Главные вкладки

    Круглый стол "Формирование инклюзивной компетентности педагогов в условиях дошкольного образования"
    методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

    Журина (Ваганова) Светлана Федоровна

    Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей.

    Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам. Включение, или инклюзия требует реформирования образовательного учреждения так, чтобы оно отвечало нуждам и потребностям всех детей без исключения.

    Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Показателем профессионализма педагога является его способность гибко реагировать на особые образовательные потребности нетипичных детей, а также находить при необходимости альтернативные формы коммуникации с нетипичным ребенком.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_inklyuzivnoy_kompetentnosti.rar1.77 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

    Круглый стол

    «Формирование инклюзивной компетентности педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения»

    https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=3ad8653813d2ae4491e2afec4fb73b06&n=13&exp=1

    с.Яр-Сале

    Цель: формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров.

    Задачи: 

    -повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов;

    -формировать представления о психологических особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

    -проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации.

    Ход работы: 

    Психолог: Здравствуйте, уважаемые педагоги. Свое выступление я хочу начать со стихотворения.

    Мне страшно. Голова гудит.
    Там мечутся слова и просятся уйти.

    “Пусти нас, Соня, в мир пусти!”

    Но рот мой на замке,

    А ключ к замку в мозгу-

    И как его достать?

    Ну помогите ж мне!

    Я не хочу немой остаться,

    Но страх засовом запер рот.

    Слова рождаются, живут и чудеса творят

    В мирах, что в голове я создаю…

    И вот В конце концов и умирают.

    Чтоб им жить, Их надо в мир, вовне пустить.

    Но как? Скажите мне!

    А вдруг их люди не поймут?

    Сквозь рот мой проходя,

    Изменятся слова, их мир не примет,

    Оттолкнёт, а вместе с ними- и меня?

    Как жить? Мне страшно. Голова гудит”. (Соня Ш., у девочки аутизм. На момент написания стихотворения ей было 8 лет).

    Психолог: С помощью данного стихотворения мы можем с вами немного прочувствовать то, что испытывают и чувствуют дети с ограниченными возможностями здоровья.

    Как вы догадались, сегодняшняя наша встреча посвящена работе с детьми особой категории, а именно формированию инклюзивной компетентности педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения.

    Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей.

    Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам. Включение, или инклюзия требует реформирования образовательного учреждения так, чтобы оно отвечало нуждам и потребностям всех детей без исключения.

    Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Показателем профессионализма педагога является его способность гибко реагировать на особые образовательные потребности нетипичных детей, а также находить при необходимости альтернативные формы коммуникации с нетипичным ребенком.

    Упражнение «Котенок». Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его. В конце упражнения психолог говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.

    Давайте рассмотрим модель формирования индивидуального образовательного пространства (слайд на презентации)

    Выделяют совокупность элементов в педагогической инклюзивной компетентности с точки зрения практических предметно-манипулятивных умений и навыков педагога инклюзивной группы:

    1. Создание инклюзивной среды обучения, предполагающей активное участие каждого ребенка в различного рода социальных мероприятиях вне зависимости от его индивидуальных особенностей. При этом компетентность педагога выражается в организационном умении сформировать дружественную атмосферу, где все дети имеют возможность удовлетворить свои образовательные потребности и не оказаться в ситуации социальной неудовлетворенности. Основными личностными характеристиками педагога является открытость и его готовность к грамотному разрешению возникающих затруднений.

    2. Предоставление в случае необходимости для каждого ребенка С ОВЗ дополнительного временного резерва при выполнении различных учебных заданий или некоторых социальных поручений. Ключевым индикатором компетентностных характеристик педагога  в данной ситуации является осознанный уход от стереотипных представлений о соблюдении фиксированной нормы для всех детей.

    3. Оказание социально-педагогической поддержки ребенку с особенностями развития. Данный элемент профессиональной компетентности педагога ориентирован на постепенное развитие доверительных отношений с ребенком. При этом важным условием осуществления социально-педагогической помощи особенным детям служит комбинированное сочетание собственно профессиональных и индивидуально-личностных характеристик педагога.

    4. Мотивированное создание ситуаций взаимной поддержки в системе «нетипичный ребенок – типичный сверстник». Профессионализм педагога состоит в создании благоприятной фоновой обстановки развития социальной субъектности ребенка с ОВЗ, при которой он демонстрирует не только пассивное поведение, но и является активным участником всех взаимодействий субъектов группы.

    5. Умение выявить ближайшие и отдаленные академические и социализаторские перспективы детей особой категории.

    6. Инициирование сотрудничества между специалистами различного профиля для достижения максимально комплексной инклюзии особого ребенка в учебно-воспитательное пространство. Данная способность педагога занимает ведущее место в структуре его профессиональной компетентности в области инклюзивного образования, так как умение применять на практике командный подход позволяет достичь всестороннего раскрытия инклюзивного потенциала дошкольника с ОВЗ.

    7. Сочетание основ тактического и стратегического планирования при разработке индивидуального образовательного маршрута для детей с особенностями  развития. Педагогический профессионализм выражается в способности педагога к системному видению всех сильных сторон развития личности особенного ребенка, его социально-педагогических пробелов и стратегических резервов для восстановления полноценного функционирования.

    Следует признать продуктивность представленной позиции и значимость идеи о наличии четкой взаимосвязи между эмоционально-личностной вовлеченностью педагога и достигнутыми результатами в ходе формирования готовности дошкольника к включению в более широкий социум.

    В работе с особенными детьми важна не только работа с самими детьми, но и их семьей, так как сама семья может испытывать трудности во взаимоотношениях с детьми. С помощью упражнения «Мать инвалида» мы попытаемся понять, что чувствуют и испытывают родители в данной ситуации.

    Упражнение «Мать инвалида». С помощью данного упражнения сейчас я продемонстрирую то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ. Группа участвует, отвечая на вопросы.

    Глаза: Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду».

    Рот Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях.

    Уши Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения.

    Руки Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки»

    Сердце. Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа»).

    Живот Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания».

    Бедра Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии.

    Ноги Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается

    Психолог: в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно детский сад - первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений.

    Сейчас мы с вами с помощью упражнения «Кенгуру» поразвиваем нашу эмпатию и чувство сопереживания другим.

    Упражнение «Кенгуру». Участникам на пояс завязывается шарф или косынка, образуя «сумку кенгуру». В нее сажают детеныша — мягкую игрушку-зверушку. По команде ведущего «кенгуру» начинают прыгать к условленному месту, стараясь не выронить малыша. Руками придерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые кенгуру.

    Итог. Психолог: Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения, обеспечивающего интегрированное / инклюзивное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса таких детей.

    Учитывая, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает возможность свободного выбора образовательного учреждения, каждому педагогу необходимо обладать определенным уровнем сформированности инклюзивной компетентности как составляющей его профессиональной компетентности.

    В заключении я хочу показать вам видео. Дети с синдромом Дауна участвуют в соревнованиях, каждый сам за себя, а что будет дальше смотрите в видео.

    Нам самим условно «здоровым» людям необходимо поучится взаимопомощи у детей с ограниченными возможностями здоровья.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

    В настоящее время отношение к детям с ОВЗ заметно изменилось: мало кто возражает, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения, основной вопрос в том, как сделать так, чтобы ребе...

    «ОТ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА – К КАЧЕСТВУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

    Одним из условий профессиональной деятельности педагога является владение ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и...

    ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. По...

    РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Основные вопросы, обсуждаемые в статье, -  компоненты профессиональной компетентности воспитателей, реализующих инклюзивную практику, сложности и пути решения в организации инклюзивной деятельнос...

    "Инклюзивная компетентность педагога дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО"

    Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в жизнь дошкольного учреждения и ш...

    Формирование инклюзивной компетентности педагогов в условиях дошкольной образовательной организации

    Актуальность осуществления инклюзивного образования  в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений.Общеизвестно, что современная система специального образования прете...