кто я? Можешь отгадать! (Ветер)

Физ минутка:

Давайте встанем и немного подвигаемся.

        Ветер дует нам в лицо,

        Закачалось деревцо.

        Ветер тише, тише, тише,

        Деревцо все ниже, ниже.

2 часть

Ведущий: Правильно! А кто скажет, как ветер влияет на природу?

Дети: Ветер качает деревья, разбрасывает семена.

Дети: Передвигает воздух, проветривает помещения.

Дети:  Поднимает пыль, сносит дома, перемещает воздух.

Незнайка: От чего зависит, поднимет ветер пыль или снесет дом?

Дети: От силы ветра.

Ведущий: Правильно, а что появляется на поверхности водоемов, когда дует ветер?

Дети: Волны.

Мальвина: А я придумала! Давайте сами превратимся в ветер.

(Раздает трубочки детям)

Мальвина: Вы будете дуть на свое море, а мы посмотрим, какие волны у вас получатся.

Незнайка: Интересно, а если м ы поместим в наше море кораблик с парусом, ветер сможет его переместить?

        (Воспитатель опускает кораблик в воду у бортика емкости)

Ведущий: Дуйте, ветерки на кораблик! (Дети дуют на кораблик, он перемещается к другому бортику емкости)

Вода

1 ребенок: Вода жидкая и не имеет форму

        (Проводим опыт)

Вода не имеет формы.

В мерном стаканчике находится вода, стаканчик узкий и высокий, мы видим, что вода заняла всю емкость. А теперь я перелью воду в другую емкость, другой формы, которая низкая и широкая, вода опять заняла всю емкость. Значит вода не имеет форму.

2 ребенок: Вода-растворитель.

        У меня на столе стоит сахар, пищевой краситель и камушки.

  1. В емкости с водой я сначала помещу сахар, размешаю. (Размешивает). Вода стала сладкая.
  2. Теперь  я растворю в воде пищевой краситель (размешивает). Вода стала цветная.
  3. А в этот стаканчик я положу камушки и размешаю (Размешивает). Камушки не растворились.

Значит вода растворитель, но растворяет не все вещества.

3 ребенок: Тонет – не тонет

У меня на столе лежит предметы из разных материалов, сейчас проверим, что тонет, а что не тонет. И я разложу предметы по группам. (дерево, металл, пластмасса, ткань и бумага). Не тонет дерево и пластмасса с воздухом внутри. Тонет металл, плотная пластмасса. Ткань и бумага тонут после намокания.

Магниты

  1. А теперь мы с вами поговорим о магнитах. Вот перед вами предметы из разных материалов. Давайте посмотрим какие из этих предметов притягивает магнит.

Ребенок (проверяет). Металлические предметы притягиваются, а не металлические – нет.

  1. Интересно, а через картон магнит будет притягивать?

Ребенок (проводит) Да через картон металлические предметы тоже притягиваются (показывает) и даже двигаются.

  1. Представляете, кто-то перемешал фасоль с болтами! Как нам быть, как отделить фасоль от болтов?

Ребенок: Надо использовать магнит (делает)

Ведущий: Посмотрите, вы сейчас увидели применение магнита. А вот узнать где еще применяется магнит в быту я порошу вас дома вместе с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе Тема: «Герои космоса»

План-конспект непосредственно   образовательной деятельностис дошкольниками в подготовительной к школе  группеТема: «Герои космоса»...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Тема: «Где живут чудеса» (Двадцать пять лет нашему детскому саду «Берёзка»).

План-конспектнепосредственно образовательной деятельностис дошкольникамив подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.Тема: «Где живут чудеса» (Двадцать пять лет нашему детскому саду...

Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы с тяжёлыми нарушениями речи (группа №7) Лексическая тема: ФРУКТЫ

Представленный конспект ООД по развитию речи по лексической теме "Фрукты" разработан для детей подготовительной к школе группы с ТНР....

Семинар-практикум с родителями старшей и подготовительной к школе групп на тему: «Профориентация детей дошкольного возраста».

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.К выбору своей будущей профес...

План-конспект организованной образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе «О здоровом питании» Открытый просмотр. тема недели: «Хочу быть здоровым» тема дня: «Здоровая пища» подготовила и провела воспитатель МБДОУ д/с №

Задачи: 1. Сформировать представление о зависимости здоровья человека от способа питания («Познание»). 2. Сформировать знания о полезных и вредных продуктах («Познание»). 3. Учить детей прояв...

План-конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы: «Экскурсия в школу ГИБДД»

Экскурсия в школу ГИБДД с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий поможет дошкольникам обобщить знания по формированию элементарных математических представлений; ...