Главные вкладки

    Нейропсихологическое занятие.
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

    Иваньшина Ольга Сергеевна

     

    Контингент: дети с несформированностью или слабостью нейродинамического, кинестетического, пространственного, соматического факторов, посещающие общеразвивающую группу ДОО

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект нейропсихологического занятия с детьми.

    Контингент: дети с несформированностью или слабостью нейродинамического, кинестетического, пространственного, соматического факторов, посещающие общеразвивающую группу ДОО

    Форма организации: подгрупповая (4-5 человек)

    Цель: формирование и развитие нейропсихологического пространства ребенка.

    Задачи:

    — восстановление процессов нервной деятельности;

    — повышение уровня тонуса тела;

    — формирование произвольного компонента деятельности (произвольной регуляции);

    — улучшение интеллектуальных способностей.

    Материалы, оборудование:

     — пластмассовые звездочки на палочке по количеству участников;

    — бигуди по количеству участников;

    — коврики на каждого человека;

    — аудиозапись спокойной музыки.

    Ход НОД

    Ритуал приветствия. Все дети вместе с психологом выполняют движения под текст:

    Здравствуй, солнце золотое!          постукивают указательным пальцем по большому

    Здравствуй, небо голубое!             постукивают средним пальцем по большому

    Здравствуй, вольный ветерок!      постукивают безымянным пальцем по большому

    Здравствуй, маленький дубок!     постукивают мизинцем по большому пальцу

    Мы живем в одном краю!             сжимают, разжимают пальцы

    Всех я вас приветствую!               хлопают в ладоши, стучат кулаками друг по другу

    Движения под 1-4 строки выполняются двумя руками одновременно

     Основная часть.

    Главное условия выполнения всех упражнений – движения без резких рывков, в среднем темпе.

    1. Упражнение «Любопытная Варвара». Сидя в позе лотоса, дети выполняют движения под текст вместе с ведущим:

    Любопытная Варвара

    Смотрит влево, (поворот головы влево и обратно)

    Смотрит вправо. (поворот головы вправо и обратно)

    Кладет голову сюда, (наклон головы к левому плечу)

    А потом еще туда. (наклон головы к правому плечу)

    Возвращается обратно – (возвращение в исходное положение)

    Расслабление приятно!

    А Варвара смотрит вверх, (наклон головы назад)

    Выше всех, дальше всех.

    Возвращается обратно – (возвращение в исходное положение)

    Расслабление приятно!

    А Варвара смотрит вниз, (наклон головы вперед)

    Мышцы шеи напряглись.

    Возвращается обратно – (возвращение в исходное положение)

    Расслабление приятно!

    2. Глазодвигательное упражнение. Не шевеля головой, дети следят за звездочкой, зажатой в руке, двигающейся по пяти направлениям:

    — вправо и в исходное положение,

    — влево и  в исходное положение,

    — вверх и в исходное положение,

    — вниз и в исходное положение,

    —  переносице и в исходное положение.

    Исходное положение звездочки  — напротив переносицы.

    Дети держат звездочку в трех положениях:

    — на вытянутой руке,

    — в согнутой руке;

    — в руке, находящейся у переносицы.

     3. Игровой самомассаж «У сосны». Дети катают бигуди между ладонями под ритм следующего текста:

    У сосны, у пихты, елки

    Очень колкие иголки.

    Но еще сильней, чем ельник,

    Вас уколет можжевельник.

    4. Растяжка сидя.

    И.п. – сидя на полу, ноги разведены в стороны на ширине плеч, руки упор на полу.

    На счет раз – правая рука берется за левое плечо, разворот туловища в левую сторону, взгляд за плечо.

    Два – и.п.

    Три – левая рука берется за правое плечо, разворот туловища в правую сторону, взгляд за плечо.

    Четыре – и.п.

     5. Упражнение «Оловянный солдатик» (сидя).

     И.п. – сидя на полу, ноги вытянуты вперед, руки вдоль туловища.

    На счет раз – поднимается вверх правая рука, напрягается и одновременно напрягается левая нога.

    Два – и.п.

    Три — поднимается вверх левая рука, напрягается и одновременно напрягается правая нога.

    Четыре – и.п.

     6. Дыхательное упражнение «Бабочка».

    И.п. – сидя на полу, захватить сложенные стопы ног руками, сцепленными в замок, колени в стороны. Пятки как можно ближе к ягодицам, мышцы бедер расслаблены.

    По команде вдох – взмах бедрами ног, как крыльями бабочки.

    1,2,3,4,5 – задерживают дыхание.

    Выдох – и.п.

     7.Функциональное упражнение «Кошечка – лошадка».

    По команде «кошечка» – двигаются стоя на четвереньках перекрестным ходом.

    По команде «лошадка» — одноименный ход.

     8. Упражнение с правилами «У костра».

    Дети стоят в кругу вокруг предмета, символизирующего костер.

    По команде (словесной инструкции) «жарко» дети должны отойти от «костра»,

    по команде «руки замерзли» — протянуть руки к «костру»,

    по команде «ой, какой большой костер» —  махать руками,

    по команде «искры полетели» — хлопать в ладоши,

    по команде «дружбу и веселье» — взяться за руки.

    Взрослый произносит следующий текст:

    Греться всем пришла пора:

    Руки-то замерзли.

    Очень жарко у костра,

    Затушим его после.

    Ой, какой большой костер!

    Искры полетели.

    Наш костер всем нам принес

    Дружбу и веселье!

     9. Визуализация «Небо». Инструкция психолога:

    « Сядьте в кресло прямо, опираясь на спинку (но не напрягаясь), ноги должны касаться пола (можно сесть на пол, скрестив ноги). Закройте глаза.

    Представьте прекрасное голубое небо. По нему двигаются облака. Вы наблюдаете за ними. Если вы о чем-то думаете, пусть ваши мысли улетят вместе с облаками. Вы сосредоточены на небе. Человек, смотрящий на облака, — внутренний наблюдатель, тот, кто всегда наблюдает за вашими мыслями.

    Внутренний наблюдатель очень спокоен, уравновешен и счастлив. Вы ощущаете покой, тишину и радость.

    Откройте глаза. Некоторое время посидите спокойно. Затем медленно встаньте.

    Рефлексия. Дети рассказывают, что они представили во время визуализации, затем делятся своими впечатлениями от занятия: какое упражнение им больше всего понравилось и почему.

    Ритуальное прощание. Дети и психолог  берутся за руки и хором говорят: «Всем-всем спасибо!».



    Предварительный просмотр:

    Игры на сплочение и знакомство детского коллектива, на разогрев и организацию группы, снижение напряженности.

    Привет фотографии (для детей с 3 лет)

    Цель: обучение детей узнавать друг друга по фотографии, создание положительного настроя

    Дети сидят в кругу. В центре на столе лежат фотографии лицами вниз. Ребенок выходит в центр круга, берет любую фотографию, затем находит человека по фотографии, подходит к нему и здоровается (пожать руку и сказать «Привет») Ребенок, с которым поздоровались, сначала отвечает на приветствие, а затем выбирает следующую фотографию. Игра продолжается до тех пор, пока не останется ни одной фотографии.

    Клубочек  (для детей с 4 лет)

    Цель: знакомство, установление доверительного контакта с детьми, сплочение группы.

    Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.). Ребенок ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

    Замечание: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

    Ха – ха – ха! Хе – хе – хе! (для детей с 4 лет)

    Цель: создание положительных эмоций, снятие напряжения.

    Дети стоят  в кругу, соединяют руки в замок. Ведущий показывает следующее:

    3 раза прикасается к левому плечу, произнося «ха – ха – ха»

    3 раза прикасается к правому плечу, произнося «хо – хо – хо»

    3 раза прикасается к левому колену, произнося «хи – хи – хи»

    3 раза прикасается к правому колену, произнося «хе – хе – хе»

    Затем все движения повторяются более  быстром темпе по 2 раза. Затем еще быстрее по 1 разу. Затем количество раз увеличиваем, а темп снижаем. Произнося последнее «хе», детям предлагается выплеснуть всю усталость, всю злость, всю обиду, которые накопились в их теле.

    Перекличка - путанка (для детей с 4 лет)

    Цель: Развитие произвольного внимания, закрепление знакомства

    Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом, то имя, то фамилию (имя называется правильно, фамилия – нет; фамилия правильна, имя не то). Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры.

    Ласковое имя (для детей с 4 лет)

    Цель: формирование положительной самооценки и самопринятия, знакомство.

    Один из детей - водящий - встает в центр круга. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму имени водящего. Он последним получает мяч и называет ту ласковую форму своего имени, которая ему понравилась. Упражнение продолжается до тех пор, пока в центре круга не побывает каждый ребенок.

    Вариант. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму своего имени. Когда все дети назовут ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя.

    Вариант. «Назови своего соседа ласковым именем так, чтобы ему было приятно»

    Передай игрушку по кругу (для детей с 4 лет)

    Цель: разминка, разогрев группы, развитие внимания, быстроты реакции, умения действовать сообща

    Дети стоят в кругу. По кругу пускают игрушки. Передавая игрушку, дети говорят: «Дальше, дальше…» Сначала их в два раза меньше, чем детей. По мере увеличения скорости передачи игрушек из рук в руки количество игрушек увеличивается.

    Вариант.  Дети сидят на ковре и перекатывают друг другу мячи, не останавливаясь. Количество мечей от 2 до 5.

    Вариант. Можно добавить еще одно правило. Когда взрослый скажет: «Всё наоборот», игрушки или мячи передаются в обратном направлении.

    Передай движение по кругу (для детей с 4 лет)

    Цель: развитие выразительности движений, воображения, активизация и сплочение детей

    Дети передают друг другу воображаемые предметы: большой мяч, тяжелую гирю, горячий блин, младенца, паука на паутинке, стопку кубиков, горящую свечу.В конце упражнения дети берутся за руки. Взрослый, говоря «Привет», пожимает руку соседу справа, тот следующему по кругу. «Приветик» должен обойти круг и вернуться к взрослому

    Животные (для детей с 4 лет)

    Цель: активизация группы, развитие слухового внимания

    Детям раздаются карточки и изображением нескольких (2 – 4) видов животных. Дети должны, издавая характерные звуки того или иного животного, найти остальных членов своей подгруппы. Энергизатор в игровой форме помогает разделить большую группу на несколько подгрупп, вовлекает ребят в активную деятельность.

    Невербальное приветствие (для детей с 4 лет)

    Цель: разогрев группы, преодоления барьеров в общении, снижение эмоционального напряжения.

    Участникам предлагается молча здороваться друг с другом: а) руками с закрытыми глазами, б) коленками, в) спинами, г) мизинцами, д) плечами, е) локтями и т.д. Упражнение можно проводить при достаточной разогретости группы не в начале занятия.

    Поварята (для детей с 4 лет)

    Цель: развитие внимания, групповой сплоченности

    Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Можно раздать картинки. Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо.

    Комплименты (для детей с 4 лет)

    Цель: повышение самооценки, создание положительного образа себя, развитие коммуникативных навыков

    Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

    Предупреждение:Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

    Путаница (для детей с 5 лет)

    Цель: разогрев, сплочение группы, снижение напряженности.

    «Сейчас один из вас, доброволец, должен выйти за двери. Остальные должны встать в круг и взяться за руки. После того как образуется плотное кольцо, необходимо «запутаться», не разжимая рук. Когда «клубок» будет готов, мы пригласим ведущего, который «распутает» группу». Можно провести путаницу еще раз, предложив кому-либо из группы «запутать» всех остальных, а другому ведущему распутать.

    «Здравствуйте!» по очереди (для детей с 5 лет)

    Цель: разогрев группы, снижение напряженности, рефлексия собственного эмоционального состояния, настрой на работу.

    Взрослый говорит, что сейчас он будет здороваться, но не со всеми сразу, а по очереди. Те, с кем он поздоровается, должны встать и сказать: «Здравствуйте». Далее игра проходит в два этапа. На первом этапе взрослый предлагает детям осознать свои эмоциональные состояния: «Те, кто сейчас в хорошем настроении, здравствуйте!», «Те, кто сегодня не выспался, здравствуйте!», «Те, кому грустно, здравствуйте!». На втором этапе настраиваем детей на выполнение различных видов деятельности: «Те, кто любит рисовать, здравствуйте!», «Те, кто хочет заниматься, здравствуйте!», «Те, кто хочет стать умным (уверенным), здравствуйте!»,

    Приветствие с колокольчиком (для детей с 5 лет)

    Цель: приветствие, настрой детей на доброжелательный лад.

    Дети стоят в кругу, Взрослый подходит к одному из них, звонит в колокольчик и говорит: «Здравствуй, Ваня, мой дружок!». После Ваня берет колокольчик и идет приветствовать другого ребенка. Колокольчик должен поприветствовать каждого ребенка.

    Разные приветствия (для детей с 5 лет)

    Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков

    Взрослый напоминает детям, что с разными людьми мы общаемся по-разному «Поздоровайтесь так, как вы здороваетесь:

    С другом в детском саду

    С воспитателем

    С клоуном в цирке

    С любимой бабушкой

    С тем, на кого обиделись

    С тем, кого рады видеть

    А теперь скажем все вместе: «Здравствуйте все!» и поаплодируем друг другу.

    Вариант. Здороваться с разным настроением: «Очень устали, Веселые, Опаздываем в детский сад, В Космосе (в невесомости)»

    Ветер дует на... (для детей с 5 лет)

    Цель: знакомство, разогрев, сплочение группы.

    Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

    Поменяйтесь местами (для детей с 5 лет)

    Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания и мыслительных процессов.

    Участники садятся в круг, в центре которого стоит психолог. Ведущий предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например: «Пересядьте все те, у кого карие глаза (любит убирать игрушки, кататься с горки и т.п.)», — и все, у кого карие глаза, должны поменяться местами». При этом ведущий тоже принимает участие в игре и должен успеть занять освободившееся место, оставшийся без места продолжает игру. По окончании игры можно спросить: «Как вы себя чувствуете?» Затем делают вывод, что у всех есть много общего.

    Встаньте те, у кого… (для детей с 5 лет)

    Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания, наблюдательности и мыслительных процессов.

    Дети сидят на стульях. Ведущий говорит: «Встаньте те, у кого:

    Светлые волосы

    Карие глаза

    В одежде есть синий цвет

    Пишет левой рукой

    Любит танцевать

    Вариант: «Похлопайте в ладоши те, кто сегодня грустный (любит смотреть мультики и т.п.)» Затем делают вывод, что у всех есть много общего.

    Разные, но похожие  (для детей с 5 лет)

    Цель: разогрев и сплочение группы, снижение напряженности, развитие самосознания, активизация внимания.

    Взрослый говорит:

    - Сейчас поднимут руки только девочки... А теперь поднимут руки мальчики... Попрыгают те, кто в брюках... У кого есть сестренка, обнимут себя... У кого есть брат, похлопают в ладоши... Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове и т.д.

    По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой детей подводят к выводу о том, что все люди разные, но в чем-то они все-таки похожи.

    Рулет  (для детей с 5 лет)

    Цель: активизация группы, создание групповой сплоченности.

    Дети встают в шеренгу, держась за руки. Ребенок, стоящий первым, начинает поворачиваться вокруг своей оси, увлекая за собой стоящих следом. Таким образом, дети образуют некий «рулет». Обращается внимание детей на то, что в ходе упражнения важно не расцеплять руки. Задание можно усложнить, предложив детям «раскрутить рулет».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект нейропсихологического занятия с использованием метода замещающего онтогенеза для детей 5- 6 лет. "Путешествие в страну птиц"

    Конспект нейропсихологического занятия с использованием метода замещающего онтогенеза....

    Коррекционное занятие педагога-психолога по нейропсихологической коррекции с детьми ОНР на тему: «Остров дружбы»

    Цель:-оптимизация тонуса мышц;- развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма;- развитие межполушарного взаимодействия;- развитие произвольной регуляции собственной деятельности, разв...

    Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет с нарушением зрения и речи "Заяц Коська и Родничок" (интеграция нейропсихологической и логопедической коррекции)

    В основе занятия сказка А.Грибачева "Заяц Коська и Родничок". Решаются образовательные задачи (знакомство с круговоротом воды в природе в сказочной форме) и коррекционные,основанные на интеграции неро...

    Конспект нейропсихологического занятия в старшей группе (ЗПР)

    Конспект нейропсихологического занятия в старшей группе (ЗПР)Тема: «Домашние животные»Цель: развитие высших психических функций.Задачи:1. Развитие зрительного гнозиса;2. Расширение и обогаще...

    Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Дифференциация свистящих и шипящих звуков с элементами нейропсихологического подхода и сенсорной интеграции» для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

    В конспекте отражены: программное содержание, оборудование, ход занятия с использованием элементов нейропсихологического подхода и сенсорной интеграции с приложением презентации занятия....

    Открытое занятие по нейропсихологической коррекции

    Открытое занятие  по нейропсихологической коррекции для детей дошкольного возраста с ОВЗ...