Картотека чистоговорок и скороговорок на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
картотека по логопедии по теме

Пегина Ольга Александровна

Цель: Формировать правильное произношение, артикуляцию, тренировать дикцию. Учить детей быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Картотека чистоговорок и скороговорок на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста 

Подготовила:  

воспитатель МКДОУ ЦРР –

 детский сад №21 г. Россошь

 Пегина О.А.  

Чистоговорки и скороговорки

для детей дошкольного возраста

hello_html_m531a1886.jpg

Чистоговорки для детей
Чистоговорки нужны для того, чтобы речь малыша звучала чисто, понятно и четко. Занимайтесь с детками с чистоговорками, например, таким образом:
1. Вы произносите три раза слог и чистоговорку, а малыш повторяет. 
2. Вы произносите слог один раз, а ребенок его трижды повторяет и по памяти произносит чистоговорку.
3. Ребенок произносит чистоговорки самостоятельно по порядку.

[м]
Ма-ма-ма – я сама.
Мо-мо-мо – лук помой.
Мы-мы-мы – ждем зимы.
Ом-ом-ом – строим дом.

Ми-ми-ми – меня за руку возьми.
Мо-мо-мо – мы идем в кино.

Ма-ма-ма – все я делаю сама.
Му-му-му – в руки букву я возьму.

[л]
Ли-ли-ли: в синем море корабли.
Ля-ля-ля: мачта корабля.
Ле-ле-ле: гнезда на скале.
Лю-лю-лю: мамочку люблю.

Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло.
Ла-ла-ла – мама клещи принесла.
Лу-лу-лу – бабушка дала пилу.
Ли-ли-ли – папа строит корабли.
Ле-ле-ле – он их строит на земле.

[р]
Ри-ри-ри – на орехи посмотри.
Ро-ро-ро – у орехов есть ядро.

Ра-ра-ра – за горой стоит гора.
Ру-ру-ру – мышка спряталась в нору.
Ра-ра-ра – в лесу нора.
Ры-ры-ры – елка около норы.
Ру-ру-ру – загляну в нору.
Рю-рю-рю – кто там, посмотрю.
Ри-ри-ри – темно внутри.
Ре-ре-ре – лиса в норе!

Тра-тра-тра, тра-тра-тра — вижу пламя я костра.
Тро-тро-тро, тро-тро-тро — будем строить мы метро.
Тру-тру-тру, тру-тру-тру — тесто подойдёт к утру.
Тры-тры-тры, тры-тры-тры — будем покупать шатры.

Гра-гра-гра, гра-гра-гра — начинается игра.
Бро-бро-бро, бро-бро-бро — делайте всегда добро.
Кру-кру-кру, кру-кру-кру — покупай скорей икру.

Ар-ар-ар, ар-ар-ар — в магазине синий шар.
Ор-ор-ор, ор-ор-ор — за окном гудит мотор.
Ур-ур-ур, ур-ур-ур — на дороге много фур.
Ир-ир-ир, ир-ир-ир — папа носит свой мундир.
Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр — на столе овечий сыр.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра — за мостом стоит гора.
Ро-ро-ро, ро-ро-ро — подари нам гусь перо.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру — повстречал я детвору.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры — наступил конец игры.

[п]
По-по-по – песню пой.
Пы-пы-пы – вытри пыль.
Пу-пу-пу – летит пух.
Уп-уп-уп – готовлю суп.

[б]
Бо-бо-бо – большой забор.
Бы-бы-бы – в лесу грибы.
Ба-ба-ба – бежит кабан.

Ба-ба – на крыше труба.
Бей-бей – прилетел воробей.
Би-би – прилетели голуби,
Бой-бой – покружили над трубой.
Бу-бу – птицы сели на трубу.
Бе-бе – птицы на трубе.

[т]
Та-та-та – поймай кота.
Ту-ту-ту – поет петух.
То-то-то – поем батон.
Ят-ят-ят – птички летят.

[д]
Ду-ду-ду – домой пойду.
Ды-ды-ды – попей воды.
Да-да-да – пойду сюда.

Де-де-де – Денис в воде.
Ди-ди-ди – из речки выходи!
Дём-дём-дём – домой пойдём!
Ди-ди-ди – всё лето впереди!

[н]
Но-но-но – у нас темно.
На-на-на – стоит стена.
Ны-ны-ны – идут слоны.
Он-он-он – возьми бидон.

На-на-на, на-на-на – на лугу растет сосна.
Ни-ни-ни, ни-ни-ни – осенью короче дни.
На-на-на, ни-ни-ни.

[в]
Ву-ву-ву – лови сову.
Во-во-во – воет волк.
Вы-вы-вы – бегут львы.

[ф]
Аф-аф-аф – купили шарф.
Уф-уф-уф – сядь на пуф.
Оф-оф-оф – поймали сов.

[к]
Ко-ко-ко – рот далеко.
Ка-ка-ка – дай молока.
Ку-ку-ку – лежи на боку.
Ок-ок-ок – беги со всех ног.

Ка-ка-ка – под мостом течет река.
Ко-ко-ко – мост над речкой высоко.
Ке-ке-ке – рыба плавает в реке.
Ки-ки-ки – возле речки рыбаки.

[г]
Га-га-га – у козы рога.
Гу-гу-гу – по лугу бегу.
Го-го-го – стоит вагон.

Га-га-га – заболела нога.
Ге-ге-ге – плохо ноге.
Ги-ги-ги – мама жарит пироги!
Ге-ге-ге – позабыл о ноге.
Гу-гу-гу – на кухню бегу.
Ги-ги-ги – хороши пироги!

Га-га-га – не болит нога!

[х]
Ха-ха-ха – поймал петуха.
Хо-хо-хо – идет Пахом.
Хи-хи-хи – поел ухи.
Ух-ух-ух – летит пух.

[с]
Са-са-са: на столе оса.
Су-су-су: боимся мы осу.
Сы-сы-сы: жало у осы.
Се-се-се: кисель дадим осе.
Са-са-са, са-са-са — у сосны стоит лиса,
Си-си-си, си-си-си — мы едем мимо на такси.

[з]
За-за-за – на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу – мы увидели козу.

Зе-зе-зе – травку дали мы козе.
Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.

[ш]
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что же шепчут камыши?

Шу-шу-шу, шу-шу-шу
Я письмо тебе пишу.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
И пишу я не спеша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
У меня все хорошо.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Мама нянчит малыша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
Помогаю с малышом.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Забочусь о малыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
У тебя как – напиши.

Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.
Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.
Ши-ши-ши – ее любят малыши.
Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.

[щ]
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Дождь идет – я без плаща.
Ще-ще-ще, ще-ще-ще
Нет дождя, а я в плаще.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я тебя не отыщу.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Ты иди, меня ищи!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Вот теперь-то отыщу.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ
Будем мы готовить борщ.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Нету свеклы для борща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Приготовим-ка мы щи.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я капусту поищу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ
Не клади в кастрюлю хвощ!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я морковку поищу.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Брат принес домой леща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Поедим сначала щи.

[ж]
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Еж уходит от ужа.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же
Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Очень мирные моржи.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Не страшны совсем моржи.

Жа-жа-жа – видели в лесу ежа.
Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.
Жи-жи-жи – нас услышали ужи.
Же-же-же – приползли ужи к меже.

[ч]
Чо-чо-чо, чо-чо-чо
У меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Раз болит – иди к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Нет, к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Буду плакать у врача.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Помогают нам врачи.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Коли так, пойду к врачу.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Посадили алычу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
И вот поспела алыча.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Собираем алычу.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо
Подставляй свое плечо.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Сварили сок из алычи.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Всем так полезна алыча.

Ча-ча-ча – снял пушинку я с плеча.
Чу-чу-чу – днем и ночью я молчу.
Чи-чи-чи – везу на стройку кирпичи.
Чу-чу-чу – никогда я не кричу.

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).

Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).

Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).

Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

Прежде чем переходить к быстрому проговариванию чистоговорок, ребенок должен запомнить скороговорку. Темп произнесения убыстряется постепенно.

Чистогооврки с быстрым проговариванием

  • У Сени и Сани сом с усами.
  • Сеня в сени сено вез.
  • У осы не усы, не усищи, а усики.
  • Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.
  • Везет Сеня с Саней, Соню на санях.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Восьмой кол вбили в частокол.
  • Топали да топали, дотопали до тополя.
  • Дятел дуб долбил, да не додолбил.
  • В один, Клим, клин колоти.
  • Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.

Чистоговорки с трудными звуками

Дальше переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч, Р. Они гораздо быстрее войдут в речь ребенка, если вы совместными усилиями сочините что-то вроде:

  • Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).
  • Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).
  • Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).
  • Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).
  • Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).
  • Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).
  • Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).
  • Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).
  • Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).
  • Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).
  • Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).


Затем подбираем скороговорки с этими же

звуками:

  • Жутко жуку жить на суку.
  • Ежу на ужин жук нужен.
  • У ужа ужата, у ежа – ежата.
  • Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.
  • По двору, по подворью в добром здоровье.
  • У нас на подворье погода размокропогодилась.
  • Свинья тупорыла весь двор перерыла.
  • Летят пичужки через три пустые избушки.
  • У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.
  • Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
  • На кочке квочка, квочка на кочке.
  • Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
  • Шли сорок мышей,несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.
  • Тридцать три молодца съели тридцать три пирога, да все с творогом.
  • Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип.
  • Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!

А

Астроном, адвокат и один альпинист, 
Архитектор, аптекарь и даже артист 
Сели однажды на карусели. 
Не удержались и вниз полетели: 
Аптекарь, артист, акробат, астроном. 
Кто из них вам еще не был знаком?

У Аграфены и Арины растут георгины

Б

Бык, бык, белый бок, 
Бегал с булкой на лужок. 

Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку

У бабы бобы, у деда дубы

Белые бараны били в барабаны

Все бобры для своих бобрят добры

В

Волк вальсировал с волчицей: 
"Нам волчиться не годится".

Проворонила ворона воронёнка

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Волки pыщут - пищу ищут

Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.

Г

Голубь в голубой горжетке 
Голубику ел на ветке.

Галка села на забор 
Грач завел с ней разговор

До города дорога в гору,
От города - с горы.

Д

Дом в деревне делал Даня 
"Подрасту, и жить в нем стану

Дима дарит Дине дыни,
Дыни Дима дарит Дине.

Дятел дуб долбил, да не додолбил

Е

 Еле-еле ель Егор 
Затащил к себе во двор

Ё

Ёжик желтой сыроежке 
Рад, как белочка орешкам

Ж

Жаба, журавль и желтый жучок 
В гости к ежихе шли на лужок, 
Чтобы пришила на место портниха 
Буковку Ш и в лесу стало тихо.

У ежа - ежата, у ужа - ужата.
Ужата - у ужа, ежата - у ежа

Жаба в лужице сидела,
Жадно на жука глядела.
Жук жужжал, жужжал, жужжал
И на ужин к ней попал.

У крошки матрешки пропали сережки.
Сережки Сережка нашел на дорожке.

З

Зил зеленый папу злил, 
Заводился плохо ЗИЛ

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

И

Ишь, ты - Иртышь, 
И гладь, и тишь.

Й

В Йошкарлу летели йоги 
Йогурт ели по дороге. 

К

 Кумыс в Китай повез киргиз. 
Китайцам нравится кумыс. 

Сшит колпак, да не по-колпаковски, 
Вылит колокол, да не по-колоколовски. 
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. 
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать

Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет

Кукушка кукушонку купила капюшон.

В капюшоне кукушонок смешон

Л

Лера с Лорой и Лариса 
Маме делают сюрпризы: 
Режут, варят, трудятся, 
Вот какие умницы. 

М

Мало мыло мылилось, 
А вода вся вылилась.

Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила

Мышки сушек насушили, 
Мышки мышек пригласили.
Мышки сушки кушать стали
Зубы сразу же сломали.

Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.

Н

Нитки иволга несет - 
Сарафан себе сошьет.

О

Остренькие рожки 
У козы Сережки 
И сказал Сережка: 
"Я боюсь немножко

П

Пыль, пар, топот, лом. 
Бобр с бобрихой строят дом. 

У пеньков опять пять опят стоят

Р

Расскажите про покупки 
Про какие про покупки 
Про покупки, про покупки,

про покупочки мои

На горе Арарат растет крупный виноград.

Редька редко росла на грядке, 
Грядка редко была в порядке.

На дворе трава, на траве дрова, 
Не руби дрова на траве двора.

Ф

Федя филина боится - 
Филин может рассердиться. 

С

Серый зайка, зубки спрячь: 
Не капуста это, мяч. 

У маленького Сани сани едут сами.
Сани едут сами у маленького Сани

У Сони и Сани в сетях сом с усами.
Сом с усами в сетях у Сони и Сани.

Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

Х

Хитр хорек, быстр хорек, 
Хлеб схватил - и наутек. 

Т

Тетерев на току толкнул тетерева, 
Тот тетерев тетерева, и 
Этого тетерева тетерев.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

От топота копыт пыль по полю летит.

Три сороки-тараторки тараторили на горке

У

Удит рыбу удочкой 
Умница наш Юрочка.

Ц

Циркач циркачке Зиночке 
Подарил косыночку.

Цыплята и курица пьют чай на улице


Цокнул сзади конь копытцем,
Под копытцем пыль клубится

Из соседнего колодца
Целый день водица льется

Скворцы и синицы - веселые птицы.

Ч

Четверть часа чиж чижихе 
Пел частушки на плющихе, 
Черный кот, большой чудак, 
Влез послушать на чердак

Четыpе чеpненьких чумазеньких чеpтенка чеpтили чеpными чеpнилами чеpтеж.

Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Ныне волчата галдят, как галчата.
И, как волчата, галчата молчат.

Течет речка, печет печка.
Печет печка, течет речка.

Ш

Суши шубу Саша, 
Пашина шуба, а не наша. 

В шалаше шесть шалунов

Шла Саша по шоссе и сосала сушку 

Шашки на столе 
Шишки на сосне

Шесть мышат в камышах шуршат

На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.
Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.

Щ

За щекой у щуки щетки. 
Щетки у щуки за щекою. 
Щука глаза прищуривает, 
Да не прищуриваются.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке

Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.

Мама, нас ты не ищи,
Щиплем щавель мы на щи.

Щебетал щегол и щелкал,
Раздувал, как шарик, щеки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.

Ы

Мыши- грызуны. Сыр грызут. 
Догрызли? Догрызают. 

Э

Ели две Эли 
Эклеры в постели. 
Мама отмыла 
Эль еле-еле. 

Ю

Утка - юннатка 
Ютится в палатке. 
Не ютись там утка - 
Жить в палатке жутко.

Я

Яша с Пашей ели кашу, 
Саша с Ташей простоквашу, 
А Мишутка - селедку под шубой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.

Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

В данной работе собран и систематизирован материал по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей детей компенсирующей группы "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ТНР"

Многие родители полагают, что достаточно выучить рано с ребенком буквы, и он будет грамотно читать и писать. Однако получается так не всегда, если у ребенка есть нарушение фонематической системы, то п...

Картотека речевых игр для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и категорианальной идентификац...

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

четкое звукопроизношение и успешное обучение в школе во много зависят  от развития фонематических процессов. Передлагаю игры и упражнения направленные на развитие фонематического слуха у детей до...

Картотека чистоговорок и скороговорок на развитие фонематического слуха для дошкольников.

Чистоговорки нужны для того, чтобы речь ребенка звучала чисто, понятно и четко....