Внедрение элементов песочной терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
консультация по коррекционной педагогике на тему

Мовчан Ирина Александровна

Выступление на конференции Тема: "Внедрение элементов песочной терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 "Чебурашка" г. Туапсе

муниципальное образование Туапсинский район

Выступление

Тема: «Внедрение элементов песочной терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.»

Подготовила:

Педагог-психолог

 МБДОУ ДС №25 «Чебурашка»

г. Туапсе

И.А.Мовчан

г. Туапсе

2018г.

Что нужно для игры в песок.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленький набор          

Возьмем в игру… Подобно Богу,

Мы создадим свой Мир чудес, Пройдя Познания дорогу.

                                                                                              (слайд2)

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Но на самом деле это удивительный и таинственный материал. (слайд 3,4 ). И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухим и мокрым, легким и тяжелым, липким и рассыпчатым. Он с легкостью принимает любые формы, а через несколько секунд может рассыпаться. Все эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества и фантазии, как оказалось, можно успешно использовать в работе с дошкольниками. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма взаимодействия и преобразования мира. Что же происходит с ребенком, когда он играет с песком? Зачастую ребенок не может словами выразить свои переживания, эмоции, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая волнующие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка свой собственный мир, ребенок освобождается от переживаний, от эмоционального напряжения. А самое главное- ребенок приобретает собственный бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.

. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. Происходит «заземление» негативных эмоций, которые словно «уходя в песок» – тем самым успокаивают состояние ребенка, делают его более уверенным в себе, гармоничным. Особенно в холодный период времени удачно происходят сеансы песочной терапии в индивидуальной и подгрупповой работе.

 Развивающие занятия с песком эффективнее, чем стандартные приемы: − во-первых, существенно усиливают желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно; − во-вторых, мощно развивают тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта»; − в-третьих, более гармонично, интенсивно развивают все высшие психические функции(память, мышление, восприятие, внимание), а также речь и моторику; − в-четвертых, совершенствуют развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. (слайд 5)

Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки, могут страдать и более глубокими речевыми нарушениями: ОНР, дислалия, алалия, дизартрия, заикание и т. д.; они требуют к себе особого внимания. Сложность различных речевых нарушений ведут за собой и нарушения эмоционально-волевой, коммуникативной сфер, также проявляются и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления. Поэтому игры — занятия с песком так необходимо детям с нарушением речи. Они приносят радость открытий и удовольствие от игры, существенно повышают мотивацию к занятиям, снимают напряжение.

Трогая руками песчинки, ребёнок развивает мелкую моторику рук. Все это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития человека. Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Игры с песком для детей дошкольного возраста – это не просто увлекательный игровой процесс, но также и естественная природная среда, в которой гармонично создаются благоприятные условия для развития творческого потенциала и познавательной сферы детей, активизации эмоциональных резервов, оказания терапевтического эффекта. Именно поэтому песочную терапию с успехом применяют в дошкольных образовательных учреждениях.

Немного истории

Метод sandplay (дословно - песочная игра) пока мало известен в России. Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок.

Техника песочной терапии” возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Автором этого метода, возникшего в 50ых годах прошлого века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф.

Считается, что истоки «песочной терапии» - в книге известного писателя-фантаста Герберта Уэллса «Игры на полу» (1911) (слайд 7). В ней он описывает, как его сыновья, играя с миниатюрными фигурками, находили выражение и облегчение трудностям в отношениях с членами семьи и друг с другом. Именно эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфелд, основавшую Лондонский Институт Детской Психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. (слайд 8). Первый же ребенок, увидевший эти фигурки, перенес их в песочницу, стоявшую рядом, и стал играть с ними в песке. Именно это и положило начало «технике построения мира» - диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной Маргарет Лоуэнфельд. (М. Lowenfeld, 1979; K.Bradway). Дора Калф, прошедшая обучение у М. Лоуенфельд, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуации и развитию трансцендентной функции, которые она изучала у К.Г. Юнга.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт–Петербурского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна, Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна «Чудеса на песке. Песочная игротерапия» (слайд 9)

Цель и задачи песочной терапии (слайд10,11)

Основная цель песочной терапии – достижение эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.

Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.

  • Проработка сильных эмоций и чувств и их осознание.  
  • Выведение внутренних бессознательных символов на уровень сознания. Понимание своей ситуации и путей решения своих проблем.
  •           Избавление от накопленного эмоционального напряжения, катарсис (освобождение от груза негативных переживаний).
  • Расширение         представлений         о         себе,         своих         ресурсах         и возможностях. Открытие доступа к своему творческому потенциалу.
  • Усиление веры в себя и доверия к миру в целом.
  • Развитие новых отношений к себе, окружающим и к жизни.

(слайд 12)

Особенности песком работы с детьми раннего возраста.

(Слайд 13,14)

                      У детей раннего дошкольного возраста не сформировалась ролевая игра, в этом возрасте ребенку свойственно манипулировать с песком. Поэтому на занятиях преобладают игры: прятанье предметов, пересыпание, лепка, отпечатки на песке (рук, формочек, колес и т.д.), построение горок, ямок, скатывание с них различных предметов. Игра в этом возрасте ритмична, повторяема в своем сюжете и это является необходимым фундаментом для формирования образной игры, свойственной дошкольному возрасту.

Игры дошкольников раннего возраста стабилизируют эмоциональное состояние, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику, учат ребенка прислушиваться к собственным ощущениям, анализировать результаты опытов. Также способствуют развитию речи, внимания и памяти.

Особенности работы с детьми дошкольного возраста.

(слайды 15,16,17)

Ведущая деятельность этого возраста – сюжетно-ролевая игра.

Поэтому не стоит требовать от ребенка этого возраста статичной картины на песке. Часто построив картину, он принимается обыгрывать ее, передвигая и переставляя фигурки и персонажи, меняются и картины на световом столе, сюжет и формы. С дошкольниками старшего дошкольного возраста очень интересно и продуктивно придумывание и обыгрывание сказок на песочном поле.

В работе с дошкольниками старшего дошкольного возраста я применяю не только «песочницу», световой песочный стол, но и другие методы работы с песком, о которых я расскажу вам немного позже.

Песочная терапия в работе с детьми ОВЗ

(слайды 18-21)

Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.  

Часто дети с ЗПР затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.  

 Процесс игры  в песочной терапии помогает двигаться от ощущения зависимости от сложившейся ситуации к тому, чтобы стать создателем ситуации. Кроме того, песок поглощает негативную энергию. Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3х летнего возраста.        Коррекция эмоциональной сферы посредством метода песочной терапии позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.

 В частности, песочная терапия позволяет работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с детьми, испытывающие проблемы стыда, вины, лжи, трудности принятия своих чувств. Кроме того, песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации.

 В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.

Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию.

  Примеры некоторых упражнений.

«Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна) 

- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. 

- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали.

- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

  Скользить по поверхности песка как змейка или как машина. 

  Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

  Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

  Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

  Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

  Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

Использование элементов песочной терапии в своей работе с дошкольниками.

(слайды 22-25)

Первым в моем песочном уголке появился световой песочный стол, в комплекте к нему прилагался кварцевый песок.  И работа началась…

Передо мной стала задача, в работе с какими детьми песочная терапия будет более эффективна. И т.к. песок может заземлять негативную психическую энергию, тем самым способствует гармонизации психоэмоционального состояния ребенка, я стала применять элементы песочной терапии с дошкольниками, у которых после проведенного диагностического обследования и путем наблюдения, был выявлен повышенный уровень агрессии.

На световом песочном столе дошкольники знакомились с песком, с его качествами, рисовали картины на песке и составляли, с помощью подручного материала узоры.

Рисование песком

Рисование песком, песочная анимация – это необычное искусство создания картин с помощью песка, это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.

Рисование песком развивает:

  1. Мелкую моторику
  2. Улучшает память
  3. Пластику движений
  4. Работу мозга
  5. Происходит борьба со стрессом.

Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение. Манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

  1. Дети чувствуют себя более успешными;
  2. На занятиях весело, нет скуки и монотонности;
  3. В детском саду ребенок легче адаптируются в коллективе;
  4. Страх и напряжение исчезает.

«Педагогическая песочница»

(слайды 26 -31)

Затем в Песочный уголок мы приобрели «Песочницу».

«Песочница». Впервые термин «педагогическая песочница» использовала Наталья Александровна Сакович

Оптимальный размер песочницы 50см х 70см х 8см.для групповой работы размер песочницы может быть 1м х 1,40м х 10см. В идеале материал – древесина. Дно и внутренние стороны ящика должны быть выкрашены в светло-синий тон, что символизирует воду и небо. Песок должен быть очищенным, не слишком мелким. И занимать 1/3 песочницы.

«Песочница» материал пластмасса тоже допустима. Мы приобрели две емкости размером 50см х 70см х 8см.Одна песочница заполнена кварцевым песком. Вторая песочница заполнена речным обработанным термически песком. Вторую песочницу я использую для работы с влажным песком. Поэтому рядом с песочницами всегда стоит емкость с водой, чтобы ребенок мог «вызвать дождь» и превратить сухой песок во влажный. В союзе с водой песок в руках ребенка становится более податливым, «сговорчивым», легче подчиняется творческой воле детей. В союзе песка и воды материя напитывается чувством, жизнью и приобретает способность образовывать новые формы. Горы, холмы, долины, разнообразные рельефы – все постройки из мокрого песка более прочны.

И конечно же для работы в песочнице необходима коллекция миниатюрных фигурок.

В коллекцию миниатюрных предметов может входить все, что когда-либо встречалось, встречается и будет появляться в окружающем мире: от предметов повседневности до фантастических образов. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и психотерапевтической работы, следует подчеркнуть и наличие мощных ресурсов песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. В песочнице ребенок создает картины своего особенного мира, чувствует себя маленьким волшебником, не боится ошибиться, т.к. игра в песочнице обеспечивает непосредственную деятельность ребенка, где нет никакого правильного и неправильного пути. Песочные миры создаются без предварительной подготовки, без планирования и моделирования и поэтому соответствуют внутреннему миру создателя.  В песочнице ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир.

Этапы работы с песком:

  • Этап прикосновений на поверхности сухого песка.
  • Этап игр и упражнений с погружением рук в песок.
  • Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.

Игры и упражнения: дидактические и психопрофилактические

Кинетический песок.

(32,33)

Кинетический живой песок (песок, который движется) представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой.

Кинетический песок на 98% состоит из обычного кварцевого песка и на 2% - из силиконового полимера, который применяется в пищевой промышленности в качестве добавки (Е 900).

В своей работе с дошкольниками я также использую кинетический песок. Удивительные тактильные ощущения и возможности для формирования мотивации к созидательной продуктивной деятельности предоставляет необычный сыпучий материал, по структуре подобный влажному и пластичному пляжному песку. Отличает его мягкость, текучесть, а во время работы руки малышей остаются чистыми, поэтому игры с кинетическим песком в детском саду набирают популярность.

Игра с кинетическим песком - это, в первую очередь, развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений.

Так же, при игре с песком реализуются следующие цели:

1) развитие осязательного чувства ребенка при работе двумя руками, что благотворно отражается на развитии его речи;

2) развитие сосредоточенности, концентрации внимания;

3) формирование нестандартного творческого мышления.

Для работы с кинетическим песком необходим следующий материал: кинетический или космический песок, формочки, доска для лепки и цветной картон для фона в случае создания картины.

Очень эффективен кинетический песок в решении таких задач как развитие двигательного контроля, элиминация агрессии и импульсивности у дошкольников. К примеру упражнение «Победитель злости», где ребенку предлагается вылепить из кинетического песка шар, на котором с помощью резца обозначают углублениями или рисуют глаза, рот и нос. Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли и чувства» в фигуру. Затем вместе с ребенком придумываем имя. К примеру: «Злюка-калюка», «Злая тучка» и т.д. И в конце упражнения предлагаем ребенку побороться со злостью, разрушить фигуру. В большинстве случаев этот процесс очень нравится детям.

Аппликация с использованием цветного песка.

(Слады 34-37)

Для развития творческого потенциала у дошкольников я применяю в своей работе следующие методы: аппликация с помощью клея, это может быть и клей карандаш и клей ПВА и цветного песка. Для этой работы с дошкольниками можно использовать готовый рисунок, и дети заполняют, закрашивают нарисованную фигуру клеем, затем засыпают цветным песком, через время лишний песок ссыпают в емкость. Также для дошкольников старшего дошкольного возраста применим следующий метод: на листе цветного картона ребенок рисует фигуру с помощью клея ПВА, можно рисовать используя кисть или пользуясь тюбиком клея ПВА, как карандашом, и затем засыпать фигуру цветным песком, лишний песок ссыпая в приготовленную емкость.

Очень интересна для дошкольников старшего дошкольного возраста следующая методика. Аппликация с помощью двустороннего скотча и цветного песка. Для применения этого способа работы необходим следующий материал: двусторонний скотч, цветной песок, ножницы и лист цветного картона. Из двусторонней липкой ленты вырезаем фигуры, создаем композицию на картоне, затем снимаем верхний слой и засыпаем цветным песком. Придавливаем ладонью и ссыпаем лишний песок в емкость. Работы получаются очень яркие, красочные и объёмные.

Для дошкольников 5-6 лет предлагаю готовые шаблоны. Дети снимают верхний слой и заполняют фигуры песком.

Эти два метода позволяют развивать у дошкольников не только творческий потенциал, но и усидчивость, мелкую моторику, фантазию, воображение, восприятие и сосредоточенность, концентрацию внимания.

Сухая аппликация или «песочный карандаш»

(Слайды 38-39)

И в заключении хотелось бы рассказать вам о методе «Песочный карандаш» и сухая аппликация. Существует много видов сухой аппликацииаппликация ватными дисками, тополиным пухом, ватными шариками, но я хочу познакомить Вас с сухой аппликацией песком. Для работы с этой методикой потребуется «песочный планшет» - я использую рамку А4, готовые иллюстрации, «песочный карандаш». Это может быть и корпус от фломастера, авторучки и пустой чистый сухой флакон от клея ПВА. В качестве основы для аппликации лучше выбирать картон темного цвета. Если флакон с песком медленно наклонить, как только наконечник коснется картона, из него высыпается тонкая струйка песка. Манипулируя флаконом с песком, как обычным карандашом, можно получать рисунки любой сложности. Рисовать нужно быстро, смело, не боясь ошибиться. Ведь ошибку всегда можно легко исправить: нужно всего-навсего смести неудавшийся фрагмент кисточкой.

Чем же хороша сухая аппликация песком? Прежде всего это интересный, увлекательный процесс, который не оставляет место для скуки. На первый взгляд может показаться, что сухая аппликация песком, служит только для игры, но это не так. Вы вполне можете использовать этот метод для подготовки руки ребенка к письму. Для этого всего лишь нужно нарисовать на картоне узоры, которые ребенок должен научиться обводить. Узоры нужно постепенно усложнять, можно нарисовать часть рисунка, который ребенок должен симметрично повторить (например, половинку бабочки или вазы) Обводя по контуру узоры разной сложности, ребенок научится ориентироваться в пространстве (на листе бумаги) будет развивать точность движений, внимание и контроль за собственными действиями.

Модифицированная программа коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками старшего дошкольного возраста с использованием элементов песочной терапии «Песочная фантазия».

Для работы с дошкольниками для коррекции эмоционально-волевой сферы мной была модифицирована программа «В гостях у песочной феи». За основу я взяла программу Н.А.Филипповой «Песочная фантазия». Модифицировала программу с учетом возрастных особенностей дошкольников и специфики коррекционной работы с дошкольниками с повышенным уровнем агрессии. Включила элементы и сказка-терапии, арт-терапии, телесной терапии, игры и упражнения для развития концентрации внимания и элиминации агрессии, и импульсивности, для развития положительных коммуникативных навыков. Программа была апробирована на базе нашего дошкольного учреждения.  Через проведения промежуточных диагностических срезов – эффективность программы и получила рецензию кандидата педагогических наук Абутдина Магомедовича Халилова, что позволяет к внедрению программы в коррекционно-развивающей работе специалистов в дошкольном образовании.

Распространение опыта работы по песочной терапии.

После проведения мастер-класса с педагогами ДОУ по теме «Элементы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста» в двух группах закупили световые песочные столы. Используют работу с песком для закрепления пройдённого материала, для создания интереса и концентрации внимания, для развития мелкой моторики и творческого потенциала. Проводят работу с подгруппами и индивидуально. На верандах, в песочных уголках дети играют с кинетическим песком, создавая фигуры с помощью формочек, строят башни и замки.

Мастер-классы также были проведены с законными представителями детей, посещающих ДОУ.

Выступала по этой теме для педагогов-психологов ДОУ на заседании Районного Методического Объединения.

 Делилась опытом работы на зональном совещании руководителей дошкольных образовательных организаций «Развитие дошкольного образования края в соответствии с требованиями ФГОС ДО» в марте 2017года.

P.S.

Очень надеюсь, что мой сегодняшний доклад был интересен вам, и мне удалось не только поделиться с вами своим опытом работы, но и заинтересовать вас в плане внедрения элементов песочной терапии в ваших дошкольных и учебных учреждениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие « Использование арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».

Пособие адресовано педагогам-психологам, воспитателям всем кого интересует вопросы арт-терапии в работе с детьми дошкольного возрста. Представлены арт-терапевтические техники, структура и организация ...

Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе сдетьми старшего дошкольного возраста»...

Выступление на родительском собрании "Арт-терапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Знакомы ли вы с таким понятием, как арт-терапия? Оказывается, это относительно новое направление современной психотерапии активно используется специалистами не только с взрослыми, но и с детьми. Многи...

Использование методов арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Не секрет, что именно в дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаи...

Значимость песочной терапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Песочная терапия во многом помогает и развивает ребенка младшего дошкольного возраста. Для ребенка очень важно его стабильное психо-эмоциональное состояние, психологическое спокойствие и уравновешенно...

Внедрение элементов цифрового обучения в работу с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассказывается об опыте внедрения элементов цифрового обучения в логопедическую работу с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Консультация для педагогов «Элементы песочной терапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Элементы песочной терапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста» Для детей раннего возраста песок – это прежде всего материал, который также ...