Конспект НОД «Путешествие к волшебным гномам».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Русанова Наталья Викторовна

Данное занятие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, направлено на закрепление правильного произношение звука [р] в словах, развитие звукового анализа, фонематического слуха и восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_k_volshebnym_gnomam.konspekt.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 78»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Путешествие к волшебным гномам»

                                                     

Выполнила:

учитель-логопед первой квалификационной категории

Русанова Наталья Викторовна

Энгельс, 2017


Возрастная группа старшая (5-6лет)

Направление образования и развития (Образовательная область): «Речевое развитие».

Цель: автоматизация звука [р] в словах.

Задачи:

1. Коррекционно – образовательные:

  • закреплять правильную артикуляцию звука [р] в слогах, словах;
  • закреплять умение определять позицию звука [р] в словах.

2.Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие, навыки звукового   анализа и синтеза;
  • развивать память, внимание, мышление, воображение.
  • развивать лексико-грамматический строй речи; упражнять в образовании слов противоположных по смыслу (антонимов);
  • развивать моторику руки.

3.Воспитательные:

  • воспитывать стремление овладеть правильной речью, навыки самоконтроля;
  • воспитывать чувство доброты, товарищества.

Форма организации: подгрупповая.

Оборудование: развивающая предметно-пространственная среда  «Фиолетовый лес», наглядно-дидактический материал к развивающей среде (тучи, паровоз); приложение к коврографу «Ларчик» («радужные гномы», «разноцветные веревочки»); предметные картинки (мухомор, рак, стол, чайник, виноград, грабли); карточки с контурами животных (жираф, кенгуру, носорог, тигр, зебра, рысь, пантера); ребус «Рыбак».


Ход НОД

Деятельность логопеда

Деятельность детей

I. Вводная часть.

Ребята, сегодня я приглашаю Вас совершить путешествие в гости к радужным гномам. Злой волшебник украл радугу и спрятал ее. А вместе с радугой исчезли все цвета. Леса, реки, солнце, небо, птицы, животные, цветы - все стало серым и скучным. Если мы выполним задания гномиков, они подарят нам по волшебной ленточке и мир вновь станет красочным! Ребята, вы мне поможете вернуть краски?

Дети, сидя на стульчиках слушают взрослого.

Ответы детей.

II. Основная часть.

К путешествию, надо, как следует, подготовиться!

1.Артикуляционная гимнастика.

Наш язычок проснулся и выглянул в окошко (упражнение «Лопатка»). Посмотрел  направо,  налево, вверх - светит ли солнышко?, вниз - нет ли лужиц на дорожках? (упражнение «Часики»). Сел на лошадку и поскакал (упражнение «Лошадка»). Громко постучим  копытцами по дорожке (упражнение «Барабанщики»). Остановим лошадку («тпру»).

2. Автоматизация звука [р] в слогах.  

Пересядем на вертолет, заведем мотор – «р-р-р…Ра – ро – ру – ры» и полетели!

3.Пальчиковая гимнастика «Вертолет».

Вертолет, лети, лет,    

Быстро лопасти крути.

Приземлились!

4. Автоматизация звука [р] в словах.                                                                              

Ребята, вот, мы на ковровой полянке. «На ковровую полянку заглянул – чудеса встретил!». Давайте подойдем поближе.

Посмотрите внимательно. Большая зеленая равнина. Повторите за мной слово “равнина”.                                                                                                      

Ребята, как вы думаете, какой гном здесь живет?

Перед нами Гном Зеле, он предлагает нам поиграть в игру.

а) Игра «Придумай слово по слогу». (Логопед говорит от имени гнома)

- Ра-ра-ра, начинается игра. Я прошу со слогом «ра» мне сейчас назвать слова.

Продолжаем мы игру - где слова со слогом «ру?»

Молодцы, ребята. Закройте глазки и повторяйте за мной волшебное заклинание: «Раз, два, три – волшебство произойди!» Гномик Зеле подарил нам волшебный зеленую ленточку! Ребята, давайте ленты, будем собирать в волшебную корзинку, чтобы их не растерять в пути.

б) Творческое задание.

Ребята, пока мы играли, незаметно оказались у огромного голубого озера. Кто нас здесь поджидает?

- А теперь, ребята, отгадайте ребус и узнаете, кто поможет нам перебраться через пруд (на рисунке нарисована рыба и буква К).

Произнесем волшебное заклинание: «Раз, два, три – волшебство произойди!»

- Ребята, «у нас в руках» голубая ленточка!

в) Перед нами широкая тропинка. Мы по ней пойдем, ленточку возьмем! Ребята, для того, чтобы встретиться с гномиком, нужно сделать два волшебных шага!

Гномик Охле, придумал для нас игру!

Игра «Продолжалки».

Логопед начинает предложение.

Я сегодня утром рано умывался из-под…

Жарким летом по горам, в шубе бегает…

Кошка стала мяч катать, закатился под…

Испугался кот собак, задом пятится, как…

Солнце светит очень ярко, бегемоту стало…

На реке большая драка, там поссорились два…

Панцирь носит черепаха, прячет голову от …

Произнесем волшебное заклинание!

Молодцы, ребята, гномик Охле подарил нам ленточку! Как вы думаете, какого она цвета? Тропинка обрывается у оврага, в овраге огромный красный …

Гномик по тропинке шел под кустом грибок нашел. Какой гномик любит красный цвет?

5. Развитие фонематического слуха.

Гномик Кохле решил нас запутать.

г) Игра «Услышишь — хлопни!».

Хлопните в ладоши, когда услышите слово со звуком [р]: Лак, мак, так, рак, кошка, мороз, ежик, игры, топор, чемодан.

д) Физминутка. 

Ребята, становитесь, друг за другом, возьмитесь за руки, чтобы не потеряться, пойдем по дорожке, высоко поднимая ноги.

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Поднимая ноги выше,

Мы к лесной полянке вышли!

Очень долго мы шагали. Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем.

е) Гном Селе просит о помощи. У него гостили друзья. Пришла пора их провожать, они и забыли, кто в каком вагоне едет. Помоги им сесть на свои места.

Игра  «Размести животных по вагонам». Гостей со звуком [р] в начале слова посади в первый вагон, со звуком [р] в середине слова — в средний вагончик, со звуком [р] в конце слова — в последний вагон.

Произнесем волшебное заклинание!

- Молодцы! Вот, синяя лента!

ж) Ребята, гном Желе живет на вершине желтой…

Как мы можем туда добраться?

Гномик спуститься к нам, если мы отгадаем загадки о нем, поиграв в игру!

Давай, узнаем какой он?!                      

з) Игра «Скажи наоборот».                                                                                                                                                                                                                         

Он не плохой, а …

Не молодой, а …                                                                                

Не злой, а …                                                                                                  

Не грустный, а …    

Не больной, а …                                                                                                              

Не ленивый, а …                                                                           Желтая ленточка!                                                                                                                

и) На ковровой полянке долго не было дождей. Без них совсем трудно: и растениям и животным.

Ребята, посмотрите, сколько туч на небе!  Какой гномик здесь может прятаться?

Гномик приготовил для нас задание.

Игра «Найди "грозовую" тучку».

Давайте отыщем грозовые тучи. На них картинки со звуком [р]. Если мы отыщем грозовые тучи, на небе появятся молнии и пойдёт дождь.

Молодцы, ребята, у нас в руках фиолетовая ленточка!

А, что появляется на небе после дождя?

Ребята, давайте все вместе сотворим из волшебных ленточек радугу?!

Ребята, вот и появилась  радуга! Посмотрите, какая она красивая, яркая, цветная!

Дети выполняют артикуляционные упражнения.

Дети «заводят мотор» (произносят звук [р]) и «взлетают» (встают со стульчиков), повторяя за логопедом слоги.

Дети сжимают в кулачок четыре пальца, оставив свободными большой палец. Выполняют вращательные движения большим пальцем.

Дети присаживаются на корточки.

Дети подходят к «Фиолетовому лесу» и выстраиваются полукругом.

Дети выполняют инструкции логопеда.

Ответы детей.

Воспитанники называют слова с заданным слогом. (Ракета, ромашка, раки, радуга).

(Рука, рукавицы, ручей, рубашка).

Воспитанники произносят слова «заклинания».

Ответы детей. (Гномик Геле).

Дети высказывают свои предположения.

(Рыбак).

Воспитанники делают два шага на месте.

Дети договаривают окончание строчки (слово - рифма).

…крана

…баран

…кровать

…рак

…жарко

…рака

…страха

Ответы детей. (Оранжевая).

Мухомор.

Ответы детей. (Гномик Кохле!)

Дети хлопают в ладоши на слова со звуком [р]. «Ловят» слова со звуком [р] и получают красную ленточку.

Дети идут высоко поднимая ноги, перешагивая через препятствия.

Дети присаживаются на стульчики и слушают взрослого.

Воспитанники размещают животных по вагонам, в соответствии с позицией звука (начало, середина, конец):

1 вагон – рысь;

2 вагон – жираф, кенгуру, носорог, зебра, пантера;

3 вагон – тигр.

Горы!

Дети высказывают свои предположения.

Воспитанники подбирают противоположные по смыслу слова:

…хороший

…старый

…добрый

…радостный

…здоровый

…трудолюбивый.

Гномик Фи.

Дети находят «грозовые» тучи и прикрепляют «молнии» под ними. (Картинки: мухомор, рак, стол, чайник, виноград, грабли).

Радуга!

Выкладывание детьми радуги из разноцветных ленточек.

III. Заключительная часть. Рефлексия.

И по рельсам, и по небу

По дороге, по воде

Путешествовать мы любим

Побывали мы везде!

- Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, Вам понравилось? Что понравилось, запомнилось больше всего?

Какой звук сопровождал нас в путешествии?

Ребята, Вы были дружны, помогали друг другу! Не забывайте, что только все вместе мы сможем  творить чудеса!

До новых встреч!

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ МИР МУЗЫКИ"

Тематическое занятие, с элементами театрализованной деятельности, направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов – классиков, музыкального слуха, голоса, чувства метр...

конспект занятия "Путешествие к волшебному озеру"

Конспект НОД ОО "Физическая культура" для детей подготовительной группы...

Конспект НОД «Путешествие в Волшебный город- Magic Town»

«Путешествие в Волшебный город- Magic Town»Автор: педагог доп. образования, воспитательГорбунова Е.В.Задачи:1. образовательная – закрепление отдельных понятий по правилам дорожного движения, лексики п...

Конспект НОД "Путешествие в Волшебный лес", для детей старшей группе детского сада.

Полностью расписанный в стихотворной форме конспект с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий и системы инновационной оценки (листы индивидуальных достижений), а также технологии...

Презентация "Путешествие в волшебный лес" и конспект НОД "Путешествие в волшебный лес"

Презентация "Путешествие в волшебный лес" и конспект НОД "Путешествие в волшебный лес"...

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ».

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ»....