Индивидуальная коррекционная программа воспитания, обучения и развития детей на I полугодие с ЗПР 5 -6 лет.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Одной из приоритетных задач нашего ДОУ является оказание комплексной, коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами развития познавательных процессов разной степени выраженности.

Эффективность коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР мы определили индивидуальной программой для каждого ребенка. Этой программой пользуются все специалисты, занимающимися с этими детьми. Программу составляем творческой группой 2 раза в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no1individualnaya_programma_vospitaniya.docx39.98 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная  коррекционная программа  воспитания, обучения и развития детей  на I полугодие с ЗПР 5 -6 лет.

Здоровье и условия воспитания.

Ответственные: все педагоги.

  • Выполнять режим дня.
  • Всем взрослым соблюдать единые требования к обучению и воспитанию.
  • Способствовать соблюдению социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях:
  • слушать взрослых,
  • выполнять аккуратно действия, связанные с навыками самообслуживания: проситься в туалет, мыть руки перед едой;
  • убирать за собой игрушки и одежду и др.;
  •  здороваться при встречах с  взрослыми и детьми, смотреть в глаза;
  • во время еды – пользоваться салфеткой, правильно держать ложку, пользоваться ножом, убирать за собой посуду;
  • во время занятий и игр – слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т.д.);
  •  Закреплять у ребенка называние себя в первом лице «Я буду», «Я поел», «Я иду гулять», «Я слепил», «Почитай мне сказку», «Дай мне пить» и обращение к воспитателю на «вы»;
  •  В процессе выполнения режимных моментов воспитатель и специалисты выполняют  пальчиковую гимнастику, речедвигательные  упражнения,  массаж  на эмоциональном и вербальном общении взрослого с ребенком.

Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.

Ответственные: все педагоги. 

  • Учить  действовать самостоятельно:
  • одеваться и раздеваться. Учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды,  пользоваться молнией и «липучками», кнопками. Завязывать шнурки. Воспитывать самоконтроль;
  • приучать аккуратно класть вещи на место (учить вешать и складывать  одежду и ставить обувь в свой шкафчик, убирать игрушки);
  • умываться (мыть руки и лицо, удерживая воду в руках – руки делать как лодочка, намыливать руки с тыльной и внутренней сторон, аккуратно смывать мыло водой, а затем вытирать руки после умывания полотенцем). Чистить зубы. Пользоваться туалетной бумагой, сливать воду из бачка. Учить расчесывать самостоятельно волосы перед зеркалом. Обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой;
  • во время еды: закреплять навыки правильного удержания ложки во время еды и есть, не проливая суп; пользоваться вилкой, аккуратно накалывая еду; пить из чашки и из стакана;  пользоваться салфеткой во время и после еды;
  • приучать расправлять кровать: складывать покрывало пополам и класть его на стул; складывать пижаму в определенное место.

Социальное развитие:

Ответственные: все педагоги.

  • закреплять представления о себе и о своей семье.  Учить называть свое имя и фамилию, половую принадлежность («Я - мальчик, Я - Саша»). Называть имена своих близких, понимать родственные связи («Я маме сын, а бабушке внук);
  • учить с ребенком адрес, по которому он проживает. Дать представление о городе, в котором он живет.
  • учить соотносить свои вещи, игрушки, с местоимениями – (Моя куртка, мои вещи, мой карандаш);
  • продолжать совершенствовать представления  о своих частях тела и лица, их назначении
  • формировать представления о своих желаниях и потребностях: «Я хочу пить»,  «Я устал, я хочу спать», «Я не хочу пить», «Я  не хочу суп», «Я хочу играть» и т.д.
  • приучать ребенка  обращать внимание на просьбы других людей;
  • продолжать формировать способы взаимодействия со сверстниками: здороваться при встрече, задавать вопросы при встрече, спрашивать «Как у тебя дела?», «Какие у тебя игрушки?»; «Как тебя зовут?» «Кто ты?»; «Давай играть в строитель» и т.д.
  • воспитывать бережное  отношение к  игрушкам, вещам, продуктам питания;
  • формировать эмоциональные и деловые способы общения и взаимодействия с взрослыми  (смотреть в глаза, обращаться к взрослым  по имени и отчеству);
  • формировать эмоции радости, удовольствия, удовлетворения и поддерживать состояние психологического комфорта, укреплять положительные эмоциональные связи;
  • удерживать внимание на собеседнике, предмете, деятельности.

                         Физическое воспитание:

Ответственные: педагог по физической культуре, воспитатель.

  • Воспитывать интерес к физкультурным занятиям.
  • Формировать привычку к выполнению утренней гимнастики.
  • Формировать у ребенка правильное дыхание (например, вдох носом, - руки вверх; выдох через рот – руки вниз);
  • учить перешагивать через веревку, обруч, ручеек, порог и т.д.  
  • продолжать учить подползать под ворота, через обруч.
  • продолжать учить прыгать на двух ногах: ноги вместе, руки на поясе, прыжки на месте
  • делать приседания вместе с мячом или куклой (вначале с поддержкой взрослого); ходить по скамейке, удерживая равновесие с помощью рук в стороны;
  • Продолжать развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую моторику:
  • учить ловить мячи разного размера; бросать в цель; бросать большой надувной мяч двумя руками, из-за головы вперед;
  • доставать предметы, находящиеся вверху, становясь на носочки;
  • формировать пространственные отношения: «влево» - «вправо», «вперед» - «назад», «вниз» - «вверх»;
  • воспитывать волевые (умение ждать, действовать по правилам) и нравственные качества личности (честность, сочувствие к товарищам).

Развитие познавательной деятельности

Ответственные:  учитель-дефектолог, воспитатель, учитель-логопед и др. педагоги.

       Сенсорное воспитание.

Продолжать развивать ориентировки на величину, форму, цвет, целостное восприятие предметов, способствовать развитию психических процессов и эмоциональной сферы.

Величина: 

  • выделять три-четыре предмета по величине: большой, средний, маленький, самый маленький;
  • учить группировать предметы по величине;
  • учить различать и соотносить по величине плоскостное изображение предметов.

Форма:

  • учить пользоваться методом проб при решении сенсорных задач: опускать различные формы в прорези;
  • выделять различные формы среди других;
  • группировать предметы по форме;
  • сравнивать 2 предмета по форме.

Цвет: 

  • продолжать учить называть основные цвета (желтый, красный,  зеленый, синий) и их оттенки.
  • учить соотносить цвет с предметом;
  • учить группировать предметы по одному свойству -  по цвету.

Целостное восприятие:

  • продолжать учить складывать разрезную картинку из трех-четырех частей;
  • собирать сборно-разборные игрушки (машинку, пирамидку, матрешку),
  • складывать картинку из разрезных кубиков (6 - 9).

       Тактильно-двигательное восприятие

  • продолжать формировать ориентировку на свойства и качества предметов, через тактильное восприятие (твердый - мягкий, холодный – теплый, шершавый - гладкий, мокрый - сухой);
  • продолжать учить различать на ощупь разные по форме предметы и продукты питания (овощи, фрукты, игрушки, посуда).   

       

           Слуховое восприятие:

  • учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? – за ширмой колокольчик, барабан и др.;
  • различать по голосу взрослых и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?»;

         

 Формирование наглядно-действенного и наглядно - образного мышления:

  • учить решать простейшие проблемно-практические задачи, пользоваться предметами-орудиями при выполнении определенных действий  (карандаш для рисования, ложка для супа, носовой платок для носа и др.).
  • учить находить картинку с изображением предмета-орудия к изображенному сюжету: Что нужно мальчику для рисования? Что нужно девочке, чтобы покатать куклу?  Что нужно девочке, чтобы покататься с горки? и т.д.
  • учить находить четвертый лишний предмет и аргументировать свой ответ;
  • учить располагать серию сюжетных картинок (3-4), объединенных одним сюжетом и составлять небольшой рассказ. Учить устанавливать простые причинно-следственные связи и закономерности.

           Ознакомление с окружающим:

  • уточнить представления о явлениях природы о временах года: осенью - меняют цвет листья и они опадают, день становится короче, а ночь длиннее, птицы улетают на юг, убирают урожай овощей и фрукт; зимой – идет снег, дети катаются на лыжах, санках, коньках;  выделять сюжетные  картинки «Времена года» среди других картинок;
  • продолжать формировать умения наблюдать за изменениями природы, за явлениями природы (солнце, дождь, ветер), отвечать на вопрос: «Какая сегодня погода?», отмечая их в уголке погоды;
  • закрепить представления  о домашних животных, познакомить с их детенышами; о домашних и зимующих птицах;
  • продолжать обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности: учить выделять группу однородных предметов: игрушки - посуда, фрукты - овощи, ягоды - фрукты на картинках. Затем обобщать в слове: «Вот посуда», «Вот игрушки» и т.д.
  • учить группировать картинки по функциональному назначению: в одну сторону - игрушки, в другую – посуду;
  • знакомить  с овощами, фруктами, ягодами, продуктами питания;
  • учить различать некоторые предметы живой природы: цветы, ягоды, деревья, кусты,
  • знакомить с профессиями работников детского сада;
  • учить называть картинки с изображением движений и действий людей: «Дядя читает книгу? Мальчик катается на лыжах?  Мальчик катается на санках?  Девочка танцует?  и т.д.
  • на прогулке продолжать развивать движения и игровые действия: лепить куличики из песка, убирать песок в песочницу и сгребать листву; строить из песка и снега узкие и широкие дороги, замки, лепить снеговика; лепить снежные  куличики; обращать внимание на явления природы: солнышко светит;  листья опадают, идет дождь, птицы улетают, снег идет, вокруг много снега – на елках, на веранде, на машинах; ветер дует - холодно, деревья качаются, снег падает с деревьев.

         Формирование количественных представлений:

  • продолжать учить  различать количества  «много» - «мало»; употреблять в речи слова «много» - «мало»;
  • Совершенствовать  прямой до 10 и обратный счет от 5 до 1;
  • учить выделять от 1 до 10 предметов из группы по подражанию, образцу;
  • соотносить количество 1-5  с количеством пальцев, отвечать на вопрос сколько?
  • учить находить заданное количество однородных предметов 1- 5 в окружающей обстановке;
  • закрепить умение показывать и называть единичные и парные части тела и лица (две руки и ноги, один нос и т.п.);
  • учить выполнять счетные операции в пределах 5;
  • учить составлять равные по количеству множества предметов и понимать выражение столько…, сколько…. (Например: “Сколько елочек, столько грибочков”; Сколько вагончиков, столько матрешек; где больше, где меньше);
  • учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами без пересчета в пределах 5-ти;
  • формировать пространственные отношения: «слева» - «справа», «впереди» - «сзади», «внизу» - «наверху», «под», «над», «между»;
  • формировать умение сравнивать предметы по признакам: цвету, форме, величине (путем наложения и приложения). Группировать предметы по двум признакам;
  • формировать умение сравнивать предметы по количеству, пользуясь методом приложения одного предмета к другому. Использовать слова в речи «больше», «меньше», «одинаково» и использовать знаки « >», « >», «=»;
  • учить пользоваться порядковым счетом и отвечать на вопросы: «Который  по счету?», «На каком месте?»
  • формировать временные представления: времена года, части суток, дни недели.  Их последовательность.
  • формировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение и аналогию (сделай так же).

Развитие речи:

Ответственные: учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель и др. педагоги.

             Формирование звуковой культуры речи:

  • Проводить активную артикуляционную гимнастику: растягивать губы в улыбке, вытягивать их в трубочку, широко открывать рот и показывать зубы и др.; удерживать язык в определенной позе: во рту – неподвижно (под счет до 5 раз), делать «часики», пощелкивания языком, облизывать губы по часовой  и против часовой стрелки и др.;
  • отраженно произносить набор звуков  и слогов русского языка;
  • развивать воздушную струю: дуть на легкие предметы – шарики, бабочки и т.д.
  • начать работу по произношению и постановке звуков по традиционным методикам.

            Развитие понимания обращенной речи:

  • учить выполнять действия по словесной инструкции: «Принеси простые карандаши.  Дай карандаш Вове».
  • учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1-2-3 действия (Принеси пластилин и разложи на столы детям).
  • учить выполнять задания по речевой инструкции, включающую пространственные отношения между предметами: на, под, в, за (пример: «Поставь чашку на блюдце. Положи шапку на верхнюю полку, а сапоги поставить на нижнюю полку).

           Формирование фонетико-фонематического слуха: 

  • за педагогом звуки, слоги и простые слова;
  • повторять проводить работу по  уточнению слогового состава разных слов (от простых  к сложным), сопровождая игровыми действиями (отхлопывание, отстукивание молоточком, мячом и т.д.).
  • слушать  звуки  живой, неживой природы и звуков речи. Петь песенки со звукоподражанием, читать стихи, побуждать к воспроизведению недостающих слогов и слов в потешках и стихотворениях (например, уронили Мишку (на пол).
  • формировать четкое произношение и различение гласных звуков: а, у, о, и, ы;
  • выделять первый ударный и безударный звук, выделять из потока гласных заданный  звук;
  • анализировать звукосочетания (АУ, УА, ИАУ, ОИА, ЫОУ);
  • формировать понятия «слово», «звук», «гласный», «буква».

           

Формирование активной речи:

  • уточнить и расширить предметный словарь по изучаемым темам;
  • учить выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в бытовых ситуациях («Помогите пожалуйста»).
  • учить произносить элементарные фразы, обращая внимания на окончания слов (работа над глагольным словарем): «Давай играть», «Давайте играть», «Я буду рисовать», «Мы будем рисовать», «Я рисовала», «Миша рисовал»;
  • обогащать словарь, включая в речь новые существительные, глаголы, прилагательные, числительные;
  • учить согласовывать существительное с глаголом и прилагательным;
  • учить использовать (отраженно и самостоятельно) существительные в      различных падежах;
  • вводить в активную  речь знакомые свойства и качества предметов (пример: «Мяч круглый, резиновый; шарф длинный, мягкий; мандарин сладкий, сочный);
  • формировать  потребность высказывать свои желания в речи: «Что будем делать: лепить или рисовать?» «Я хочу рисовать»; «Во что будем играть? В лото или домино?»
  • учить отражать в речи результаты наблюдений в природе и в быту;
  • учить при произнесении взрослым потешек, стихов, считалок выполнять определенные действия, разучивать  игры с пальчиками с речевым сопровождением;
  • учить отвечать на простые вопросы логопеда по демонстрации предметов и картинок: что это? – это дом; что это? – это мяч и т.д.
  • учить отвечать на вопросы логопеда, описывать действия по их демонстрации и по картинкам, изображающим действия (построение фразы из 2- 3– 4 –х слов: например, «Что делает девочка? - Девочка едет. Девочка едет на велосипеде»;
  • учить совместно с взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать знакомые сказки: «Репка», К. Чуковский «Мойдодыр», «Цыпленок», С. Маршак «Усатый полосатый», В. Сутеев «Цыпленок и утенок», А. Барто «Игрушки» участвовать в драматизации этих сказок.
  • побуждать ребенка самостоятельно задавать вопросы.

Формирование игровой деятельности:

Ответственные: все педагоги. 

  • учить воспроизводить цепочку игровых действий (3-4 действия): строительные игры – нагружаем кубики,  везем их строить дом;
  • включать знакомые игровые действия в  простой сюжет, постепенно усложняя его (игры: Магазин, Доктор, Повар и др.).
  • учить выполнять роли в процессе простой сюжетно-ролевой  игры: в повара, доктора, музыкального руководителя, няни, шофера и др.

Формирование продуктивных видов деятельности:

Ответственные:  воспитатель и педагог по ручному труду.

  • Сформировать у ребенка интерес к продуктивным видам деятельности.
  • Учить узнавать в изображениях (лепке, рисунке, аппликации, постройке)  реальные предметы окружающей действительности.
  • Учить ребенка использовать материалы и принадлежности по назначению, правильно держать карандаш, кисточку, ножницы, соблюдая технику безопасности.
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
  • Формировать технические навыки.
  • Способствовать развитию воображения.

Лепка

  • формировать способы обследования предметов перед лепкой, выполнять лепные поделки с использованием различных приемов («огурец», «апельсин», «банан», «мандарины», «помидор»);
  • учить делить пластилин на 2 части; раскатывать пластилин прямыми, круговыми движениями, сплющивать пластилин, применять стеку;
  • учить лепить предметы по подражанию («Баранки», «Колобок»).

         Рисование

  • вызывать интерес к рисованию: взрослый  на глазах у ребенка рисует и учит рисовать различными изобразительными средствами (краски, фломастеры, карандаши) прямые, круговые линии, действуя  рукой ребенка, давая образец на другом листе.
  • учить дорисовывать картинку: ленточки к шарику, веревочку к машинке и т.д.;  учить раскрашивать картинки , не выходя за край рисунка;
  • учить рисовать знакомые предметы по образцу; соотносить цвета изображаемых предметов с реальными.

      Конструирование и ручной труд

  • Развивать согласованность действий обеих рук, формировать захват предметов (ладонный захват, ладонно-пальцевой захват, щепоть, пальцевой)
  • учить строить конструкции по показу, образцу и речевой инструкции.

       Аппликация:

  • познакомить с тем, что плоские предметы можно наклеить на бумагу: учить наклеивать  простые предметы по показу - «Шары на ниточках», «Рыбки в аквариуме»;
  • учить Ребенка располагать предметы на бумаге, пользоваться кисточкой, клеем, тряпкой, наклеивать простые предметы - мячик, грибок, домик, чашку, зайчика, морковку, яблоко, шарики  и  т.д.

Музыкальное воспитание.

Ответственные:  музыкальный руководитель, воспитатель, дефектолог, логопед.

  • Воспитывать интерес к музыкальным занятиям, желание участвовать в музыкальных играх, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • Развивать слуховое внимание, чувство ритма;
  • Учить различать и называть детские музыкальные инструменты, точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии или песни на шумовых инструментах;
  • Учить играть на металлофоне простейшие мелодии, выполняя точный ритмический рисунок;  
  • Развивать пространственную ориентировку, общую и мелкую моторику;
  • Узнавать и запоминать знакомые мелодии, заучивать песенки наизусть, подпевать;
  • Учить начинать двигаться с началом музыки и заканчивать с окончанием музыки, ходить и бегать под музыку, выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением музыки или содержания песни.

                                Трудовое воспитание.

Ответственные: воспитатель и др. педагоги.

  • продолжать формировать навыки опрятности и гигиены (следить за чистотой своих рук, одежды, убирать за собой посуду);
  • привлекать ребенка к выполнению трудовых поручений (убрать игрушки, убрать мусор, отнести предметы в кабинет);
  • наблюдать за дежурством старших детей с целью формирования последовательности и цели их действий. Воспитывать чувство заботливого отношения к детям в группе и взрослым, бережное отношение к растениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут по речевому и социально-коммуникативному развитию на первое полугодие воспитанника средней группы.

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении. Это создание в детском саду у...

Индивидуальный "маршрут" обучения и развития воспитанников, имеющих затруднения в обучении и развитии

Индивидуальный "маршрут" обучения и развития воспитанников, имеющих затруднения в обучении и развитии...

Итоговое занятие по познавательному развитию за первое полугодие в подготовительной группе.

Цель: обобщить и систематизировать знания по формированию элементарных математических представлений и окружающему миру полученные за первое полугодие в подготовительной к школе группе....