обучение и развитие детей с ОВЗ в доу
статья по коррекционной педагогике на тему

Гомбоева Цыремжит Дамбаевна

дети с ограниченными возможностями здоровья в общеразвивающих группах дошкольного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образование детей  с ограниченными возможностями здоровья  в условиях дошкольного учреждения общеразвивающей направленности

Гомбоева Цыремжит Дамбаевна

педагог- психолог

МДОУ детский сад «Далай»

Городской округ «Поселок Агинское»

Забайкальский край

Аннотация: освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Проблема обучения и воспитания  детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях обычного неспециализированного детского сада  - одна из актуальных проблем современного российского общества. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В муниципальном образовательном учреждении  детский сад «Далай»  сформировано 4 группы  общеразвивающей направленности.  В данном  учреждении  обучаются и воспитываются дети  с ОВЗ группа инвалидности категория «ребенок - инвалид»: детский церебральный паралич, атонически – астатическая форма -1,  умственная  отсталость легкой степени с осложненными формами – 1.  Образовательная деятельность ведется на основании утвержденной основной образовательной программы дошкольного образования  "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере образования Российской Федерации связаны с новым отношением к инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ. Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период детства независимо от социального статуса, психофизиологических и личностных особенностей. Одним из направлений психолого-педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения является инклюзивное образование. Организация обучения  детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, помогает обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми, способствует эффективному решению проблем их социально-психологической  адаптации и интеграции в общество. Именно поэтому так важно организовать процесс социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.  Детский сад реализует  проект по внедрению современных технологий эффективной социализации ребенка в ДОУ. С прошлого учебного года педагогический коллектив реализует технологии  «Образовательного события»,  «Клубный час». Преимущества данных  технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки педагогов, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования  и воспитания   наряду со здоровыми детьми. В течение года состоялись  «Клубные  часы» по теме «Моя страна. Мой поселок», «Животные жарких стран», «Большое  космическое путешествие». При инклюзивном подходе выигрывают все дети, так как он предполагает как индивидуальный, так и дифференцированный метод в организации и реализации образовательного процесса. При этом процессе реализуется ряд социальных и педагогических факторов:

– взаимная адаптация детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников;

– использование реального примера для детей с ОВЗ — того, к чему они могут стремиться;

– участие сверстников в совместном взаимодействии в процессе образования и досуга;

– формирование толерантного отношения у нормально развивающихся сверстников.

Введение инклюзивной практики в условиях дошкольного образования детей возможно при соблюдении ряда условий: создание вариативной программы инклюзивного образования, подготовка кадров к осуществлению реализации программы инклюзивного образования; создание специальных условий в образовательной организации, в том числе и создание предметно-развивающей среды для реализации программы инклюзивного образования.

Для правильного построения специальной среды следует учитывать, что нахождение в ДОО любого воспитанника должно быть максимально удобным с точки зрения его физических возможностей и максимально обеспечивать чувство психологического комфорта в условиях данного образовательного учреждения:

- создание специальных условий в ДОО с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- создание адаптированных образовательных программ коррекционного обучения и воспитания;

-  активное вовлечение родителей в воспитание детей.

Адаптированная образовательная программа разрабатывается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ по рекомендациям МППК.  Задачи развития ребенка решаются на индивидуальной и подгрупповой непосредственно организованной деятельности, в совместной деятельности, во время режимных моментов. Подгрупповые формы проведения занятий оказывают психокоррекционную помощь: воспитанники приобретают коммуникативные навыки, развивают волевые усилия,  у детей приобретаются навыки по подражанию сверстникам. Основным видом детской деятельности является игра, поэтому вся деятельность подчинена именно игре; индивидуальные, групповые, музыкальные занятия и т.д. проводятся в игровой форме.  Работа с родителями направлена  на формирование детско-родительских отношений,  с учетом психологических особенностей ее членов и динамики семейных отношений,  побуждение родителей стать активными участниками развития своего ребенка, включение в процесс обучения. Образовательные услуги реализуются путем специально организованной воспитательно-образовательной деятельности, психологической помощи воспитанникам и их семьям. Дэвид Митчелл, признанный международный эксперт в области инклюзивного образования вывел «формулу» для описания составляющих инклюзивного образования:

ИО=В+О+5К+П+Рс+Рк,

 где,  В – видение (т.е. знание об актуальном состоянии и наличие прогноза на развитие и обучение),

 О – определение в школу,

 5К – 5 компонентов (адаптированный учебный план, адаптированная оценка, адаптированное обучение, адаптированная среда, право на образование),

 П – поддержка,

Рс– ресурсы,

 Рк– руководство.

Думается, что успех инклюзивного образования зависит от всех указанных компонентов. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом  детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс. Каждый ребенок имеет право получать качественное образование со здоровыми сверстниками. Именно в обычной образовательной сфере дети с особыми образовательными потребностями смогут получить, помимо учебной информации, возможность полной жизни в обществе, т.е. социализироваться. Эти проблемы в современных образовательных учреждениях  решает инклюзивное образование. Инклюзивное образование предполагает:

1. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном,  а в обычном учебном заведении. При этом они должны получать специализированную помощь.

2. Вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям.

3. Удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий. Инклюзивное образование базируется на восьми принципах: 

1.   Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2.   Каждый человек способен чувствовать и думать.

3.   Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4.   Все люди нуждаются друг в друге.

5.   Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6.   Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7.  Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8.   Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Список литературы:

1.        Андреева А., Тахаува А. К проблеме инклюзивного воспитания и обучения в детском саду// Дошкольное воспитание. 2012. № 6.

2.        Потапова О. Е. Инклюзивные практики в детском саду: Метод.рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 128 с. (Управление детским садом). (8)

3. Проект Закона РФ «О специальном образовании» [Электронный ресурс] // Дефектология. – 1995. – № 1. – С. 3–15. – Режим доступа: http://shishkova.ru/library/journals/ items/htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению детей 5-6 лет в группе предшкольной подготовки на 2012 -2013 учебный год Составлена на основе программы обучения и развития детей 5 – 6 лет «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой

Рабочая программа по подготовке детей 5 – 6 лет к обучению в школе разработана на основе Программы  обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф. Вино...

Технологии обучения и развития детей с нарушением слуха дошкольного возраста

Классификация технологий обучения и методы применения....

Индивидуальная коррекционная программа воспитания, обучения и развития детей на I полугодие с ЗПР 5 -6 лет.

Одной из приоритетных задач нашего ДОУ является оказание комплексной, коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами развития познавательных процессов разной степени выраженности.Эффективность ...

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет  «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...

Индивидуальная программа обучения и развития детей от 0 до 3мес.

Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития детей. От 0до3мес....

Выступление на педагогическом совете на тему :"Развитие познавательной активности дошкольников. Ребёнок на пороге школы." " Готовность ребёнка к школьному обучению. Особенности развития детей 6-7 лет".

quot; Готовность ребёнка к школьному обучению.Особенности развития детей 6-7 лет."    Нередко родители понимают под готовностью ребёнка к школе только умения ребёнка читать, писать и с...